facebook  rss

ТОП-20

последние

популярные

комментарии

Новости из Эстонии

Законы Латвии

Darba likums - Закон о труде

Latvijas Administratīvo pārkāpumu kodekss - Латвийский кодекс административных правонарушений

Civilprocesa likums - Гражданско-процессуальный закон

Krimināllikums - Уголовный закон

Likums “Par iedzīvotāju ienākuma nodokli” Закон о подоходном налоге с населения

Komerclikums - Коммерческий закон

Latvijas Republikas Satversme - Конституция Латвийской республики

Kriminālprocesa likums - Уголовно-процессуальный закон

Administratīvā procesa likums - Административно-процессуальный закон

Par nodokļiem un nodevām - Закон о налогах и пошлинах

Ceļu satiksmes noteikumi - Правила дорожного движения

Par uzņēmumu ienākuma nodokli- Закон о подоходном налоге с предприятий

Publisko iepirkumu likums - Закон о публичных закупках

Valsts un pašvaldību institūciju amatpersonu un darbinieku atlīdzības likums - Закон о вознаграждении должностным лицам государства и самоуправления

Civillikums - Гражданский закон

Vispārīgie būvnoteikumi - Общие строительные правила

Pievienotās vērtības nodokļa likums - Закон о налоге на добавленную стоимость

Dokumentu izstrādāšanas un noformēšanas kārtība - Порядок разработки и оформления документов

Gada pārskatu likums - Закон о годовых отчетах

Par pašvaldībām - Закон о самоуправлениях

Maksātnespējas likums - Закон о неплатежеспособности

Kārtība, kādā atlīdzināmi ar komandējumiem saistītie izdevumi - Порядок, в котором оплачиваются расходы на командировки

Mikrouzņēmumu nodokļa likums - Закон о налоге с микропредприятий

Būvniecības likums - Закон о строительстве

Izglītības likums - Закон об образовании

Par valsts sociālo apdrošināšanu - Закон о государственном социальном страховании

Patērētāju tiesību aizsardzības likums - Закон о защите прав потребителей

Par grāmatvedību - Закон о бухгалтерии

Noteikumi par Profesiju klasifikatoru, profesijai atbilstošiem pamatuzdevumiem un kvalifikācijas pamatprasībām un Profesiju klasifikatora lietošanas un aktualizēšanas kārtību - Правила о Классификаторе профессий, об основных задачах и требованиях к квалификации, соответствующих каждой профессии, о порядке ведении и актуализации Классификатора профессий

Valsts pārvaldes iekārtas likums - Закон об устройстве государственного управления

Ссылки

‡агрузка...
Среда, 04 Август 2021 09:00

Эдгарс Вольскис: «Не надо уничтожать пенсионную систему!»

(3)
Эдгарс Вольскис: «Не надо уничтожать пенсионную систему!» Pixabay.com

Эксперт по вопросам пенсий доктор экономических наук Эдгар Вольскис оценил новые инициативы Министерства благосостояния — ввести базовую пенсию и перераспределить пенсионный капитал со второго уровня в пользу первого. А также рассказал «МК-Латвии», как государство могло бы реально помочь пенсионерам.

Этим летом в Латвии сменился министр благосостояния: вместо Рамоны Петравичи это кресло занял Гатис Эглитис (Новая консервативная партия). Сразу после вступления в должность министр заявил, что часть тех взносов на 2-м пенсионный уровень, которые сейчас делают работающие люди, следовало бы перераспределить в пользу 1-го пенсионного уровня, из которого государство выплачивает пенсии нынешним пенсионерам.

Напомним, что сейчас каждый работающий человек автоматически отчисляет во 2-й пенсионный уровень 6% от своей зарплаты.

Необдуманно и неправильно

— Как вы относитесь к инициативе Минблага — перераспределить взносы во второй пенсионный уровень в пользу первого?

— Отношусь отрицательно. Объясню почему, - отвечает доктор экономических наук Эдгар Вольскис. - В 1990-е, когда формировалась новая пенсионная система, специалисты тщательно проанализировали, как будет развиваться демографическая ситуация в Латвии, каким будет ожидаемое соотношение работающего населения и пенсионеров, как будут расти зарплаты, какой будет инфляция. Расчет делался на 50 лет вперед и в целом оправдался.

В 1990-е годы родилось мало детей. В то же время многие люди, родившиеся после Второй мировой (в 1940-е и 1950-е, когда рождаемость была высокой), к 1990-м уже достигли предпенсионного возраста. Многие люди работоспособного возраста покинули Латвию. Численность пенсионеров и их пропорция по отношению к работающему населению стала возрастать. Исходя из вышеуказанных факторов, специалисты посчитали, сколько денег надо вносить на первый пенсионный уровень и сколько на второй.

Напомню, что на первый пенсионный уровень поступает 14% от наших зарплат, ежегодно эти взносы индексируются. На второй пенсионный уровень автоматически отчисляют

6% от зарплаты — это реальный капитал, который превращается в деньги, и который важно инвестировать так, чтобы его доходность была выше инфляции. Мы сами можем выбрать пенсионный план, в который поместить взносы на 2-й пенсионный уровень, и также можем дважды в год его менять, отслеживая его доходность на сайте manapensija.lv. При выборе плана надо учитывать его доходность не в течение года или двух лет, а за последние пять лет.

Так вот, министр благосостояния, скорее всего, не подумал о том, что деньги из первого пенсионного уровня — это не только деньги на выплату текущих пенсий. Принимая от нас эти взносы сегодня, государство автоматически берет на себя определенные обязательства перед нами в будущем, ко времени нашего выхода на пенсию. Оно обязуется вернуть нам эти деньги в виде пенсии. 

Если сегодня мы для работающих повысим сумму взносов на первый пенсионный уровень, то действительно решим текущие задачи (по повышению пенсий нынешних пенсионеров – прим. ред.) и пополним социальный бюджет, но и будущие обязательства государства перед каждым из нас резко вырастут. Надо также понимать, что эти обязательства каждый год индексируются, чтобы сохранить платежеспособность вашего будущего пенсионного капитала.

Трогать нынешнее распределение пенсионных взносов было бы необдуманно и неправильно, для государства это, по сути, значило бы выстрелить себе в ногу. Скорее всего министр не углубился в вопрос и не разобрался в системе. Его высказывание — политический популизм, за ним не стоит экономический расчет.

— Как в принципе это перераспределение со второго на первый уровень могло бы произойти?

— Скорее всего, министр говорил о том, чтобы уменьшить пропорцию взносов на второй пенсионный уровень в пользу первого. Это значит, что в текущий бюджет поступит больше денег, но одновременно, как я и говорил, вырастут долгосрочные обязательства государства перед будущими пенсионерами.

Это можно сравнить с велосипедом, у которого одна педаль опускается, а другая — поднимается. Обязательства государства перед будущими пенсионерами из-за инфляции будут расти, то есть расстояние между «педалями» пенсионной системы будет увеличиваться.

Уничтожать сложную пенсионную модель, которая была создана в Латвии на основе социально-экономических показателей (демография, структура населения, рост зарплаты, инфляция, продолжительность жизни людей) — это профанация. Я уверен, что в Минблаге есть специалисты, которые понимают, как эта модель работает и не поддержат идею министра.

Базовая пенсия — нужна ли она?

— Еще одна идея Минблага — ввести базовую пенсию, которая бы дополнила уже существующую пенсию. Этим летом заговорили о том, чтобы добавить всем пенсионерам по 109 или даже по 139 евро. Что вы думаете о такой базовой пенсии?

— С экономической точки зрения я эту идею не поддерживаю. В нашей пенсионной системе каждый может накапливать для себя пенсионный капитал долгосрочно. Если человек отказался делать взносы, а потом кричит, что государство плохое — это безответственно и противоречит принципу солидарности. Люди должны понимать, что надо самостоятельно платить социальные взносы, участвовать в системе.

— Однако, когда человек теряет работу, вынужденно уходит на простой или не может полноценно трудиться по состоянию здоровья, социальные взносы перестают накапливаться.

— Тогда включается система социальной помощи, которую предоставляют муниципалитеты и государство. В Латвии хорошая система социальной помощи и социальной поддержки людей с низкими доходами. Разработаны серьезные механизмы услуг — не только денежных. Просто многие ими не пользуются. Чтобы получить социальную помощь, нужно активное участие со стороны претендентов.

— Почему вы все-таки против базовой пенсии? Разве она не повысила бы доходы пенсионеров?

— Я против потому, что пенсионная система позволяет каждому из нас накапливать личный пенсионный капитал — через первый, второй и третий уровни пенсий.

Если мы платим социальные взносы и наращиваем социальный капитал, мы лично создаем себе пенсию. Государство дает нам систему, и мы солидарно с ним сотрудничаем.

— Разве справедливо, что человек, получавший всю жизнь маленькую зарплату, потом и пенсию получит маленькую? Разрыв в доходах бедных пенсионеров с богатыми будет все сильнее, а базовая пенсия могла бы сократить разницу.

— Это стереотип, что большинство латвийских пенсионеров получают мизерные пенсии.

Если смотреть общую статистику, то численность получателей маленьких пенсий не очень высокая. Я знаю многих пенсионеров, которые живут в достатке, у которых в 90-е годы были хорошие доходы.

Да и сами понятия большая и маленькая пенсия, средняя пенсия — это абстракции. Лучше думать о том, сколько ты лично накопил.

Реформировать или нет

— Критики нашей пенсионной системы говорят, что с 1996 по 1999 годы многие люди в Латвии получали либо мизерные зарплаты, либо зарплаты в конвертах. Они не платили социальные взносы или платили их в минимальном размере. И пенсии у них, несмотря на большой стаж, получились очень маленькие. Может быть, нужна реформа пенсионной системы, чтобы эту несправедливость ликвидировать?

— Не думаю, что нужна пенсионная реформа. Люди, которые во второй половине 90-х получали хорошие зарплаты и платили социальные взносы, заработали хорошие пенсии.

— Но ведь их меньшинство. Многие люди в 90-е не знали, что соцвзносы надо платить за себя самостоятельно, у них эти годы выпали из стажа. Как решить их проблемы?

— Государству стоило бы найти средства из государственного бюджета, или из муниципальных бюджетов, чтобы ввести постоянные доплаты и компенсировать потери людям, у которых в тот период были низкие доходы, или которые вообще не платили социальный налог. Но это не должны быть деньги из социального бюджета,

— Почему компенсации не должны выплачиваться из социального бюджета?

— Потому что в социальном бюджете на каждого из нас заведен личный пенсионный счет. И как только мы берем деньги оттуда, мы берем их из чьего-то кармана.

— В этом году были повышены минимальные пенсии. Как вам кажется, достаточно ли нового размера пенсий для выживания?

— Понимание «достаточно» у каждого свое. Минимальные пенсии повысили, исходя из возможностей госбюджета. Но почему каждый должен стремиться к минимальной или базовой пенсии? Надо стремиться к нормальной пенсии. А если человек ее не заработал, нужно сотрудничать с государством и муниципалитетами для получения социальной помощи.

Будем работать до 70 лет?

— К 2025 году пенсионный возраст в Латвии повысится до 65 лет. Как вы думаете, остановимся ли мы на этом? До какого возраста будем работать в будущем?

— Думаю, вполне реальный сценарий в будущем — работать до 70 лет. Продолжительность жизни увеличивается, развивается система здравоохранения. Значит, мы сможем работать все дольше и дольше. К тому же молодые люди сейчас учатся очень долго. Университет, магистратура, докторантура, стажировка — нередко на рынок труда они выходят под 30 лет. В этот период возможность накопления пенсионного капитала для них сужается. Значит, им придется работать дольше. Ведь, чем длительнее вы копите пенсионный капитал, тем это выгоднее — это принцип соцстрахования. Рано или поздно система личных пенсионных счетов, то есть пенсий первого уровня, вообще пропадет, и мы сами себе будем накапливать пенсионный капитал.

— И когда это произойдет?

— Лет через 75 по моим расчетам. В диссертации я писал, например, о том, что есть и четвертый пенсионный уровень, то есть покупка активов, которые не амортизируются. Это земля, предметы искусства и драгметаллы.

— Специалисты Банка Латвии подсчитали, что в будущем уровень замещения пенсии составит всего 20-30 процентов от зарплаты. Разве при таком раскладе есть смысл платить налоги?

— Я не согласен с этой точкой зрения. Я сам делал расчет того, сколько времени потребуется, чтобы при определенном уровне инфляции и доходности ваш пенсионный капитал вырос. Если наша зарплата будет расти в среднем на 2-3% в год и темпы ее роста будут выше, чем рост инфляции, а возраст выхода на пенсию останется 65 лет, то замещаемость пенсий через 20-30 лет составит 60% процентов от вашей будущей зарплаты. Если пенсии 2-го уровня инвестировать правильно, их доходность составит

5-6% в год, то есть будет в два раза выше инфляции. Если вы или ваш работодатель дополнительно 10% от дохода будете вносите на 3-й пенсионный уровень, то сможете свою последнюю зарплату заместить на 100%.

Как помочь пенсионерам?

— Как вам кажется, нужно ли размер пенсий привязывать к потребительской корзине? И соответственно, разработать состав потребительских корзин для разного рода потребителей?

— Я против этой идеи, потому что у каждого из нас свои потребности, у каждого домохозяйства своя потребительская корзина. Я не люблю, когда все сводят к средним значениям. Однако я считаю, что можно по-другому помочь сегодняшним пенсионерам. У них есть набор приоритетных товаров и услуг — плата за медуслуги, покупка лекарств и определенных товаров, оплата коммунальных услуг. И я бы предложил для пенсионеров какие-то группы товаров освободить от налогов — от НДС, акциза и других косвенных налогов.

— То есть все будут покупать лекарства по одной цене, а пенсионеры — по другой?

— Да, почему бы и нет. У нас же есть карты eID, можно было бы ввести систему: приходишь в магазин или в аптеку с таким удостоверением, тебя регистрируют и смотрят — положены тебе льготы или нет. Я жил в Словении, там некоторые категории малообеспеченных жителей освобождались от налогов.

— Я читала, что вы против идеи наследования пенсионного капитала 2-го уровня. Почему?

— Я против наследования в денежном выражении. Я не согласен с тем, что накопленный человеком пенсионный капитал второго уровня, если с человеком что-то случается, можно превратить в деньги и унаследовать. Я за то, чтобы наследовать права на пенсию, чтобы пенсионный капитал переносился в пенсионный капитал наследников. Деньги тогда останутся внутри системы, и это будет правильно. То есть человек унаследует пенсионные права, а не деньги.

— Что вы думаете об изменениях налоговой системы для микропредприятий и самозанятых с 1 июля?

— Я согласен с тем, что изменения были нужны. Людям дали достаточно времени — полтора года, - чтобы освоить новую налоговую систему. Ничего сложного в ее администрировании нет. Каждый работающий должен будет самостоятельно вносить социальные взносы. В противном случае, выйдя на пенсию, не стоит жаловаться, что государство вам пенсию не платит — вы же не платили налоги и не накапливали пенсионный капитал. Это вопрос солидарности и ответственного отношения.

— Против новой системы выступали творческие люди: мол, авторские гонорары могут быть нерегулярными, сложно платить взносы.

— Но это опять же вопрос планирования. Людям дали возможность подготовиться и реализовать все на практике.

Во что инвестировать

— Вы назвали инвестиции в землю и драгметаллы «четвертым» пенсионным уровнем. Инвестиции в новое жилье, в недвижимость не окупятся?

— В долгосрочной перспективе стоимость жилья упадет, так как как в отличие от земли жилой фонд изнашивается. Дом может рухнуть, и у вас ничего не останется. А с землей такого не случится. Она всегда будет что-то стоить. Если посмотреть на такие активы, как золото, земля, то в долгосрочной перспективе они вырастут в цене.

То есть эти активы мы можем приобрести, если появится такая возможность. Это альтернатива социальным взносам. Потом реализовав эти активы, мы обеспечим себя в старости.

— Стоит ли землю брать в кредит?

— Можно и в кредит, за 30-40 лет земля дешевле не станет. Хотя в краткосрочной перспективе могут быть колебания стоимости.

— Стоит ли инвестировать в биткоины, в криптовалюты?

— Думаю да, в долгосрочной перспективе в криптовалюты стоит инвестировать, ведь лет через 30-40 мы все на них перейдем. Криптовалюты со временем станут признанным инструментом расчета, все платежные системы на них перейдут.

А ради сиюминутных спекуляций — скорее нет. Я бы воздержался заниматься спекулятивными сделками.

— Почему вы думаете, что мы перейдем на криптовалюты только через 30-40 лет?

— Потому что тогда активно работающая часть населения будет готова получать пенсии в криптовалюте, держать деньги в электронном кошельке, обменивая их на товары и услуги.

Сейчас же криптовалюты — это как ценные бумаги, не имеющие под собой покрытие. Это просто электронная запись. Лучше приобретать драгметаллы. Они всегда ликвидны. Тем более, что к золоту привязана стоимость доллара.

Марина СИУНОВА



Комментарии  

 
+5 #1 Елена И 04.08.2021 19:54
Ну что сказать. Чиновник,тёплое место(без маразма можно лет до 75 работать),всегд а белая зарплата. А ведь в лихие 90-е складывался капитал нынешних олигархов за счёт наших налогов.То есть за кого платили налоги-тому крупно повезло. И дело не в зарплатах,а в налогах за тебя уплаченных. Зарплата у меня всю жизнь была хорошая. И в советское время и в 90-е.А вот налоги платились с очень малой её части Хотя высчитать налоги из заплаты не забывали,а вот перечислить в СГД как то забывали.Мог,ко нечно,покачать права,но даже если ты крутой специалист,пото м мог эти права качать за воротами твоей работы.Так и работали. Кризис за кризисом.Вот и пенсия копеечная.
Цитировать
 
 
+5 #2 Елена И 04.08.2021 19:55
Знаю несколько человек,получив ших хорошие пенсию только потому,что повезло работать в 90-е в совместных предприятиях.На логи полностью платили. Буквально несколько лет.Стаж небольшой,да и зарплата небольшая,но чистая.
А экономист-счаст ливчик.Тёпленьк о,сладенько жил. Диссертации писал.Реально хоть поработал на каком частном предприятии,соз дающем прибавочную стоимость. Или как и все чиновники,деньг и в тумбочке брал?
Цитировать
 
 
+4 #3 Нормунд 05.08.2021 08:33
Очередной бред,сумасшедше го кабинетного червя.На помойку!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Читать ещё:

  • Как подключить центральную канализацию? (0)
    Как подключить центральную канализацию? Рига постепенно расширяет городскую сеть центрального водоснабжения и канализации. Каждый год предприятие Rīgas ūdens проводит магистральный водопровод все в новые и новые микрорайоны. Цель – добиться, чтобы централизованными услугами могли…
  • Магистр педагогических наук: «Дети нужны в школе, а учителя – нет?» (0)
    Магистр педагогических наук: «Дети нужны в школе, а учителя – нет?» – Хочу через «МК-Латвию» обратиться к правительству по поводу финансирования рутинных тестов на коронавирус для педагогов в школах, – обратился в редакцию магистр педагогических наук.
  • Что бы такого съесть, чтобы не заболеть? (0)
    Что бы такого съесть, чтобы не заболеть? Можно ли летом съесть достаточно натуральных витаминов, чтобы хватило на всю зиму? Латвийские нутрициологи Елена Горелик и Жанета Смоктий рассказали, почему сейчас в продуктах питания не так много полезных веществ,…
  • «Я озверел, когда электросамокат сбил мою дочь...» (1)
    «Я озверел, когда электросамокат сбил мою дочь...» На дорогах Латвии все больше электросамокатов. Число поездок на электросамокатах, по данным компании Bolt, за последнее время увеличилось в одиннадцать раз. Но увеличивается и число ДТП с участием этого транспорта.…
  • Житель Резекне: «Мечтал о курорте, но потерял 800 евро!» (0)
    Житель Резекне: «Мечтал о курорте, но потерял 800 евро!» Наш читатель Валентин рассказывает, как по наивности купился на красивые обещания туристической компании. Агенты обещали жителю Резекне отправить его в путешествие по миру с большими скидками и остановками в отелях…
�ÌÊ-Ëàòâèÿ� 2014