В прошлом году столичный Департамент благосостояния запросил из столичного бюджета финансирование и поставил цель существенно сократить очереди в пансионаты для людей, которые нуждаются в постоянном социальном уходе. Деньги выданы, каковы результаты? Рассказывает руководитель Социального управления Департамента благосостояния Риги Мартиньш Моорс.
В Центрах социального ухода в Риге, по данным на начало года, живет 1644 человека. Пансионаты самоуправления способны вместить треть всех клиентов (612) : «Межциемс» – 200, «Гайльезерс» – 307, Stella Maris – 105. Очереди на место в таком центре ждут 515 желающих.
– Удалось ли достигнуть намеченного – избавиться от очередей?
– Фактически этой цели удалось достичь еще в конце года. И уже в январе этого года мы можем констатировать, что былой очереди, в принципе, нет. Почему с оговоркой «в принципе»? Потому, что время ожидания человеком услуг в пансионате напрямую зависит как от того, какой именно пансионат он выбрал для будущего проживания, так и от состояния здоровья самого этого человека. То есть у определенной целевой группы может сохраняться какое-то время ожидания.
Так, например, клиенту какое-то время придется подождать,
- если в своем заявлении он указал, что желает получить место центре социального ухода, который находится в Риге;
- если он выбирает именно государственный или муниципальный центр;
- если клиент страдает от деменции.
Если совпадают все обстоятельства, например, человек выбрал конкретный центр социального ухода, который принадлежит не частному бизнесу, а государству или самоуправлению, и при этом у клиента деменция, тогда ждать ему придется достаточно долго. Если у потенциального клиента нет деменции, попасть в пансионат, даже расположенный непосредственно в Риге и принадлежащий городу, он сможет достаточно быстро.
– Чем это обусловлено?
– Последние новости таковы: мы заметили тенденцию, и довольно устойчивую – очень многие клиенты отказываются от своей очереди в пансионат в момент, когда она подходит. Чем это объясняется, мы пока не можем однозначно сказать. Но по факту говорю как есть: клиентам сейчас предлагается место на выбор в пансионатах самоуправления – как в «Межциемсе» или в «Гайльэзерсе», так и в Stella Maris. Даже не всегда быстро можно найти человека, который готов сразу заселиться: кто-то передумал, кто-то сомневается и просит время на раздумье. Пока они обдумают, пока сообщат о своем решении... Проходит примерно неделя, пока человек определяется.
И не все наши клиенты в итоге соглашаются на переезд, некоторые просто отказываются от места. С этим сталкиваемся достаточно часто.
Надо понимать, что клиент может получить место не только в пансионате самоуправления, но и в пансионате, который содержат наши партнерские организации на основе договора о сотрудничестве, то есть в частном. Проживание человека в таком пансионате также софинансирует наше самоуправление. В такие центры социального ухода можно, как правило, переехать сразу.
Есть еще один тип пансионатов, у которых мы закупаем услугу проживания нуждающихся в этом рижан. Такие пансионаты находятся, как правило, за пределами Риги.
Но сразу могу сказать, что самый большой спрос сохраняется на места в пансионатах самоуправления и в тех, которые территориально расположены в Риге.
– Что еще может стать фактором для дополнительного ожидания места?
– Места придется подождать не только с таким диагнозом, как деменция, но и в случае, если клиент мужчина.
– С чем это связано?
– Это не связано с недостатком финансирования – эта проблема в Риге уже решена. Здесь причина в другом: продолжительность жизни мужчин в Латвии меньше, чем у женщин, поэтому и возрастных клиентов мужского пола в пансионатах ощутимо меньше. Поэтому и в целом мест для мужчин меньше, чем для женщин. Вот в результате и приходится ждать. К тому же родственники клиентов-мужчин часто очень разборчивы и довольно придирчиво подходят к выбору места проживания для своего пожилого родственника. Ведь не он сам выбирает себе приют, а его родные. И если они не желают идти на уступки и ставят жесткие условия, что пансионат должен быть только муниципальный или государственный, и даже указывают, какой конкретно, то ожидание может затянуться и на год. То есть дольше других приходится ждать места в центре ухода особо избирательным клиентам, а также тем, чей родственник – мужчина или находится в состоянии деменции.
От места отказываюсь
– В феврале Рижская дума приняла изменения в правилах, касающихся размещения рижан в пансионатах. Какие изменения вы считаете самыми важными для пожилых людей?
– Теперь в правилах указано, что человек может дважды отказаться от предложенного места в пансионате – в ожидании лучшего или просто другого предложения. А на третий раз, если клиент в течение полугода так и не заселяется в пансионат, он просто теряет место в очереди – ему придется становиться в нее заново.
В этом есть как свои минусы, так и плюсы. К примеру, когда эта новая система приживется и начнет активно работать, мы гораздо точнее сможем назвать реальное число клиентов, которые действительно нуждаются в местах в пансионате, а не просто встали в очередь по рекомендации социальной службы – лишь потому, что подходят по показателям.
Вся эта система очередей довольно сложна и подвижна, поскольку зависит как от состояния самих потенциальных клиентов, так и притязаний их родных.
Наша цель – приблизить число людей, ожидающих своей очереди в пансионат, к реальному и понять картину. Думаю, мы достигнем этого за период от двух до шести месяцев. Пока же в очереди номинально находится до 500 человек, но большинство из них отказывается от реально предложенных мест, поэтому до реальной картины пока еще далеко.
– Особый спрос на места в столичных пансионатах объясняется желанием рижан быть поближе к своим родным, которые переселяются в центр социального ухода?
– Конечно! А также близостью магазинов, кафе и других культурных заведений, которые обитателям пансионатов не возбраняется посещать – иногда самим, иногда при помощи персонала или родных. Ведь центры социального ухода – это не закрытые учреждения – люди, при желании, могут свободно входить и выходить. Клиентам также не запрещается посещать на дому родных, как и сами родные могут приходить в гости в пансионат.
– И все же довольно значительная часть людей на подходе места в очереди отказывается...
– Пока сложно определить точные причины. Все-таки довольно сильны стереотипы в обществе и наши предпочтения и привычки. Часто люди стоят в очереди на услугу социального ухода на дому, хотя финансово она обходится намного дороже (особенно, если клиенту нужен уход интенсивный), чем проживание с уходом в том же пансионате.
Так, в октябре прошлого года, когда мы еще не получили дополнительного финансирования от самоуправления, в Риге в очереди на услугу социального ухода на дому и параллельно на место в пансионате стояло 350 человек. В итоге, когда финансирование появилось, в 180 случаях семьи предпочли для своих родных пансионаты, а не уход на дому.
– Получается, что в 2024 году и служба ухода на дому была перегружена?
– Когда в пансионаты стояли огромные очереди, то, конечно, большая нагрузка ложилась на плечи домашнего социального ухода. Надо же было как-то восполнять услуги, в которых люди нуждались, пока тянулось ожидание очереди в пансионат.
Три очереди
– Многие наши читатели спрашивают, что еще изменилось с введением новых правил размещения в пансионатах? Что это за три очереди, которые появились вместо одной прежней? Не увеличит ли это время ожидания услуги?
– С принятием новых правил наступил и переходный период: до 18 марта люди должны будут выбрать всего одного поставщика услуги пансионата и ожидать, когда дойдет очередь в конкретный пансионат. Это совершенно новый подход, в отличие от прежнего, когда можно было одновременно становиться в очередь сразу в несколько пансионатов и ждать, какая из них быстрее подойдет. Сейчас такой порядок отменен. Очереди действительно три, но человек сразу определяется с типом пансионата, а соответственно, и с моделью финансирования, и на этом основании его ставят в одну из соответствующих очередей. Сама очередь в итоге становится прозрачнее, – человек уже может отслеживать, кто и по какой причине его обогнал.
– Что за разные модели финансирования, о которых вы говорите?
– Одна модель – это проживание в муниципальном пансионате, когда человек отдает в счет оплаты 85% своих доходов (как правило, пенсии), а недостающую разницу доплачивает самоуправление. Вторая модель – это наши партнерские пансионаты, которые выиграли право на предоставление услуг в конкурсе на закупку. Их тоже клиент может выбрать и поселиться, оплачивая 85% их стоимости, остальное покроет самоуправление. Здесь неважно, насколько велика или мала пенсия, – самоуправление покроет столько, сколько будет необходимо. В целом тут принцип финансирования схож с моделью оплаты места в пансионате самоуправления, там отличие лишь в оформлении документов. А третья группа пансионатов, – это так называемые дорогостоящие, или те, в которых цена услуг и содержания приближена к рыночной. Такие центры социального ухода являются частными, тут клиент сначала должен узнать в самом пансионате, готов ли тот принять его на проживание. Если он получит ответ, что его примут, то самоуправление выделит софинансирование в твердом установленном размере, при этом сам человек или его родные должны покрыть разницу между реальной стоимостью услуги и суммой, которую выделит самоуправление.
Могу сказать, что сейчас в такие частные пансионаты с городским софинансированием очередей нет вообще. А до сих пор очереди образовались лишь потому, что самоуправление просто не включило при подготовке бюджета 2024 года дополнительное финансирование, необходимое для оплаты этой услуги. Как только этот вопрос был решен, сразу же очереди сократились.
Хорошая новость: с 1 июля 2025 года увеличится муниципальное софинансирование на проживание рижан в пансионатах третьего типа. Если раньше она не превышала 500 евро в месяц на человека для пансионатов общего типа и 800 евро в месяц для пансионатов семейного типа, то теперь эти суммы составят, соответственно, 560 и 980 евро.
Передумал? Через одиннадцать месяцев можно подать новую заявку
– Что происходит, если человек уже поселен в пансионат, но понял, что ему там не нравится? Он сможет просто перевестись в другой пансионат или придется заново становиться в очередь, чтобы переехать?
– Если место свободное есть, человек может перевестись в пансионат такого же типа сразу, как пожелает. Проблема может возникнуть разве что с пансионатами самоуправления, если человек желает перевестись туда из частного или партнерского пансионата. Поскольку на места в муниципальных учреждениях все еще сохраняются очереди, такое желание перевестись может быть расценено как попытка обойти очередь. Все потому, что на такие места больше желающих – во-первых, из-за того, что они располагаются в Риге, и во-вторых, люди считают их более надежными. Но по прошествии двенадцати месяцев после поселения в какой-то другой пансионат можно пересмотреть свое решение и заново подать заявку на смену дислокации.
– Люди рассказывают, что в иных пансионатах есть тараканы, поэтому они и хотят перевестись в более надежные, на их взгляд, муниципальные пансионаты.
– Стоит отметить, что число желающих сменить поставщика услуг социального ухода не так велико – это всего около десяти человек в год. Говоря об условиях проживания, могу заверить, что такого, чтобы в пансионатах крысы бегали, точно нет. Но с насекомыми в некоторых случаях бывает довольно сложно справиться.
Большая часть центров социального ухода сталкивается с проблемой насекомых и старается, по возможности, ее решать, регулярно проводя мероприятия по дезинсекции и дератизации. За соблюдение санитарных норм в ответе сами поставщики социальных услуг. Если эти требования не соблюдаются, с нашей стороны нарушителям может быть вынесен штраф и предупреждение о расторжении договора. Если клиент получает услугу социального ухода при софинансировании самоуправления, но желает сменить поставщика на другого, который не является муниципальным учреждением, а работает на договорных началах, он должен заявить нынешнему руководителю заведения социального ухода о своем желании, указав причину. Начальство заведения, в котором клиент живет, должно будет само связаться с выбранным клиентом заведением и проинформировать его о желании клиента. Когда другое заведение подтверждает, что готово принять клиента – места есть, оба пансионата организовывают его переезд.
– Можно ли сказать, что требования к желающим попасть на проживание в пансионаты, особенно в столице, стали более жесткими, то есть отбор стал строже?
– Требования ужесточились только в одном моменте – теперь претендовать на место в столичном пансионате могут лишь те кандидаты, кто был задекларирован в Риге не менее двенадцати месяцев до момента подачи заявки. Именно таким рижанам самоуправление, при необходимости, должно предоставить услугу пансионата именно в столице.
Плюсы тоже есть – возможности стали шире
– Но, с другой стороны, пансионаты стали доступнее, поскольку круг претендентов на места в таких заведениях расширился. Если раньше в очередь на пансионат записывали лишь человека, который по заключению социальной службы нуждался в уходе не менее 35 часов в неделю, то сейчас, по новым правилам, достаточно и 25 часов. То есть человек, нуждающийся в помощи не менее 25 часов в неделю, сейчас получил выбор – претендовать на помощь на дому или на уход в пансионате. Так, теперь он может раньше переселиться в пансионат, не дожидаясь, пока его состояние ухудшится.
– В случае, если партнерские пансионаты не выполняют свои обязательства, на них поступают жалобы, вы готовы расторгнуть с ними договор?
– Последний раз такой случай у нас был около пяти лет назад. Важно понимать, что причина расторжения договора между Рижским самоуправлением и пансионатом должна быть чрезвычайно серьезной: ведь в таком случае всех клиентов из проштрафившегося пансионата придется переселять, подыскивая им новые места. А это довольно большая встряска для всех и нешуточное испытание. Чаще всего в случае каких-то жалоб или нарушений мы проводим проверку, выписываем штраф, требуем устранить недостатки или нарушения к установленному сроку. Обычно бывает вполне достаточно профилактических мероприятий – штрафов и указания устранить недостатки к указанному сроку – договоры расторгать не приходится. Но теоретически такая возможность, конечно, есть.
– Сколько клиенту приходится ждать места в пансионате сейчас, считая со дня подачи заявки?
– Если поданы сразу все нужные документы, то рассмотрение может занять от двух недель до месяца. Если клиент выбрал частный пансионат с софинансированием самоуправления (500 или 800 евро в месяц – в зависимости от типа пансионата) или наш партнерский пансионат за пределами Риги, как правило, место можно получить сразу. Если клиент выбрал муниципальный пансионат в Риге, ожидание может растянуться до года, если клиент мужчина, да еще и с деменцией. Если человек не страдает от деменции, очередь продвинется гораздо быстрее.
– У клиентов сохранилось право выбирать не просто пансионат определенного типа, а конкретный центр социального ухода?
– Да, и впредь они смогут выбрать конкретный центр по уходу, в том числе и в Риге. Но место в рижском пансионате получат только люди, которые более года задекларированы в столице. По данным самоуправления, 10% встававших в очередь на пансионат в прошлом году декларировали свое место жительства незадолго до подачи заявки в соцслужбу. Именно потому по инициативе столичных политиков приоритет на место в пансионатах по праву отдан все-таки рижанам.
Светлана ГИНТЕР