В Латвии создают новое мегаминистерство, которое достанется «Новому Единству»: что надо знать?
Кришьянис Кариньш, взявшись за формирование нового правительства Латвии, выдвинул партнерам по коалиции ультиматум: в стране должно быть создано новое Министерство по вопросам климата и энергетики.
«Если не удастся договориться о создании нового Министерства климата и энергетики, то этого правительства не будет», – прямым текстом заявлял Кришьянис Кариньш в октябре своим потенциальным партнерам из «Объединенного списка» и Национального блока.
Поначалу партнеры противились этому решению. Как пояснил представитель «Объединенного списка» Эдвард Смилтенс, перед выборами он с коллегами объехал всю Латвию и везде слышал от людей просьбы сократить государственную бюрократию и не плодить новых чиновников: «И вот теперь у нас создается новое министерство, и народ этого не понимает... Можно сколько угодно передвигать ящички, передавать департаменты от одного министерства другому, но это ничего не изменит».
Однако на прошлой неделе «Новое Единство», «Объединенный список» и Национальный блок все-таки подписали меморандум о сотрудничестве, который подразумевает создание нового министерства.
Изначально планировалось, что новый министр будет заниматься не только энергетикой и климатом, но и вопросами окружающей среды. Но в результате среду решили оставить в покое, то есть – в распоряжении Министерства регионального развития и окружающей среды.
■ ■ ■
Есть ли у Кришьяниса Кариньша и других сторонников нового министерства хоть одно рациональное объяснение для его создания?
Да, формально такое объяснение имеется. Сейчас вопросами энергетики в стране занято Министерство экономики. Политики, лоббирующие должность нового министра, заявляют, что такое положение вещей опасно, ведь сейчас проблема энергонезависимости Латвии стала крайне острой. Цены на энергоресурсы растут космическими темпами, постоянно идут разговоры о рисках дефицита газа и электричества, государство разрабатывает программы по экономии энергии.
В таких условиях существует риск, что Министерство экономики полностью сконцентрируется на энергетических проблемах, а все остальные вопросы отодвинет на второй план. Такое действительно уже было во время пандемии коронавируса, когда Министерство здравоохранения сконцентрировалось только на коронавирусе и вакцинации, а все остальные болезни вдруг оказались забыты.
Так что надо, говорят нам, создать отдельное Министерство климата и энергетики, которое и будет заниматься актуальными проблемами.
■ ■ ■
Последний раз новое министерство в Латвии создавалось 11 лет назад, и это было Министерство окружающей среды и регионального развития, как раз и отвечающее за климатические вопросы.
Мартиньш Даугулис, заведующий кафедрой политологии Рижского университета им П. Страдыня, считает, что на Министерство среды и регионального развития в данный момент, возможно, взвалили слишком многое. «По отдельным вопросам между Министерством экономики и Министерством среды и регионального развития возникали конфликты», – признал Даугулис.
На первый взгляд, новое министерство создается ради того, чтобы примирить противодействующие стороны. Но есть версия, что за этим стояли совсем другие планы.
Например, бывший премьер-министр Марис Кучинскис выдвигает версию, что при помощи министерства некто хочет добраться до раздела европейских денег и обратить энергетический кризис в реальные возможности для обогащения.
И ведь правда, в рамках Европейской климатической программы и перехода на зеленую энергетику Латвия получит огромные средства из европейских фондов, и вот именно освоением этих средств и будет заниматься новое министерство.
■ ■ ■
Все это наталкивает на вывод, что сейчас мы действительно наблюдаем передел сфер влияния в правительстве, а не желание решать реальные проблемы в отрасли энергетики.
Что примечательно, новое Министерство климата и энергетики застолбила для себя крупнейшая по представительству партия «Новое Единство».
По мнению политолога Яниса Икстенса, «Новому Единству» пришлось заплатить за это высокую цену, приняв в нагрузку непопулярные Министерство образования и Министерство благосостояния. А ослабленное Министерство экономики, у которого отнимут контроль над энергетическими программами, отдали Национальному объединению. Ему же в качестве приятного дополнения за покладистость, по-видимому, достанется Министерство сообщения.
■ ■ ■
Сколько нам, налогоплательщикам, будет стоить создание нового министерства? На первом этапе недорого. Директор госканцелярии Янис Цитковскис заявил, что Министерство климата и энергетики будет сформировано из уже имеющихся чиновников Министерства экономики и Министерства окружающей среды и регионального развития.
Более того, оно даже разместится в уже занятых этими министерствами помещениях. Дополнительные вложения потребуются только на зарплату нового министра.
И хотя поправки к закону о новом министерстве еще не приняты, планируется, что Министерство климата и энергетики начнет работу уже с начала следующего года.
Янис Цитковскис заявил, что изначально это может быть «частично виртуальное министерство». Это означает, что чиновники будут находиться в разных зданиях и работать удаленно, но в будущем их планируется объединить под общей крышей.
■ ■ ■
Увы, исторический опыт свидетельствует, что большинство попыток оптимизировать управленческий аппарат приводят только к росту бюрократии.
Другим путем предлагал пойти президент Латвии Эгил Левитс, который уже с весны 2022 года призывает депутатов Сейма создать должности министров без портфелей.
Эти особые министры по поручениям, по мнению президента, должны были бы отвечать за реализацию политики в какой-либо важной сфере. Например, в области дигитализации госуправления, демографии, в сфере энергетики.
По словам Эдварда Смилтенса, назначение государственных министров без портфелей могло бы привести к лучшему эффекту, чем создание новых министерств: «Государственные министры могли бы работать диагонально со всеми имеющимися министерствами и департаментами, чтобы достичь поставленных перед ними целей. Нам нужно отказываться от феодальной системы, при которой каждое министерство выстраивает вокруг себя железобетонные стены и никого за них не пускает».
■ ■ ■
Перед выборами в 14-й Сейм депутаты не захотели рисковать и предложение президента о создании должностей государственных министров отвергли.
Возможно, таким образом страну лишили новых возможностей, а может, всего лишь спасли нас от лишней бюрократии.
Ведь, несмотря на слова Смилтенса, ничего кардинально нового Левитс не предлагал. Схожая система министров без портфелей действовала в Латвии еще в начале 90-х годов прошлого века. Тогда в общей сложности правительство состояло почти из 30 министерств – у каждого министра было по одному-два дополнительных госминистра.
Но вскоре правительство было оптимизировано, должности госминистров были ликвидированы и ничего страшного не случилось. Нельзя сказать, что качество госуправления сильно ухудшилось.
■ ■ ■
А вообще интересно было бы разобраться, есть ли взаимосвязь между качеством управления и количеством министров. Пока мне кажется, что ее не существует.
Смотрите сами: после реформы количество министерств в Латвии увеличится до 14, столько же наблюдается и в Литве. А вот в соседней Эстонии всего 11 министерств, и при этом Латвия всегда отставала в экономическом развитии от Эстонии.
А самый маленький кабинет министров наблюдается в Швейцарии – там работает всего лишь семь министров. И, надо сказать, в Швейцарии одна из лучших систем госуправления в мире.
Обычно считается, что количество чиновников (в том числе и высших) должно быть пропорционально населению страны. Поэтому, учитывая негативные демографические тенденции, в Латвии более правильным было бы думать о сокращении министерств, а не об увеличении их числа.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист