О событиях в Латвии, которые повлияют на всех жителей страны, рассказывает агентство BNS в ежедневном обзоре прессы.
Чрезвычайная ситуация в сельском хозяйстве - каков баланс убытков?
В ноябре закончился срок объявленной летом чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве. Обобщенные данные показали, что ущерб фермеров превысил 110 млн евро. Экстремальные погодные условия требуют соответствующих решений, пояснил директор предприятия "Krastmaļi Sēklas" Мартиньш Флаксис из Южно-Курземского края, который вывел комбайн в поле практически зимой. Когда в конце ноября наступили солнечные дни, он решил начать уборку кукурузы, продолжив ее и в декабре. Это стало возможным потому, что вблизи моря снега по-прежнему нет, а осадков намного меньше, чем в предыдущие месяцы. Урожай пшеницы в Латвии в этом году по объему был хорошим, даже выше среднего, однако зерно низкого качества, говорит председатель правления сельскохозяйственного предприятия "Linas Agro" Карлис Зенфс. Под воздействием всех факторов доходы за тонну пшеницы оказались на несколько десятков евро ниже ожидаемого - всего около 120 евро. "Это не соотносится с теми затратами, которые накапливаются в течение года, чтобы вырастить урожай", - отмечает Зенфс. В результате у каждого пятого фермера, заключившего с "Linas Agro" договор о поставках зерна с отсрочкой платежа, возникли серьезные трудности с расчетами, что ставит под угрозу их дальнейшую деятельность. Чтобы помощь столкнувшимся с трудностями сельхозпроизводителям Министерство земледелия обратилось к Европейской комиссии с просьбой выплатить компенсации. В целом в результате неблагоприятных погодных условий в прошлом году пострадали 95 тысяч гектаров посевов зерновых, овощных и плодовых культур. (Ir)
Смогут ли все самоуправления "потянуть" минимальную корзину социальных услуг?
В этом году все самоуправления обязаны обеспечивать предоставление пяти социальных услуг, а со следующего года их количество увеличится. Закон предусматривает, что эти услуги должны быть доступны всем жителям регионов, но пока никто с уверенностью не может сказать, хватило ли у самоуправлений в 2025 году средств, сотрудников и инфраструктуры, чтобы реально их обеспечивать. Исчерпывающая картина, какие услуги действительно предоставлялись, а какие так и остались лишь "на бумаге", станет видна только к середине следующего года, заявили порталу "Delfi" в Министерстве благосостояния и Латвийском союзе самоуправлений (ЛСС). В свою очередь данные о внедрении обязательных минимальных социальных услуг в 2026 году будут доступны лишь через год. Председатель Латвийского объединения руководителей социальных служб и руководитель социальной службы Кекавского края Агнесе Менце-Каткевичa отметила, что многие самоуправления уже в этом году обеспечивают услуги, которые станут обязательными только в 2026 году. Кроме того, в тех случаях, когда самоуправление не может обеспечить предоставление какой-либо услуги, у него есть возможность "купить" ее у соседнего края или у неправительственной организации. В Рижском регионе такая модель функционирует, но в более отдаленных регионах Латвии возникают проблемы - конкретной услуги нет вообще или же ее предлагает только один поставщик. Советник ЛСС по вопросам здравоохранения и социальной сферы Илзе Рудзите также подчеркивает, что конкретных данных о том, какие самоуправления и какие услуги обеспечивают самостоятельно, а какие покупают у другого самоуправления, пока нет. Но свобода действий у самоуправлений имеется, и есть края, которые заказывают услуги длительного социального ухода по всей Латвии, отметила представитель ЛСС. (Delfi.lv)
Почему по делу о полетах Кариньша обвинили только Цитсковскиса?
Почему по делу о полетах бывшего премьер-министра Кришьяниса Кариньша обвинили только одного человека - бывшего директора Государственной канцелярии Яниса Цитсковскиса, который вообще не участвовал в принятии решений о спецрейсах? "Прокуратура говорит, что я должен был это контролировать и несу ответственность за то, что Кариньш и его бюро приняли неправильное решение, хотя меня там вообще не было", - говорит Цитсковскис. По его мнению, такой прецедент подрывает основы ответственности. "Это означает, что ни один политик, ни один министр ни за что не отвечает", - отмечает он. Однако прокурор по делу Давид Гуревич подчеркивает, что обвинение выдвинуто не за решения о заказе специальных чартерных рейсов для командировок премьера, а за недостаточный контроль. "Кто еще, если не директор Госканцелярии как руководитель учреждения был обязан знать и следить за тем, расходуются ли бюджетные средства законно и целесообразно?", - заявил прокурор. Дело передано в Рижский городской суд, первое заседание запланировано на апрель. Цитсковскис заявляет, что не будет молчать: "Будут факты, которые выйдут в суде на свет. Материалы собраны, и морально-этические ценности [Кариньша] проявятся не только по вопросу чартерных рейсов". В течение трех лет Кариньш 53 раза отправлялся в зарубежные командировки, и в 32 случаях для этого использовались спецрейсы - отдельные самолеты для делегаций в составе 4-8 человек, которые обходились примерно в 5-8 раз дороже, чем бизнес-класс на регулярных коммерческих рейсах. Государственный контроль по результатам ревизии указал, что в восьми случаях решение использовать спецрейсы было незаконным и причинило госбюджету ущерб как минимум в размере 221566 евро, а еще как минимум 323688 евро из средств ЕС были израсходованы неэкономично на полеты премьера на заседания Европейского совета. По факту возможной крупной растраты государственных средств Генеральная прокуратура начала уголовный процесс. После длившегося полтора года расследования прокуратура пришла к выводу, что на четыре командировки в 2022 году Госканцелярия незаконно израсходовала 89382,90 евро. "Оценивая с точки зрения уголовного права, мы можем без сомнений сказать, что незаконно средства были использованы для четырех командировок", - сказал прокурор, поясняя, почему сумма значительно меньше, чем выявленная Госконтролем. Прокурор признает, что в цепочке принятия решений действительно участвовало много людей, однако к уголовной ответственности привлечен только Цитсковскис, потому что именно он как руководитель учреждения отвечал за целесообразное расходование бюджетных средств. (Ir)
Можно и нужно ставить более амбициозные цели
В настоящее время в Латвии действуют 127 компаний сектора финансовых технологий. В прошлом году финтех-компании обеспечили оборот в размере 372 млн евро и заплатили налогов на 91 млн евро, а занято в этой сфере было более 3,6 тыс. человек. Тем временем разработка стратегии развития отрасли на последующие годы долгое время буксовала. Теперь Министерство финансов в сотрудничестве с Банком Латвии подало на рассмотрение в Кабинет министров стратегию развития финтех-сектора на 2026-2027 годы, хотя она должна была охватывать период 2025-2027 годов. Стратегия предусматривает увеличение количества зарегистрированных в Латвии финтех-компаний на 30%, обеспечив им благоприятные условия для деятельности и расширения. Также поставлена цель на 15% увеличить инвестиции в сферу финтех и на 18% - количество рабочих мест. На состоявшейся в Рижской бизнес-школе РТУ дискуссии "Что необходимо для реализации амбиций финтех-сектора в Латвии?" президент Банка Латвии Мартиньш Казакс отметил, что стратегия содержит очень скромные амбиции. С ним согласна и руководитель ассоциации "Fintech Latvija" Тина Лусе, отмечая, что при разработке стратегии чиновники руководствовались осторожным подходом, чтобы впоследствии удалось достичь запланированных результатов. "Совет по развитию финансового сектора поддерживает принятие финтех-стратегии, но у нас имеются проблемы с иммиграционной политикой и процессами. Это политически чувствительный вопрос, который используется для политических торгов и получения голосов избирателей. Здесь временами утрачивается рациональный аспект. Если мы хотим развивать отрасль, нужны трудовые ресурсы, поэтому нужно думать о том, как упростить привлечение рабочей силы", - говорит Лусе. Финтех-компании отмечают, что сегодня им проще открыть филиал и нанять программистов, например, в Македонии, чем привезти их для работы в Латвию. (Diena)

