Будущее детей, карьера, желание попробовать жить по-другому – причины на смену места жительства у каждого свои. Но оправдывает ли цель средства?
«Мы это сделали для наших детей»
Сейчас Екатерине 43 года, по специальности она инженер радиолокации; и в Латвии работала в Latvijas gaisa satiksme инженером.
– Мы переехали в Бельгию 10 лет назад, – рассказывает она. – Детям на тот момент было 5 лет и 3 года. Уже в Бельгии три года назад у нас родился третий ребенок.
Переезд произошел банально и просто: в фирме Eurocontrol открыли вакансию, которая меня заинтересовала. Пришла домой к мужу и спросила, не будет ли он против, если я подам документы и мы переедем. На тот момент мы только закончили строительство дома в Латвии – в кредит – и пожили там чуть больше года. Мужу было все равно, куда ехать, только бы нам всем вместе. Мы и сейчас живем по тому же принципу. Моя семья – моя опора.
Конкурс был интересным, состоял из трех частей: психологический тест, тест на IQ и интервью по специальности. В итоге через три месяца я получила положительный ответ.
Переезжали «по частям». Сначала приехали вдвоем с мужем в Бельгию на пять дней – ходили по улицам и искали недвижимость в аренду: там вывешивают рекламу в тех местах, где квартиры сдаются. Искали четыре дня и совсем уже отчаялись. А на пятый день умудрились оформить все и сразу. Через месяц я переехала сама, а еще через пару недель – муж с детьми. Не обошлось и без драматических событий: вскоре после того, как я уехала, у мужа в Латвии случился сердечный приступ, и мне пришлось сломя голову лететь к нему буквально на сутки.
Я считаю, нам повезло остаться жить тут. Бельгия – интернациональная страна, но вместе с этим бельгийцы призывают экспатов адаптироваться тут как можно быстрее. Я переехала сюда, уже зная немного французский, работаю на английском, а фламандский – язык, на котором учатся мои дети, – не знала совсем до прошлого года, когда, наконец, нашла в себе силы и время и записалась на курсы.
Я была поражена уровнем преподавания. Это какое-то волшебство. За девять месяцев я могу сносно общаться и поддерживать беседу – с учителями, у врача или на улице. Я могу сказать однозначно – что в Латвии с этим что-то надо делать. Часто слышу от друзей, что в школах творится какой-то аврал и учат детей на латышском и сразу «высшим материям». Мне кажется, что в данной ситуации ответственным за образование и язык нужно перенимать опыт других государств, а не создавать что-то с нуля.
В Бельгии уроки пролетают незаметно – много интерактива, нововведений: играем в викторины, вместе ходили в кафе, разговаривали с продавцами на рынке, звонили в больницу и врачам. Здесь вкладывают живой язык, а не сухую теорию.
К слову сказать, латышский я тоже знаю очень хорошо (в Латвии говорила и писала свободно), а сейчас стараюсь время от времени попить чай-кофе с коллегой и поговорить с ней на латышском. Не люблю разделений по национальному и языковому признаку. Для меня знание языка – это внутреннее богатство человека.
Здесь, в Бельгии, наши дети ходят во фламандскую, а по воскресеньям – в русскую школу. И это приветствуется всеми вокруг: «Больше языков – богаче человек». Дети одинаково хорошо знают русский и фламандский – с удовольствием учат историю Бельгии и граничащей с ней стран. А я им рассказываю про Латвию (их родину) и Россию, и Беларусь (родину их предков).
Средний уровень дохода в Бельгии точно сопоставим с Латвией. Здесь люди так же экономят на всем и выбираются в отпуск раз в год, а иногда и вообще никуда не едут. Нам повезло больше, поскольку я работаю в международной организации, где зарплаты выше. Мы можем себе позволить съездить зимой покататься на лыжах, а летом на море. Кроме того, стараемся не отрываться и от Латвии: приезжаем три-четыре раза в год. Летом, благодаря возможности удаленной работы, можем проводить здесь около месяца.
Я люблю Латвию, я очень близка к природе, здесь живут мои родители. Но многое меня и расстраивает. Мне очень жаль, что у нас постоянно пытаются разобщить общество, а люди на это «ведутся».
«Главная проблема переселенца – это недостаток информации»
Елена, Россия, г. Воронеж.
Елена с семьей решилась на переезд в Россию в 2015 году, причем признается, что в этой стране у нее не было родственников, поэтому место переселения семья выбирала наугад.
– У нас были определенные критерии, – говорит Елена, – мы хотели жить в городе-миллионнике, который имеет хорошие позиции в рейтинге экономических показателей. Москву и Питер даже не рассматривали – один город для нас слишком большой, второй – холодный. Разговор был коротким. Муж сказал: «Поехали». Я спросила: «Куда?» – «В Россию». – «Хорошо». В конечном итоге выбор пал на Воронеж.
Елена переезжала в Россию по государственной программе переселения соотечественников, о которой прочитала в Интернете. Там же нашла бланк заявления для участия в программе и по электронной почте отправила его в латвийское представительство МВД РФ (на тот момент – Федерально-миграционная служба, ФМС).
– Через два месяца пришел ответ, что в Воронеже одобрили наши кандидатуры на переселение, и началась подготовка к переезду. Переезжать решили сразу всей семьей. В средствах были ограничены, потому что накануне потеряли деньги, вложенные в собственное дело. Самым сложным было то, что в российском ФМС нам дали информацию очень скудную, а порой и недостоверную, из-за чего мы потеряли время и деньги. По сути, для всех переселенцев самое сложное – это недостаток информации.
Прежде чем переехать, Елена познакомилась через социальные сети с людьми из Воронежа, чем сильно облегчила себе жизнь:
– Когда мы приехали, нас на несколько дней приютила семья новых знакомых, а мы тем временем занимались поиском жилья. Нам повезло – нашли быстро. Сложнее в этом вопросе то, что переселенцам в России сразу нужна регистрация, не все хозяева жилья хотят ее предоставлять, хоть и должны по закону. Потому мы почти сразу занялись поиском недвижимости и приобрели домик на селе, который сейчас для нас как дача, а на будущее хотим туда переехать жить.
Работу в России Елена с супругом изначально не искали, просто присматривались.
– В Латвии у нас был свой бизнес. Так что мы лелеяли мысль, что приедем в Россию со своим европейским опытом и покажем всем… Но оказалось, что мы все дети по сравнению с россиянами. Несколько лет я занималась бизнесом в одном из направлений, а потом случился ковид и пришлось переориентироваться. Чуть больше года назад открыла магазин зоотоваров и теперь развиваю это направление.
Дочь Елены приняли в школу в 10-й класс без проблем, хотя девочка сохранила гражданство Латвии.
– Дочь всегда была малообщительной, и в Латвии у нее друзей не было, – делится Елена. – А здесь ее приняли сразу, появились друзья. После 10-го класса пошла в колледж, а после него поступила в университет без экзаменов на бюджет.
Адаптация семьи на новом месте прошла быстро, причем Елена говорит, что чувствует здесь покой и уверенность.
– Приведу один пример. В России я спрашивала людей, как зовут мэра города. Люди не знают, их это не интересует. У нас в Латвии каждый человек знает мэра не только своего города, но и всех соседних. Все с головой окунулись в политику, дрязги, в поисках ответственных за то, что происходит в стране. А в России люди просто живут. При этом меня до сих пор не может не радовать то, как страна, город развиваются. Это можно наблюдать по темпам строительства новых микрорайонов, строительства школ, садов, дорог. Я много могу говорить о том, что мне здесь нравится – условия для бизнеса, возможность получения бесплатных медуслуг, связь, банковские операции, да много чего.
Что касается негативных впечатлений, то сложно сказать. И это не потому, что я хочу показать Россию в лучшем свете, просто меня здесь ничто столь сильно не огорчило.
Но Елена предупреждает, что переезд нужно тщательно взвешивать и переезжать можно только в страну, которую любишь. В таком случае даже какие-то неудобства не будут вызывать раздражения.
Еще один урок заключается в том, что в любой новой стране вас никто не ждет. Жизнь придется строить заново, говорит Елена. Надо будет прогрызаться, проталкиваться и искать свое место.
«Не хотели уезжать, а теперь не хотим возвращаться»
Елизавета, Беларусь, г. Минск.
– Мы переехали в Беларусь в 2019 году, тогда мне было 29, а нашей дочке 6 лет, и через год ее ждала школа, – рассказывает Елизавета. – Мысли об образовании для ребенка стали главной причиной для переезда.
На тот момент супруг Елизаветы уже несколько лет поговаривал о переезде, предлагал попробовать. Но сделать это было крайне сложно. В первую очередь сложно было выйти из зоны комфорта.
– Мы полгода выбирали страну, рассматривали и Канаду, и Швейцарию, и другие европейские страны. Рассматривали Кипр, где есть несколько русских школ. Но везде были свои минусы: менталитет, дороговизна, человеческие ценности. Потом пришла мысль о Беларуси.
Супруг работает в сфере IT, а в Беларуси очень благоприятная среда для людей с техническим образованием. Также в Беларуси – русский язык и менталитет схож с нашим.
Началось все с того, что мы с мужем на два дня приехали в Минск на «посмотреть». Были приятно удивлены тем, какой это огромный и одновременно комфортный город, не перенаселенный, с широкими дорогами, множеством парков, лесов и скверов. В Минске очень много детей, и это бросилось в глаза. При этом для детей все есть – площадки в каждом дворе, кружки, секции в каждом районе. Максимально развита инфраструктура – все в доступе.
Сначала переехал муж Елизаветы – устраиваться на работу (нашел ее практически сразу), оформлять прочие документы:
– Да, сбор справок и перевод бумаг требует времени, но система налажена и это не так страшно, как я ожидала. Но это, как говорится, раз и навсегда.
Рынок жилья и аренды широк и разброс цен, соответственно, тоже. Каждый может найти вариант согласно своему бюджету.
В Минске у нас родилась младшая дочь. Старшей дочке в школе нравится, педагогами и системой образования мы все довольны, программа достаточно сильная, послабее будет, наверное, только английский, организация учебного процесса на высоте, и в такие моменты я понимаю, что пошла на переезд не зря.
Радует, насколько Минск – чистый город. Можно добавить и радость от уровня жизни и качества продуктов. Но не очень нравится медицина, точнее отношение врачей. Для меня оно – чересчур внимательное, даже дотошное. Например, придешь к доктору с простудой, а он тебя направит на УЗИ легких, всевозможные анализы. И беременность мою вели крайне внимательно и осторожно, хоть это было мне и непривычно (в Латвии тоже внимательно, но в Беларуси – я бы назвала это гипервниманием).
Первое время вообще очень скучала по Латвии – было и грустно, и одиноко, не знала, куда себя деть, у меня не было своего круга общения, да и неоткуда ему было взяться, даже мысли о возвращении посещали. Но я понимала, что все тут идет хорошо, и возвращаться из-за моих эмоциональных всплесков нет смысла.
Со временем появились знакомые, друзья, свои интересы, произошла адаптация, и мы чувствуем себя достаточно комфортно. Сейчас Минск – наше место. Не зарекаюсь, не говорю, что это навсегда, но нам с детьми тут хорошо и комфортно. И пусть учебники тут старомодные, но в них нет историй о том, как «принц женился на принце».
В финансовом смысле мы от переезда выиграли, даже удается делать накопления. Да, зарплаты тут не самые высокие, особенно если сравнивать в абсолютных цифрах с европейскими. Но люди не чувствуют себя бедными. Этому поспособствовали низкие коммунальные платежи, расходы на транспорт и цены на товары первой необходимости – мы не выживаем, мы живем. Например, за квартиру площадью 60 кв. м мы платим всего 16 евро плюс 7–8 евро за воду и 5–7 евро за электричество. Цены на продукты хоть и выросли за три года, но все равно весомо ниже, чем в Латвии. И качество продуктов достойное, многим приезжающим сюда нравится. Люди здесь чувствуют себя больше социально защищенными. Здесь есть практика поездок в санатории и детские лагеря с софинансированием от предприятия.
По своему опыту переезда хочу сказать, что из-за страха выхода из зоны комфорта мы теряем самое драгоценное – свое время и время своих детей. Да, перебраться в другую страну непросто, но все решаемо.
«Своей себя тут не чувствую, но и не стремлюсь»
Мария, Германия, г. Лейпциг.
Мария рассказала, что переезд в Германию сложился спонтанно. Когда женщине исполнилось уже 40 лет, знакомые предложили ей работу в этой стране, причем на должности, которая не требовала знания немецкого языка.
– Никаких сложностей с переездом не было, – делится она. – У дочки к тому моменту была уже своя жизнь и своя семья, мужа у меня не было. В принципе, никаких сдерживающих факторов.
Я поехала с чемоданом и мыслью, что в любой момент вернусь. Но через полгода я уже знала, что останусь в Германии жить.
Вопрос жилья решился легко, его предоставил работодатель. Коллеги помогли с оформлением необходимых бумаг для легализации моего пребывания в стране. Надо сказать, что в Германии к документам относятся крайне серьезно и трепетно. Я бы сказала, что немцы «любят» бумаги, и чем больше всяких справок – тем лучше. И оформить мне надо было быстро и много. Спасибо новым знакомым, что помогли и сориентировали.
Во время локдауна мое рабочее место ликвидировалось, и я переехала в другой город. И тут уже пришлось решать вопросы жилья и соцобеспечения самостоятельно. Система соцобеспечения в Германии развита отлично – при обращении в Центр занятости я получила статус официального безработного с пособием, город оплачивает мне аренду квартиры, интенсивные курсы немецкого языка, который я учу уже в течение года (до этого изучала самостоятельно онлайн). Язык нелегкий, дается сложновато, но сейчас мой уровень позволяет спокойно общаться на улице, в магазинах, с друзьями.
Также я работаю волонтером в местном учреждении и получаю «карманные» деньги, которые не облагаются налогом. Речи о путешествии или покупке собственного жилья пока нет.
Жизнь здесь не дешевая, и первое, чему нужно научиться – это экономить. Коммунальные услуги и транспорт здесь намного дороже, чем в Латвии, хотя одежда и многие другие товары – дешевле.
Но несмотря ни на что, в Латвию возвращаться не планирую. Общение с родными и друзьями продолжается, благо в рамках ЕС мы можем спокойно и беспрепятственно передвигаться, но уверенней и социально защищенней я чувствую себя в Германии.
Я и адаптировалась довольно быстро и легко – в этом месте я почувствовала себя довольно уютно. Конечно, в Германии другие люди, другой менталитет, другая политическая и финансовая системы, привычки, правила писаные и неписаные, и все это по приезде нужно изучить, понять, знать. Чем быстрее справишься, тем быстрее почувствуешь себя своим.
Кстати, сама я в Германии своей себя не чувствую, и наверняка не почувствую, все-таки мне немало лет. Но мне и так комфортно.
Изменения произошли и в моей личной жизни. Уже третий год я в отношениях с мужчиной, который сделал мне предложение. Именно благодаря ему я и оказалась в Лейпциге. Этот город для меня – символичен: здесь когда-то познакомились и поженились мои родители. Возможно, и для меня он станет судьбоносным в хорошем смысле.
Елена ПЕВЦОВА