Эта история началась почти 10 лет назад. В 2016 году в имантской пятиэтажке по адресу Курземес проспект, 102, образовался долг перед домоуправлением – около 15 тысяч евро. Большая часть неуплаты значится за двумя квартирами. Сегодня добросовестные жители боятся, что этот долг ляжет на их плечи. Так ли это?
Двое неплательщиков воду мутят
– Большинство моих соседей живет своей жизнью, не поднимая головы, чтобы посмотреть по сторонам, – рассказала «МК-Латвии» жилец дома Ольга Дорофеева. – В квартирные счета они не вчитываются, ни накоплениями, ни долгами дома не интересуются. Платят домоуправлению кто как может, и на этом все.
В доме было две активистки – это я и еще одна соседка. В 2016 году мы составили запрос по поводу долга дома в домоуправление Rīgas namu pārvaldnieks и выяснили, как он образовался. Оказалось, что треть долга составляли краткосрочные и небольшие долги жильцов, которые расплачивались за услуги не вовремя, с задержкой. А две трети задолженности дома перед RNP возникли из-за личных долгов двух собственников квартир, каждый из которых не оплатил счета домоуправления на сумму около 5 тысяч евро.
Задолжала и… умерла
Когда активистки стали интересоваться должниками, оказалось, что персональные долги двух неплательщиков «записываются» на общий долг дома.
В одной из квартир умирала пожилая одинокая дама, не справляющаяся ни с оплатой онкологического лечения, ни со своевременной оплатой счетов. Во второй жили люди с алкогольной зависимостью, несколько лет не платившие за квартиру.
В 2016 году умерла пожилая одинокая соседка-должница. Со слов жильцов, через несколько месяцев в ее квартире обосновался новый собственник, купивший ее квартиру у банка по рыночной цене. На тот момент рыночная цена за квартиру составляла от 40 до 60 тысяч евро. Через год (в 2017-м) и в квартире алкоголиков произошли изменения – людей выселили за неуплату, квартира ушла с торгов. Однако, по информации активисток, несмотря на то, что две квартиры ушли с молотка, сумма долга не изменилась…
Активисты хватаются за сердце
Несколько лет Ольга Дорофеева долгами, записанными на общий счет дома, не интересовалась. Но когда пару месяцев назад она снова углубилась в документы, то выяснила, что долг дома за это время практически не изменился. А ведь в одной «нехорошей» квартире уже восемь лет живут другие жильцы, в другой – девять лет, но старые долги какими были, такими и остались.
– Как такое возможно? – задается вопросом активист дома. – Ведь квартиры проданы, долги должны быть погашены. Не получится ли так, что долги проданных квартир будут оплачены из накоплений дома? Ведь это неправильно, если жильцы нашего дома будут оплачивать не предстоящие ремонты по дому, а чужие задолженности. Хочу быть уверенной, что подобное не случится.
На вопросы активистки домоуправление Rīgas namu pārvaldnieks ответы подбирает медленно и предпочитает устную форму, которую к делу не пришьешь. От неравнодушной собственницы квартиры требуют послать официальный запрос, удостовериться, что письмо завизировано, и только тогда получить ответ.
Мы решили помочь пожилой женщине и ускорить процесс получения ответов, попутно разъяснив ситуацию и для жителей других домов, съедаемых похожими подозрениями.
«Это просто невозможно!»
– Прежде всего хочу заверить, что ни в одном доме под обслуживанием RNP невозможна ситуация, когда одни жильцы платят за других, – заверила представитель домоуправления Инита Кабанова. – Долги всех квартир действительно учитываются, как общий долг дома, но расчеты каждой квартиры с домоуправлением индивидуальны. В маленьких домоуправлениях в прошлом такие нарушения бывали: долги одной квартиры покрывались из фонда накопления квартир. Но мы слишком большая организация, работа с должниками поставлена на поток, юристы, занимающиеся работой с неплательщиками, опытные. Нам нет нужды нарушать закон, а брать деньги из накопительного фонда для закрытия долгов квартиры – это явное нарушение.
В то же время Инита Кабанова подтвердила, что у жителей нередко появляются подозрения, что управляющий «раскидывает» соседские долги по счетам честных людей:
– Подобные запросы не редкость, они всплывают у нас каждый месяц, но нет никаких доказательств, что RNP связано с такими махинациями. Конечно, жильцы дома имеют право интересоваться этими вопросами, но повторяю: каждый человек отвечает только за собственные коммунальные долги.
Как рассказала Кабанова, сначала управляющий высылает неплательщику предупреждение, потом может передать его дела фирмам по внесудебному взысканию долгов – коллекторам. Если это не помогает, юристы домоуправления подают иск в суд, который принимает решение о принудительном взыскании долга. Дело поступает присяжным судебным исполнителям, которые сначала пытаются взыскать долг с доходов неплательщика, а затем, если нет других вариантов, то могут продать квартиру с аукциона.
Но бывает и так, что квартира находится в ипотеке, поэтому львиную часть полученных от продажи с аукциона средств получает банк, а долг человека за коммунальные платежи так и «висит» за ним до самой смерти. Если судебный исполнитель признает, что долг взыскать невозможно, такой долг по закону списывается – он никогда и ни при каких обстоятельствах не должен взыскиваться с собственников других квартир.
– Поэтому не стоит беспокоиться, если долг был у умершего человека, у которого нет наследников, чтобы этот долг погасить, – говорит Кабанова, – или если должник подал на банкротство и с него просто нечего взять. По закону домоуправление должно списать ту часть долга, которая касается обслуживания дома, а поставщики услуг списывают ту часть, которая относится к отоплению, водоснабжению, вывозу мусора и т. п.
Закон предусматривает, что управляющий должен информировать собственников квартир об общем долге дома – поэтому эту цифру можно увидеть в счетах. Важно понимать, что этот долг представляет собой сумму долгов отдельных квартир, и каждая квартира отвечает исключительно за свой счет, никогда за долг соседа.
Попробовали мы узнать судьбу отдельных квартир по пр. Курземес, 102, но оказалось, что это информация конфиденциальная, доступная исключительно жильцам дома по запросу. Однако в домоуправлении «МК-Латвии» сообщили, что с 2013 года было несколько судебных разбирательств с неплательщиками этого дома, в результате которых присяжные судебные исполнители пока не смогли взыскать долг. Обе упомянутые квартиры также относятся к числу тех, долг которых перед домоуправлением взыскать пока не удалось.
С нового года порядка будет больше
Не маловажным будет отметить и тот факт, что с 1 января следующего, 2026 года изменится порядок учета долговых обязательств за проданную квартиру.
Теперь долги перед домоуправлением и коммунальными службами за последние три года при покупке квартиры будут переложены на ее нового хозяина. Покупателям придется быть более осторожными, поскольку долг за три года может исчисляться и десятком тысяч евро, а это серьезная сумма.
Впрочем, для уверенности достаточно попросить у продавца последний счет за квартиру, что несложно. А самым надежным способом будет запросить счет в центре обслуживания клиентов домоуправления, правда, сделать это можно только вместе с продавцом квартиры. Тому выпишут счет, он тут же покажет его покупателю.
С другой стороны, соседи проданной квартиры после вступления в силу нового порядка будут гораздо более защищены. Со следующего года оплату старых долгов обещают улучшить, значит, и у самих домов появится больше средств на ремонтные работы и благоустройство.
Арсений МАТВЕЕВ

