О том, что важного происходит в Латвии, в своем обзоре прессы рассказывает агентство BNS.
Первый год реформы: подешевели 90% рецептурных лекарств
Спустя год после того, как Министерство здравоохранения провело реформу цен на лекарства, можно сделать вывод, что мрачные прогнозы отрасли о массовом закрытии аптек и дефиците лекарств не оправдались. Средняя цена упаковки рецептурных лекарств снизилась в прошлом году на 17%, а вот в сегменте безрецептурных лекарств цены продолжают расти, сообщила программа Латвийского телевидения "De facto". Эксперты изучают, можно ли усилить контроль и за ценами на безрецептурные лекарства. В прошлом году государство изменило формулу формирования цен на рецептурные лекарства. Во-первых, было установлено, что цена производителя лекарств не может быть в Латвии выше, чем предложение для соседних стран. Во-вторых, были введены фиксированные наценки для оптовиков и для аптек. Кроме того, был введен сбор за услуги фармацевта, который частично покрывается государством, но 75 центов оплачивает клиент. В предвыборной атмосфере политики договорились, что для лекарств стоимостью до десяти евро этот сбор полностью оплачивает государство. Изменения планируется ввести с 1 июля. Год назад противники реформы - аптеки и оптовики - рисовали мрачную картину распада фармацевтической отрасли. Однако, как показывают последние данные Министерства здравоохранения, хаоса не произошло. Из 3635 зарегистрированных в настоящее время рецептурных препаратов аптечная цена была снижена на 3285 препаратов (90%), повышена на 344 препарата, а для шести препаратов не изменилась. Повышение цен, как и ожидалось, наблюдается в самой дешевой ценовой группе - до пяти евро, где цены выросли в среднем на 21% или на 0,50 евро. Препараты в ценовой группе 5-10 евро подешевели на 0,92 евро. Цены на препараты дороже 10 евро снизились примерно на одну пятую. Однако давление со стороны отрасли не ослабевает - теперь оптовые торговцы требуют повышения допустимых наценок на более дорогие лекарства. (Lsm.lv)
Отправить Сандру в Майами. Как помощники Эпштейна искали жертв в латвийских модельных агентствах
Материалы дела осужденного в США сексуального преступника Джеффри Эпштейна показывают, что его сообщники искали контакты и молодых девушек в том числе в латвийской модельной индустрии, через конкретные агентства. Наиболее значительную роль в латвийском контексте играет известное агентств "Natalie". 29 ноября 2009 года агент Эпштейна Сиад писал: "У меня был отличный кастинг, организованный моим старым другом, владельцем агентства "Nathalie Model Management" в Риге. Его зовут Эрик. Я не видел его 10 лет, поэтому было очень приятно снова встретиться". Речь идет об Эрике Мейсансе, руководителе модельного агентства "Natalie", который сейчас отрицает знакомство с Сиадом. В то время велось несколько параллельных переписок, в которых обсуждалась возможная поездка латвийской девушки Сандры в Майами. Эпштейн хотел, чтобы девушка по имени Сандра находилась в Майами с 16 по 18 декабря. Этот эпизод особенно важен, поскольку он единственный ясно показывает, что планировалась поездка к Эпштейну девушки из латвийского модельного агентства. Сиад пытался организовать для Сандры фотосессию. "Можно ли организовать встречу с фотографом для пробной фотосессии, чтобы она вернулась хотя бы с несколькими фотографиями? Тогда это будет хорошо и для нас, и для ее агентства", - написал Сиад Эпштейну 10 декабря 2009 года. Сейчас глава агентства "Natalie" не помнит, кто такая Сандра, но он уверен, что девушка не ездила в Соединенные Штаты. "Natalie" - - не единственное латвийское модельное агентство, которое фигурирует в файлах Эпштейна. Эпштейн через своих подчиненных искал жертв и в агентстве "2B models". За эти годы изменилось и регулирование модельной индустрии, и она сама. У брендов теперь есть другие способы продавать свою продукцию - через инфлюенсеров, к которым можно обращаться напрямую. "Девушкам пишут в Instagram. Тогда уж нужно вводить норму, чтобы несовершеннолетние не могли пользоваться "Instagram"", - говорит Иева Липиня, бывший руководитель модельного агентства "Vacatio". (Lsm.lv)
Что дало Латвии отключение от БРЭЛЛ
Год назад, в начале февраля 2025 года произошло историческое событие: страны Балтии отключились от электросети БРЭЛЛ, соединявшей их с Россией и Беларусью, и присоединились к единой европейской электросети. Люди немного нервничали, а некоторые поставщики электрооборудования даже заметили увеличение спроса на дизельные генераторы. К счастью, процесс прошел гладко. Однако сам рынок существенно изменился. Для стабильного функционирования энергетической системы необходимы базовые и балансировочные мощности, а также скоординированное взаимодействие с сетями соседних стран для обеспечения бесперебойного потока электроэнергии. При дефиците электроэнергии в одной стране наблюдается избыток в другой, и задача операторов системы - сбалансировать эти два фактора. Биржевые цены также динамичны и постоянно меняются, и рынок очень чувствителен ко всем внешним процессам: от цен на энергоносители и запасов газа до аварий на подводных кабелях между странами. Участники рынка утверждают, что цены на электроэнергию упали, хотя и незначительно. По данным "Augstsprieguma tīkls", средняя цена на электроэнергию в Латвии в 2025 году составила 85,9 евро/МВтч, что является самой низкой средней ценой на латвийской бирже за последние пять лет. Компания "Enefit" указывает, что по сравнению с 2024 и 2023 годами цены снизились на 1,2% и 7% соответственно. Это не связано напрямую с отключением от БРЭЛЛ: импорт и экспорт из России и Беларуси полностью прекратились уже в 2022 году. Основными факторами, способствовавшими снижению цен в 2025 году, стали быстрое развитие солнечных и ветропарков и благоприятные погодные условия (летние дожди увеличили производство гидроэлектроэнергии). Как указали в "Augstsprieguma tīkls", несмотря на увеличение инфраструктурных затрат, связанных с отключением от БРЭЛЛ, регулируемые тарифы на следующие три года удалось сохранить стабильными. "Для того чтобы цены на электроэнергию в Латвии соответствовали региональным ценам, необходимо увеличить долю конкурентоспособного производства в Латвии и Балтийском регионе в целом", - заявили на предприятии. По мере увеличения количества солнечных и ветровых электростанций биржевые цены периодически опускаются до нуля или даже становятся отрицательными. (Tvnet.lv)
Архитектор: Юрмала утратила свою суть
Юрмала утратила свою прежнюю "суть", говорит архитектор Байба Верпе. Она дает резкую оценку: хотя Юрмала позиционирует себя как курортный город, это уже не соответствует действительности. Это город, который, бесспорно, обладает богатыми природными ресурсами, но здесь нужно уметь отделять воспоминания от реальности. Другая острая тема - архитектурное наследие. Большинство проектов, которые называют "реконструкцией", на самом деле являются новыми зданиями, говорит она. "Здания, построенные из фибо-блоков, обшитых досками - это лишь приблизительные копии, потому что, например, изменены пропорции. Юрмала - это фактически вновь построенный город. Я считаю, что после такой реконструкции культурная и историческая ценность здания меняется - она уменьшается". По мнению Верпе, вещи нужно называть их настоящими именами. Нынешняя практика, конечно же, станет и историческим свидетельством: "Того, как мы обращаемся с деревянными зданиями. В любом случае, фактического сноса исторической деревянной архитектуры столь же жестоко и массово, как в Юрмале, больше нигде в Латвии не происходит. В других местах спорят о каждом фрагменте и пытаются его сохранить. В Юрмале даже не пытаются, потому что знают, что выгоднее строить дома из блоков и продавать их. Это разрешено, разрешено уже давно", - критикует архитектор как заказчиков, так и архитекторов и самоуправление. Другая проблема связана с советской архитектурой: "Хранители наследия за 30 лет так и не поняли, что этот исторический период закончился и что у него тоже есть свои ценности. Они до сих пор не осознали эту архитектуру". Однако один памятник из недавней истории курорта в Юрмале все же есть - это летний навес над концертным залом "Дзинтари", спроектированный Модрисом Гельзисом. Понимание архитектуры уже начало меняться, говорит Верпе, но война на Украине подавила этот импульс. По ее мнению, многие санатории и другие здания того времени должны быть включены в список объектов культурного наследия. (Delfi.lv)

