■ ■ ■
Первые тенденции заметны уже сейчас. Так, по данным Центра по поддержке сельскохозяйственного рынка, уже в марте по сравнению с декабрем ряд продовольственных товаров значительно подорожал. Самый большой рост цен в первом квартале был зафиксирован на следующие товары:
сливы – 1,99 евро (+57%),
ветчина – 6,44 евро (+27%),
груши – 1,54 евро (+22%),
куриное филе – до 6,63 евро (+13%).
Правда, надо отметить, что на кое-какие продукты цены снизились. За первый квартал 2020 года больше всего подешевели:
импортная земляника – 6,29 евро (-40%),
апельсины – 1,46 евро (-21%),
сервелат – 5,94 евро (-17%),
спагетти – 0,77 евро (-16%).
■ ■ ■
Напомним, что это данные только за первый квартал 2020 года, то есть они отражают колебания цен за три месяца. Если же анализировать цены в годовом разрезе, то самый большой рост был зафиксирован на яблоки сорта Jonagold – на 70% до 1,29 евро за килограмм. Зеленый виноград за год подорожал на 53% – до 5,44 евро за килограмм, рис – на 36% до 1,39 евро за килограмм, филе говядины – на 22% до 9,38 евро за килограмм и т. д.
А были ли товары, которые в течение года дешевели? Да, по данным Центра сельскохозяйственной информации, упали в цене свежие овощи:
капуста – 0,46 евро (-44%),
морковь – 0,46 евро (-37%),
свекла – 0,33 евро (-30%),
лук – 0,52 евро (-27%),
импортные помидоры – 1,86 евро (-20%).
■ ■ ■
Конечно, изменения цен можно списать на разные факторы – и на сезонные колебания, и на временную панику. Надо отметить, что из-за ажиотажа во время пандемии коронавируса цены на продукты питания выросли во всех странах. Тут сыграл свою роль и временный дефицит товаров, и желание торговцев заработать.
Например, в ряде стран цены на имбирь (который укрепляет иммунитет) выросли в 10 и более раз. Но антимонопольные службы более-менее старались не допускать резкого скачка цен. Ажиотаж уже пошел на спад, супермаркеты справились с массовым наплывом покупателей, и ситуация начинает стабилизироваться. Но это отнюдь не означает, что во время кризиса при снижении покупательной способности населения продукты питания подешевеют.
Во-первых, продовольствие – это товар первой необходимости. Кушать хочется всегда. Поэтому на продуктах питания люди будут экономить в последнюю очередь.
Во-вторых, Латвия полностью интегрирована в европейскую экономику и цены на продукты питания у нас зависят от общемировых тенденций. А сейчас мы видим, что коронавирус дестабилизировал мировой рынок продовольствия. Как отмечают эксперты, если тонна российского зерна стоит вдруг больше тонны российской нефти Urals, значит, мировые рынки сырья и продовольствия очень серьезно дестабилизированы.
В первую очередь подорожала пшеница (предположительно из-за ажиотажного спроса на макароны). Так, в течение марта на американской фондовой бирже цена пшеницы выросла на 17% до 5,8 доллара за бушель. А в Париже на бирже Euronext стоимость пшеницы за полторы недели выросла на 10% – до 190 евро за тонну.
А тем временем в странах Азии опасаются нехватки риса. В Таиланде цены на него взлетели до самого высокого уровня за более чем шесть лет.
■ ■ ■
Рост цен на продовольствие может произойти из-за карантинных ограничений. Урожай надо сажать, ухаживать за ним и собирать. Из-за специфики отрасли большую часть работ в сельском хозяйстве выполняют сезонные рабочие. Причем в Европе большая часть сезонных рабочих является мигрантами, а карантинные ограничения существенно ограничивают движение рабочей силы. В результате может оказаться, что урожай некому сажать и убирать. Сельскохозяйственная отрасль может быть частично парализована. В лучшем случае значительно возрастут издержки в сельскохозяйственном бизнесе, что также приведет к росту цен.
Например, в Германии из-за закрытия границ для сезонных сельхозрабочих может погибнуть значительная часть урожая спаржи, ожидаются трудности с уборкой клубники и не хватает рабочих рук на виноградниках.
Самая тяжелая ситуация в Италии – там из-за очень жесткого карантина вообще непонятно, что будет с весенними полевыми работами и производством продуктов питания. В сложной ситуации находятся и такие крупные производители продовольствия, как Испания и Франция. По приблизительным оценкам, в Германии не хватает 300 тысяч сельхозработников, во Франции – 200 тысяч, в Италии – 100 тысяч. Дело дошло до того, что министр сельского хозяйства Франции обратился с призывом к безработным отправляться на сельхозработы, чтобы нам всем было что есть. Но ситуацию осложняет тот факт, что в развитых странах работники не привыкли к тяжелому физическому труду с утра до вечера за минимальную зарплату.
В итоге, по сообщениям агентства Bloomberg, в Италии, Испании и Франции неубранные овощи и ягоды уже начинают гнить на полях. Так что в краткосрочном периоде может возникнуть дефицит импортных овощей и фруктов.
■ ■ ■
Также напомню, что закрытые границы ограничивают международную торговлю. А так как большая часть сельхозгрузов по Европе доставляется автотранспортом, то транспортные и логистические расходы в условиях карантина возрастут. Логистические цепочки разрушены или заморожены. И даже падение цен на нефть и удешевление топлива не сможет исправить ситуацию.
Есть и еще одна неприятная тенденция: страны – экспортеры продовольствия начинают ограничивать объемы международных продаж с целью создать стратегические запасы. Причем из-за неясности с ситуацией вокруг пандемии стратегические запасы пытаются создать почти все страны.
С 1 апреля Россия (крупнейший производитель зерна) ввела ограничения на экспорт за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) всех своих основных зерновых культур – пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы. Пока квоты будут действовать три месяца. Одновременно экспорт пшеницы ограничил и Казахстан. А 22 марта министерство сельского хозяйства этой страны опубликовало целый список запрещенных к вывозу сельскохозяйственных товаров. В нем оказались гречка, сахар, картофель, морковь, свекла, подсолнечное масло.
А в странах Азии опасаются нехватки риса. Правительство Вьетнама 25 марта временно запретило экспорт риса, чтобы обеспечить снабжение населения и накопить резервы, ограничения на поставки за рубеж действуют уже и в Китае и Таиланде.
■ ■ ■
Правда, мировые запасы продовольствия сейчас находятся на достаточно высоком уровне, и проблема голода миру пока не грозит. В Латвии ассоциации сельхозпроизводителей заявили, что в случае необходимости ее члены смогут полностью обеспечить страну необходимыми продуктами питания. Вопрос только в том, по какой цене. Причем речь идет только о местной продукции, а с импортными продуктами питания может возникнуть проблема дефицита. В любом случае вышеупомянутые риски приведут к росту цен на продукты питания как во всем мире, так и в Латвии.