Pexels.com / Kaboompics.com
Pexels.com / Kaboompics.com
Жизнь

Латвия должна предоставить детям возможность обучаться на родном языке. К такому неожиданному выводу на прошлой неделе пришел Комитет министров Совета Европы, утвердив резолюцию о выполнении нашей страной Рамочной конвенции по защите нацменьшинств. Получается, Европа критикует Латвию за языковую политику? Да. Приведет ли это к открытию новых школ с обучением на русском и других иностранных языках? Едва ли…

В резолюции Совет Европы дал Латвии несколько срочных задач. Одна из них – регулярно оценивать спрос на образование на языках меньшинств.

Если такой спрос будет достаточным, то властям Латвии следует обеспечить детям на всех уровнях образования «адекватные возможности для изучения и приобретения достаточной компетенции на языке меньшинств», предоставив нужные для этого ресурсы.

А еще Латвия должна бы «в рамках своей системы образования обеспечить право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на создание и управление собственными частными учебными и воспитательными заведениями, которые предоставляют возможности для изучения языка своего меньшинства или получения обучения на этом языке».

Получается, Латвия должна вернуть детские сады и школы, в которых обучение будет частично или полностью вестись на русском (украинском, польском, иврите)? Нет, потому что… права отдать нашей стране такой приказ у Совета Европы нет. Европа может только давать советы.

– Резолюция не является юридически обязывающей, – признает правозащитник Борис Цилевич, – в современной системе защиты прав человека обязательными к исполнению являются только решения международных судов.

Однако, по мнению Цилевича, важно, что «ведущая европейская организация еще раз официально подтвердила: политика Латвии в отношении национальных меньшинств по ряду важнейших показателей не соответствует европейским стандартам».

Родители: «Мы добились своего!»

Тем временем родители школьников сообщают, что им приходится вступать в борьбу даже за такую мелочь, как кружки русского языка в школах.

«Спешу поделиться хорошей новостью, – пишет рижанка Мария, – в пятом классе рижской средней школы № 92 появился кружок русского языка. Для этого родителям пришлось обратиться в Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы, так как с самой школой вопрос кружка решить не удалось».

Как рассказывает Мария, представители школьной администрации в глаза родителям говорили: «Извините, но финансирования на дополнительные занятия русским языком нет!» В то же время из Рижской думы сообщали, что самоуправление готово выделить деньги всем школам, где найдутся желающие заниматься русским языком ученики.

Начала с собственных детей, теперь помогает всем

Защищать интересы школьников и их родителей взялась Юлия Сохина, мама из Риги, которая сначала искала дополнительные возможности для собственных детей, а потом как-то незаметно стала представительницей сотен рижских семей.

«Если в школе отказывают в организации факультативных занятий русским языком, то родители должны обращаться напрямую в самоуправление, в Риге – в Департамент образования», – сообщила Юлия Сохина на своей странице в социальных сетях.

Этот совет помог многим детям, которые теперь могут хотя бы раз в неделю изучать родной язык.

Даже если такой ребенок – один на всю школу!

– Согласно принятому в 2022 году Закону об образовании все школы и садики Латвии полностью переводятся на государственный язык, – напоминает Юлия Сохина. – Изучение русского языка и литературы из школьной программы вычеркнуто, заниматься можно лишь в таких кружках по интересам. 

Когда родители обратились в Конституционный суд, оспаривая полный перевод образования на государственный язык, им отказали. Однако Конституционный суд подтвердил, что языковые кружки должны быть доступны каждому ребенку, родители которого подали заявление.

– А если в школе всего три-четыре таких ребенка?

– Даже если родной язык хочет изучать всего один ребенок во всей школе, то школа обязана предоставить ему такую возможность, а министерство обязано финансировать этот кружок.

Деньги есть!

– Почему же садики и школы говорят, что денег на занятия русским языком нет?

– Мы написали запрос в Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы: почему школы отказывают родителям в открытии кружков родного языка? И получили ответ, что все заявки от школ и садиков выполнены в полном объеме. Школы и садики, в свою очередь, говорят, что им финансов не выделяют. Или средства выделяют только на один урок в неделю, хотя родители по закону могут просить три.

В результате мы взялись помогать родителям добиваться желаемого. Снабжаем выписками из решения Конституционного суда, направляем с этими выписками в нужные кабинеты, где чиновники просто не имеют права сказать, что финансирования на кружок русского языка – нет. Так мы добились своего уже в нескольких школах.

Нужны учителя-подвижники

– Но ведь деньгами всего не решить. Для факультатива нужен еще и учитель...

И не просто учитель, а учитель, способный написать свою авторскую программу и заинтересовать школьников настолько, чтоб они приходили в школу на нулевой урок или оставались после основных уроков. Такой учитель может не поставить ученику никакой отметки и тем не менее должен уметь его мотивировать на изучение правил родного языка и сложной роскоши родной литературы. Вдобавок этот учитель должен согласиться на крайне низкую оплату, поскольку платить ему будут не как за урок или факультатив, а как за кружок. 

– Подождите, но почему же оплата-то низкая? Ведь Конституционный суд обязал финансировать факультативы родного языка?

– А Министерство образования и науки решило финансировать уроки родного языка не как уроки или факультативы, а как кружки. Обычно на кружки ходят 20% учеников от класса. Если наглядно, то это человек шесть из 30.

– А как происходит на практике?

– В некоторых школах явка стопроцентна, но зарплата педагога от этого не зависит. За кружок он получает пару десятков евро в месяц – против примерно тысячи евро зарплаты обычного педагога. То есть подвижник-пенсионер на такое согласится, а молодой специалист, которому своих детей кормить надо – вряд ли.

Приходят даже школьники, для которых латышский – родной

– Некоторые родители говорят, что детям не нужны дополнительные занятия родным языком. Мол, дома разговаривают, и достаточно!

– К сожалению, да, есть достаточное количество таких родителей. Люди полагают, что если это твой родной язык и ты на нем говоришь, то можно его не учить. Между тем это глубокое заблуждение. Такой необученный человек в будущем не будет читать тексты на родном языке, про грамотность речи и говорить не приходится. В ряды таких равнодушных родителей национально настроенные чиновники хотели бы записать как можно больше русскоязычных, в идеале – всех.

– А много ли родителей, которые готовы добиваться для своих детей изучения родного языка в школах?

– Довольно много. К тому же дополнительные занятия на родном языке бывают отнюдь не только школьные. Например, мы организовали бесплатную субботнюю школу по основным предметам на русском языке. Эта школа работает уже пятый год, через нее прошло несколько тысяч школьников. Дошло до забавного – на эти факультативы стали приходить школьники, для которых родной язык латышский. А что делать, если в школе годами нет учителя по предмету или имеющийся учитель объясняет бестолково?

Проблема Латвии не уникальна

– А учителя ваших бесплатных факультативов толковые? 

– Это международная субботняя школа для русских школьников с 4-го по последний класс. Преподают там прекрасные педагоги, обучаются русскоязычные дети со многих стран мира и это бесплатно.

– То есть проблема Латвии с образованием для русскоязычных детей не уникальна?

– Многие родители из других стран хотят, чтобы их ребенок знал родной язык в первую очередь. Дети с удовольствием посещают занятия родного языка, литературы и другие. Если родитель хочет, чтобы ребенок добился успеха в учебе, он понимает, что нужно не только выучить терминологию на языке страны проживания, но и понять суть предмета. Сделать это проще на родном языке. 

Вопрос с младшими классами открыт

– А что же делать детям, которые еще до доросли до 4-го класса? Ведь у них тоже обучение на государственном.

– Да, это проблема. Первые классы – это письмо, чтение, арифметика и природоведение, пение и рисование. Хорошо, первый год дети учатся писать буквы алфавита по прописям и читают детские стишки. Но по предмету «Природоведение» им сразу задают вопросы «Par ko dzied strazdi un ko ēd dadzītis?» («О чем поют дрозды и что ест щегол»), «Kas atrodas zem jumtas pažobelē?» («Что находится под стрехой крыши?») или «Kādas ir Meteņu tradīcijas?» («Какие традиции у праздника Метени?»). Ребенку на этом этапе особенно необходима помощь, поскольку он и на родном-то языке не знает, кто такой щегол, что такое стреха, и как это – традиции? Родители тоже не всегда могут объяснить это. Может, кто такой щегол, они теоретически знают, но чем он от клеста с удодом отличается – уже не очень. Со стрехой у горожан и вовсе все сложно.

Впереди экзамены по математике

– Предлагаете ли вы еще какие-то занятия для школьников?

Да, в прошлом году, учитывая ужасные результаты экзаменов в 9-х классах по математике, я организовала бесплатные консультации по математике, которые были четко направлены на подготовку к экзаменам.

– И как, помогло это ребятам?

– Да, после экзамена было много отзывов с благодарностями и указанием, что некоторые задания были такими же, как мы разбирали.

– Планируете ли повторить в этом году?

– Да, обязательно буду это делать.

– Где можно найти информацию по таким занятиям?

– Можно следить за мной в соцсетях или написать на электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript..

– Юлия, а сколько всего русскоязычных школьников в Латвии?

– Если не ошибаюсь, сейчас около 50 тысяч, это почти четверть от числа всех школьников страны.

Любовь или насилие?

– Что вы скажете о том, как русскоязычные жители Латвии осваивают государственный язык?

– Важно не только знание языка, но и понимание латышской культуры. Но сегодня насилия в сфере внедрения языка – много, а любви – мало. Если судить по экзаменам выпускных классов, то окажется, что латвийские школьники лучше всего знают не латышский язык, а английский. И чем сильнее языковые репрессии в отношении родного языка детей, тем сильнее у них английский. А уровень знания латышского падает даже в латышских школах, там, где русских детей вообще нет или очень мало.

– Вы помогаете изучать латышский язык и культуру?

– Помогаю. Я организовала разговорный клуб латышского языка. По факту, курсы латышского в нашей стране все взрослые уже давно закончили, многие даже по два-три раза. Теперь им нужна просто ежедневная разговорная практика на латышском. Нужно такое доброжелательное сообщество, где можно совершить ошибку, и за это тебя никто никак не накажет, не высмеет, а спокойно без претензий и агрессии поправит.

Второй момент – социальный – клуб предполагает приятную атмосферу для знакомства и коммуникации между участниками. Многие сдружились, кто-то приходит, чтобы подтянуть язык и заодно пообщаться с новыми знакомыми.

Клуб я запустила весной 2024 года. Сначала я нацеливалась на граждан РФ, живших в Латвии десятилетиями с постоянным видом на жительство, которым внезапно, против прошлых договоренностей стало необходимо сдавать экзамены по латышскому на категорию А2. Сдавать такие экзамены нужно и пенсионерам моложе 75 лет, то есть даже тем, кто вышел на пенсию около 10–12 лет назад. Как правило, эти люди учили латышский на курсах, поскольку работать в Латвии без знания латышского и 15, и даже 25 лет назад было нельзя. Но язык без практики отмирает, а в Латвии есть сферы, где можно годами обходиться без латышского языка. Тем более на пенсии. 

Так вот, со временем оказалось, что клуб разговорного латышского языка нужен не только российским пенсионерам, но и гражданам Латвии самых разных возрастов и профессий. Я предполагала, что встречи будут востребованы среди педагогов, замученных языковыми проверками, но эти клубы оказались очень популярны даже среди школьников!

Помощь тут

– Неужели школьникам тоже не хватает практики общения на латышском?

– Основная проблема заключается в том, что дети просто не знают язык на должном уровне для обучения на нем. Никто их не подготовил к этому. Многие, стесняясь сказать неправильно, избегают отвечать, даже если знают предмет. А некоторые и в предметы не вникают, потому что в школе не смогли полюбить язык. В школе же вечная гонка, нужно успевать пройти по всем темам, на отстающих просто нет времени.

Дружелюбное общение на латышском нужно очень многим русским Латвии, не уверенным в своих знаниях государственного языка. И когда такое общение людям обеспечено, многое становится проще.

С расширением запаса слов, с появлением уверенности в правильности произношения, в правильности лексических конструкций у школьников улучшаются оценки не только по самому языку, но и по другим предметам!

Арсений МАТВЕЕВ, Маргита СПРАНЦМАНЕ


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.