В Латвии к коровам, отслужившим свое, принято относиться утилитарно: редко кто из них доживает до старости и умирает собственной смертью. Однако бывают исключения, один такой случай был недавно описан в социальных сетях: бабушка из Цесиса так привязалась к своей пожилой корове, что не хотела отдавать ее на убой, при том что содержать ее также не могла. Корову спасали всем миром. «МК-Латвия» выяснила, где пролегают границы гуманного отношения к домашнему скоту.

15 лет вместе

4 ноября на фейсбук-странице Zootēka, посвященной защите животных, появился пост ее основателя Сандриса Админиса, вызвавший большой резонанс (сотни комментариев, 2,7 тысячи перепостов).

Сандрис в своей публикации рассказал, что в Цесисе живет бабушка, у которой есть 15-летняя корова. Бабушка корову очень любит и не хочет отдавать на убой, но содержать животное и ухаживать за ней сама не в состоянии. В сарае, где живет корова, сломана дверь. Корове требовалось сено, а бабушке – помощь по хозяйству. У бабушки проживает еще семь котов.

«Тетушка сама не обращается за помощью, даже когда ей нечего есть, но если ей предлагают еду или средства, она очень радуется…» – писал Сандрис.

По данным Админиса, в Латвии каждый год убивают 60–80 тысяч коров: «Мы не можем спасти их всех, но, может быть, мы сможем спасти хотя бы одну?..»

По мнению Сандриса, в Латвии трудно получить информацию об уходе за коровами, так как почти все ветеринары считают, что корову нужно забивать, когда она больше не способна приносить потомство и давать молоко, и рекомендуют заменять коров козами.

В сообщении также был указан номер счета, на который собирались пожертвования. Через 10 дней в другой публикации с видео, где была запечатлена корова, Сандрис поблагодарил всех за отклик и сочувствие и сообщил, что несколько человек из Цесиса вызвались помочь бабушке. На закупку сена для коровы в ноябре были собраны 134 евро. Сейчас, по словам Сандриса, сбор пожертвований закрыт, однако бабушке по-прежнему нужна практическая помощь по хозяйству.

В хозяйстве помощников нет

Первой клич о помощи бросила Арта, знакомая бабушки. Приводим ее рассказ:

«Я узнала о том, что этой бабушке трудно содержать 15-летнюю корову, когда помогала ей стерилизовать ее кошек. Раньше у бабушки было две коровы – более молодую продали, а старая корова осталась. Несмотря на солидный возраст, корова вполне здоровая, год назад ей делали анализы, все показатели были хорошими.

К сожалению, в хозяйстве у бабушки нет помощников помоложе, которые могли бы ухаживать за коровой. Мне захотелось поддержать пожилую женщину. Я бросила клич в фейсбук-группе Zootēka, нашлось много желающих помочь. Люди жертвовали деньги на корм и на улучшение условий жизни коровы, покупали ей сено.

К сожалению, в Латвии, в отличие от других европейских стран, не привыкли бережно относиться к старым коровам, у нас нет приютов, где бы таким животным обеспечивали достойные условия жизни. Поэтому заботиться о корове приходится своими силами.

Благодаря пожертвованиям сейчас у коровы есть и сено, и солома, хорошо, что люди откликнулись, ведь в этом году сено подорожало в два раза.

Сейчас мы планируем починить у бабушки электропроводку. И надо создать из местных людей команду поддержки для бабушки».

Как похоронить корову?

Как правильно похоронить корову или другое крупное сельскохозяйственное животное?

Нужно ли иметь разрешение на захоронение? На эти вопросы отвечает Айнар Ульянс, старший эксперт отдела надзора за ветеринарными объектами Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС):

– Самостоятельное захоронение туш сельскохозяйственных животных, в том числе крупного рогатого скота, в Латвии запрещено. Туши должны быть переданы транспортной компании, которая доставит их на производство по переработке останков.

В ПВС зарегистрированы три транспортные компании, которые занимаются сбором туш сельскохозяйственных животных и их транспортировкой:

SIA Reneta (Nr. 023090), тел.: 63822498, 29337148;

SIA Baltic trade (Nr. A 056764), тел.: 28373234, 20000085;

SIA Grow energy (Nr. A 064721), тел. 26333304.

Убить корову – грех?

Люди активно комментировали и первый, и второй пост о спасении коровы на фейсбук-странице Zootēka. Мнения комментаторов разделились: одни активно поддержали инициативу по оказанию помощи, другие писали, что спасать корову, которая уже не приносит пользы, нет смысла.

«Как приятно осознавать, что у нас так много добрых людей, готовых прийти на помощь! – пишет Татьяна. – Это внушает надежду и греет душу!»

«Вообще-то это история не про корову, а про бабушку. Отнимешь у деревенской бабушки коровку, за которой она годами ухаживала, и очень скоро сама бабушка отойдет на тот свет. Корова – это то, что поддерживает в человеке жизнь и здоровье», – считает Ирена Эглите. «Если домашнее животное прожило так долго, оно уже стало членом семьи, и расставаться с ним очень больно. Знаю по собственному опыту, – пишет Лигита. – Судя по видео, корова здорова и за ней хорошо ухаживают. Убивать не нужно! Единственное, хозяйке нужна помощь, чтобы ухаживать за коровой».

С Лигитой солидарна Анете: «Чем в данном случае корова отличается от собаки? Если бы бабушка попросила помощи на содержание собаки, думаю, реакция была бы более разумной. Какая разница, корова это или другое животное – всем нужна помощь. Кто хочет помочь, помогите, кто не хочет – займитесь чем-нибудь другим!»

«При всем уважении к пожилой даме за ее энергию эта кампания помощи более чем странная, – делится мнением Райтис. – Да, теоретически корова может прожить до 20 лет. Но ее продуктивность сохраняется на протяжении около пяти-шести лактаций… Может быть, какую-то каплю молока можно еще выдоить до десятой лактации… Разве у вас есть информация о том, что эта корова еще дает молоко?.. Загнать 15-летнюю корову на зиму одну в сарай без двери – это высшая пытка. Может быть, нужно сочувственно поговорить с хозяйкой, разъяснить ей ситуацию, предложить ей помощь? Пожалуйста, будьте благоразумны, но спасти корову нереально, простите меня за мое мнение».

«Абсурд! – пишет Янис. – Да, конечно, животному нужна пища! Но, во-первых, корова чувствует себя комфортно и в более прохладных условиях, а во-вторых, она уже прожила 15 лет своей жизни. В-третьих, вы хотите пожертвовать деньги, которые не приносят пользы обществу! В-четвертых, лучше уж тогда отдать деньги бабушке на лекарства, чем корове, которая и так мучается».

Языком статистики

Как сообщили «МК-Латвии» в Центре сельскохозяйственных данных (www.ldc.gov.lv), на 1 декабря 2023 года в Латвии насчитывалось 398 403 живые коровы.

По данным центра, в 2023 году (сведения на 1 декабря 2023 года) была забита 71 861 корова, их средний возраст составлял 48 месяцев, в 2022 году было забито 65 870 коров (средний возраст 46 месяцев), в 2021 году было забито 73 619 коров (средний возраст 47 месяцев), в 2020 году было забито 71 445 коров (средний возраст 45 месяцев). Таким образом можно сделать вывод, что большинство коров, идущих на убой, не доживают до пяти лет.

Нет приютов для ненужных коров

По просьбе «МК-Латвии» основатель Zootēka Сандрис Админис рассказал о практике гуманного отношения к коровам и другим животным в Латвии и в европейских странах.

– Насколько я знаю, на молочных фермах, где производится большая часть молока, принято выбраковывать коров в возрасте 5–6 лет, когда надои начинают снижаться и производителям выгоднее осеменять молодых телок. Поэтому многие коровы не доживают до заслуженной старости. Ежегодно в Латвии забивают 60–80 тысяч коров, но это включая и тех, которых выращивают на мясо.

Однако в небольших хозяйствах зачастую люди из сострадания или по другим причинам стараются дать коровам возможность дожить до старости, в среднем до 15–20 лет. Из Центра сельскохозяйственных данных я узнал, что самой старой корове в Латвии – Гауе, которая живет в Краславском районе, почти 30 лет, она родилась 18 марта 1994 года. Однако ее, вероятно, все еще доят, поскольку она была зарегистрирована для осеменения в сентябре 2022 года.

В мире, в том числе и в Европе, появляются заповедники (saudzētava) для сельскохозяйственных животных (по-английски они называются farm animal sanctuary, святилища сельхозживотных), куда привозят различных животных, спасенных от забоя и эксплуатации. Например, я побывал в заповеднике на острове Тенерифе, который принял более 100 кур: когда их везли на убой, грузовик попал в аварию. Мясо увечных птиц было бы забраковано и не могло пойти в продажу, поэтому кур отдали местным друзьям животных, которые их вылечили и позволили им жить в максимально естественной среде, там же живет семья косуль – мама и ее дети.

К сожалению, в Латвии до сих пор нет мест, где бы принимали ненужных, непродуктивных коров, но есть места, где заботятся о козах (Divas kazas в Кекаве), о лошадях и курах, а также заповедник AkvaRīga, который приютил рыб, черепах и других водных обитателей, содержащихся в аквариумах».

«Ждут у дверей и разговаривают!»

В Латвии каждый год забивают около 20 миллионов кур. Как правило, это цыплята, которых выращивают на мясо, и сельские куры, потерявшие свою продуктивность. Хозяева просто забивают их и покупают новую птицу.

Однако в Латвии есть семьи, которые с уважением относятся к стареющим птицам. Например, на ферме Даце и Мартиньша Макевицов под Талси нашли приют около 50 кур. Хозяева уверяют, что птицы могут жить у них до своей естественной смерти.

А Илзе Сперга из Латгалии на днях опубликовала рассказ о собственных курах:

«У нас до сих пор живет мамина курица Эльзиня. Не знаю, сколько ей лет, но мамы не стало уже в апреле 2020 года, и после болезни, постигшей ее в 2018 году, она курами больше не интересовалась. Единомышленниками Эльзини стали мои дети – они с ней разговаривают, выпускают на прогулку, провожают по двору, дети приходят за ней – и курица прибивается к их стайке и разговаривает. По вечерам она обязательно ждет у дверей курятника, когда остальные птицы спят. Еще этим летом она несла яйца.

Жизнь – это ценность.

Эльзиня (и остальные мамины куры, которых уже меньше 10) будет жить, сколько ей отведено судьбой. Я рада, что Эльзине так хорошо, что она до сих пор способна снести яйцо, хотя это совершенно точно не единственная причина, по которой она живет у нас.

Когда мама подходила к курятнику, все птицы бежали к ней, и те, которые умели поговорить, проводили снаружи дополнительное время. Одна стала любимицей. Ее мы регулярно выпускаем на охоту за насекомыми и улитками. Понемногу привычку приходить к курятнику и разговаривать с курами, выпускать их переняли мои дети. Правда, один раз они на Эльзиню рассердились. Это произошло, когда дети ждали первую ягоду клубники, а Эльзиня подошла и склевала ее. Пару дней ее не выпускали наружу, но потом забыли обиду.

Теперь Эльзиня летом проверяет все места, где привыкла копаться, проверяет кошачьи миски, заходит на кухню.

В прошлом году с маминой курицей Эльзиней гулял уже мой младший сынок, который никогда не встречал своей бабушки, зато встретил ее курицу. Первое дело для мальчишки утром – это сбегать к курам, покричать «Ко! Ко!» и дать им травки. Правда, сколько там годовалый ребенок может сорвать. Но куры все равно стоят у дверок, ждут и разговаривают».

Продуктивная жизнь коров

Наш собеседник – Дайнис Арбиданс, ветеринарно-медицинский эксперт Латвийского центра сельскохозяйственных консультаций и образования (LLKC).

– С какого возраста корова перестает телиться и давать молоко?

– Крупный рогатый скот в молочных стадах достигает физиологической зрелости в 6–8

месяцев, но начинает использоваться для разведения (размножения) в возрасте 12–18 месяцев, когда молодые коровы достигают 65% от веса взрослых коров. Продолжительность выращивания зависит от ряда факторов: содержания, ухода, кормления и заболеваний, распространенных на ферме. Если у коров на молочной ферме хорошее здоровье, если они обеспечены своевременным ветеринарным обслуживанием, то лучшие коровы имеют продуктивную жизнь в течение восьми-девяти лактаций.

Интересный факт! Самая старая в мире корова Большая Берта родилась в Ирландии и прожила 48 лет и 9 месяцев. Она родилась 17 марта 1945 года и прожила до 31 декабря 1993 года. За свою жизнь она отелилась 39 раз.

На мясных фермах коров разводят позже, в 18–24-месячном возрасте. Это связано с особенностями породы мясного скота и способом выращивания животных: интенсивный или экстенсивный.

При интенсивном выращивании разведение обычно начинается на два-три месяца раньше, при условии, что животное достигло необходимой массы (65% от веса взрослой особи) и роста. Средняя продуктивная жизнь коров мясных пород в Латвии составляет девять-тринадцать лактаций.

– Каковы особенности ухода за старыми коровами?

– Особого ухода за старыми животными не требуется. В зависимости от веса, от продуктивности они должны получать сбалансированный кормовой рацион. У животного должен быть свободный доступ к корму и воде. Необходимо обеспечить удобное спальное место, следить за тем, чтобы не было скользких полов и в хлеву должен быть хороший микроклимат.

– Какие проблемы со здоровьем обычно возникают у пожилых коров?

– Проблемы со здоровьем возникают у коров любого возраста, если нет надлежащего ухода за животными и нет надлежащего управления стадом. Наиболее распространенные проблемы – исключение из стада по причине больных ног, различные послеродовые осложнения, бесплодие и последствия метаболических заболеваний, причиной которых является несбалансированный рацион. Долголетие коров часто зависит от экстерьера. У старых коров, как правило, наблюдаются деформации скелета, изменения в форме вымени, что делает их непригодными для механического доения.

– Что специалисты по животноводству рекомендуют делать со старыми коровами, живущими на фермах?

– Если старые коровы в стаде обладают высоким генетическим потенциалом, хорошими надоями, имеют хороший экстерьер, то в случае оплодотворения имеет смысл извлечь эмбрионы из этих животных и пересадить их менее продуктивным коровам, тем самым сохраняя ядро породы и улучшая генетику.

Владелец животного определяет срок его пребывания на ферме. Забить его или оставить жить – это скорее этический вопрос. Обычная практика на латвийских фермах: здоровые животные, непригодные для дальнейшего использования, отправляются на бойню. Как правило, пожилых животных трудно содержать на фермах в течение длительного времени.

Я не думаю, что этично держать на ферме животных, которым трудно передвигаться, трудно есть, животных, которые испытывают боль в течение длительного времени. В Законе о защите животных также говорится, что животные не должны испытывать боль.

– Если корова больная и старая, что вы рекомендуете с ней делать?

– Если животное заболело, владелец должен вызвать ветеринара для оценки состояния здоровья животного и принять решение о его лечении или принудительной ликвидации. Бывают случаи, когда старые животные могут вылечиться и их лечат, но их больше не спаривают и искусственно не оплодотворяют.

Если принято решение о принудительной ликвидации, животное не сдают на скотобойню: в Латвии запрещено забивать больных животных, потому что их мясо не должно попадать в пищу. Больное животное подвергается эвтаназии с последующей утилизацией в соответствии с в соответствии с установленной законодательством процедурой.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.