Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

С 1 июля 2026 года в Латвии вступит в силу решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 21% до 12%. Налог понизится для базовых продуктов – молока, хлеба, яиц и птицы. Правительство рассчитывает, что это приведет к заметному снижению цен на эти товары. Но насколько реальны такие ожидания? Об этом мы поговорили с руководителем Латвийского объединения торговцев Раймондом Окманисом.

Снижение ставки – повод для повышения цен?

– В середине года уменьшится ставка НДС на молоко, хлеб, яйца и птицу. Можно ли ожидать реального снижения цен? Или же производители воспользуются новым налоговым режимом, чтобы увеличить свою наценку, и покупатели в итоге ничего не почувствуют?

– Чисто теоретически любой участник цепочки – от производителя сырья до магазина – и правда может поднять свою наценку, пользуясь снижением налоговой нагрузки. Но, с другой стороны, не думаю, что это произойдет, конкуренция не позволяет магазинам устанавливать цены выше рыночных.

Возьмем, к примеру, мясокомбинаты, которые выпускают колбасно-сосисочные изделия. В Латвии их несколько и между ними всегда идет борьба за покупателя.

Если один поднимет цену, а другой нет, покупатели станут покупать продукцию того комбината, которая стоит дешевле. То же самое касается и импортных товаров – польских или литовских, чьи товары продаются в Латвии.

–Так значит, покупатели могут быть уверены в том, что базовые продукты понизятся в цене, причем ровно на 9%?

– Увы – нет. Покупатели часто думают, что если НДС снижается на 9%, то и итоговая цена продукта автоматически должна уменьшиться на столько же. Но в реальности снижение может составить 7–8%, а то и всего 6%. Причина в том, что у каждого участника цепочки (фермер – производитель товара – поставщик – магазин) есть свои расходы. Например, у магазинов это расходы на электричество, аренду помещений, зарплаты. Все эти услуги облагаются НДС по полной ставке, и это отражается на конечной цене товара. Также возможно, что вырастут другие расходы торговцев, которые сейчас сложно предсказать.

Но, скорее всего, мы увидим такую картину: один базовый продукт подешевеет на 5%, другой – на 7%, третий – на 9%. У торговцев расходы похожие, но структура себестоимости у разных товаров различается. Поэтому и снижение будет неравномерным.

Магазины будут перераспределять наценку между позициями: где-то убавят, где-то прибавят. Например, хлеб может подешеветь на 5%, а курица – на 9%.

– Какие продукты, по вашим прогнозам, подешевеют больше, а какие – меньше?

– Все зависит от конкретной сети и ее ценовой политики.

Супермаркеты конкурируют между собой: одна сеть решит сделать подешевле куриное мясо, другая снизит цену на хлеб или молоко. Они будут играть ценами, чтобы удержать покупателя.

Конечно, я понимаю: покупатели хотят, чтобы более всего подешевел самый дорогой базовый продукт, а не самый дешевый, но не могу обещать, что все магазины оправдают эти ожидания.

В повышении цен виновато государство

– Какие неожиданные факторы могут привести к подорожанию продуктов в 2026 году?

– Если вырастут цены на энергоносители, это скажется на стоимости продуктов питания – причем всех, а не только хлеба, яиц, курицы и молока. И все остальное также подорожает: возрастет стоимость услуг – у парикмахеров, косметологов и т. д.

Есть и другие объективные причины, по которым цены могут подняться. Например, один из ключевых факторов – это урожай, его невозможно предсказать.

Если урожай плохой – мука дорожает, если хороший – дешевеет. То же самое с кофе: в прошлом году урожай был слабым – цена выросла, в этом году лучше – и кофе подешевеет. Или, например, оливковое масло: в прошлом году урожай был плохим, и литр масла стоил около 8 евро. А сейчас, когда урожай лучше, цена опустилась до 4,90. Это естественные колебания рынка, избежать которых невозможно.

Сначала повышение – затем понижение

– Есть еще одно опасение: до 1 июля, пока новая налоговая ставка еще не вступила в силу, торговцы поднимут цены. В итоге покупатели не почувствуют снижение НДС до 12%. Как думаете, такое возможно?

– Теоретически – да, но на практике вряд ли. Если один магазин повысит цену, а другой оставит прежнюю, покупатели уйдут туда, где дешевле. Все это понимают, поэтому безосновательно повышать цены никто не станет…

– Между тем покупатели не раз ловили магазины на том, что перед объявлением «грандиозных скидок» цены сначала повышали, а уже во время акции возвращали на прежний уровень. Что помешает торговцам поступить так и в этот раз?

– Думаю, давление со стороны покупателей и прессы не позволит играть с ценами подобным образом. После понижения ставки к этим товарам будет приковано всеобщее внимание. Если, скажем, килограмм свиного карбоната стоил 4,89 евро, а вдруг стал стоить 6,89, – его просто перестанут покупать. Так что да, магазины могут попытаться поднять цены, но рынок быстро отрегулирует ситуацию.

Увидели – фиксируйте и жалуйтесь!

– И все-таки люди не хотят надеяться на то, что рынок сам все отрегулирует. Они рассчитывают, что государство защитит их, если магазины или производители решат поднять цены перед снижением ставки НДС...

– У нас рыночная экономика, и государство не может диктовать, по какой цене продавать тот или иной товар. Оно может создать условия для снижения стоимости за счет уменьшения НДС, обеспечивать прозрачность, но сами цены формируются рынком.

Однако нельзя сказать, что государство полностью бессильно, если после снижения налоговой ставки цены на определенные продукты вдруг вырастут. Повышение стоимости должно иметь обоснование.

Если покупателю кажется, что магазин, скажем, за месяц до введения пониженной ставки поднял цену товара на 9%, а затем снизил ее в соответствии с законом, – это повод обратиться в Центр защиты прав потребителей (ЦЗПП).

Поэтому я призываю покупателей следить за ценами на молоко, хлеб, яйца и птицу от своих привычных производителей, фиксировать их и в случае необъяснимого роста – направлять жалобы в ЦЗПП.

– Предусмотрено ли наказание за безосновательное повышение цен?

– Конечно. Это может считаться нарушением закона о запрете недобросовестной коммерческой практики. Если выяснится, что торговец не может объяснить, почему повысил цену или почему не снизил ее после уменьшения налоговой ставки, может быть начато административное дело, а затем последовать штраф. Все зависит от тяжести нарушения. Да, доказать такие случаи сложно, но сам факт обращения в ЦЗПП очень важен. Чем больше сигналов, тем строже будет контроль.

Ножки, крылья и хвосты

– Перейдем к конкретике. Ставка НДС снизится до 12% на молоко, хлеб, птицу и яйца. Может ли случиться так, что, например, свежее молоко подешевеет, а молочные продукты – масло, творог, сметана – нет? Или, скажем, свежая курица станет дешевле, а замаринованная, копченая, жареная останется по старой цене?

– Сниженный НДС распространяется только на свежие продукты. Поэтому на свежее мясо птицы налог понизится, а вот на замаринованную курицу, жареную, копченую и т. д. ставка останется прежней – 21%.

– А какой НДС будет на полуфабрикаты: свежие куриные ножки, крылышки, субпродукты?

– Все свежее мясо попадет под пониженную ставку, но окончательный список продуктов, на которые будет распространяться сниженный налог, появится ближе к вступлению закона в силу – с 1 июля следующего года.

– Хорошо. А что будет с молочными продуктами? Можно ли ожидать снижения цены не только на молоко, но и на сливочное масло, творог или йогурты?

– Снижение НДС касается только свежего молока – обычного, пастеризованного, 2% или обезжиренного. А вот масло, сметана, йогурты, творог. сгущенка и ультрапастеризованное (длительного хранения) молоко будут продаваться по прежней ставке – 21%.

Замечу, что торговцы изначально были готовы поддержать идею снизить НДС на все продукты питания, но парламент решил начать с четырех позиций. Сказали, мол, будем «резать коту хвост по кусочкам» – посмотрим, как пойдет и, возможно, позже расширим список.

Сравнивайте цены в магазинах

– С 1 декабря 2025 года Центральное статистическое управление ежедневно получает от крупных торговых сетей информацию о ценах на основные продукты, которая должна лечь в основу онлайн-инструментов для сравнения цен. Что вы можете сказать об этом проекте?

– Да, такой проект действительно запущен (Статистическое управление уже начало получать сведения о торговцах, но информации о том, где эти цены доступны покупателям, на момент подготовки номера в печать нет. – Прим. ред.)

Идея в том, чтобы человек мог зайти на специальный сайт, ввести в поисковик, например, «молоко, один литр, 2,5%» и увидеть, сколько оно стоит в разных магазинах.

Сейчас над созданием этого сайта работает рабочая группа, и мы тоже в ней участвуем. Но когда ресурс заработает, я сказать не могу.

Поэтому сейчас я могу дать людям простой совет, который лежит на поверхности: перестаньте ходить только в свой любимый магазин около дома, зайдите в несколько других и посмотрите, какие там цены. Я заметил, что многие уверены: в больших сетевых магазинах цены всегда ниже – якобы потому, что они закупают товары оптом и это выгоднее. Но выгоднее для кого? Для магазинов – бесспорно, а вот для покупателей – не всегда, потому что низкая закупочная цена не означает автоматически низкую цену продажи.

И вообще, я обратил внимание, что крупные магазины ставят очень низкие цены лишь на отдельные акционные товары, чтобы привлечь покупателей. Часто бывает так: приходишь за акционным товаром – а его уже нет, все разобрали люди, которые тоже ходят в большой магазин в надежде на дешевые продукты.

В результате покупатель, который пришел за дешевым продуктом, берет что-то другое и этот товар может стоить на 30% дороже того, что продается в маленьком магазине.

Поэтому если смотреть не на отдельные скидки, а на среднюю цену всей корзины, то покупать в маленьких магазинах часто оказывается выгоднее, чем в больших.

– За счет чего в маленьких магазинах цены могут быть ниже?

– Наценка меньше, плюс ассортимент другой. Часто товары в такие магазины производители поставляют напрямую, без посредников, это тоже влияет на цену.

Повышение в июне, а не в январе

– Почему снижение ставки НДС вступает в силу не с 1 января, а только с 1 июля 2026 года?

– Это связано с переходным периодом: нужно время, чтобы все подготовить – перепрограммировать кассовые системы, заменить ценники, адаптировать бухгалтерские программы. Это огромная техническая работа. Можно сказать, что государство сделало шаг навстречу торговцам, чтобы у них было время перестроить систему.

– На мой взгляд, откладывать снижение цен – не в интересах покупателей!

– Да, но что поделать? Если бы новые ставки ввели с 1 января, ничего бы не вышло: торговцы просто не успели бы подготовиться. Поэтому решили установить переходный период – примерно пять месяцев на настройку. Конечно, можно было бы и быстрее, например с 1 марта, но выбрали более безопасный вариант.

Наценки надо… повышать!

– Покупатели считают, что наценки во всех магазинах слишком высокие. Но в недавнем интервью вы сказали, что они, наоборот, слишком низкие и их нужно повышать. Объясните, пожалуйста, свою точку зрения.

– Я говорил это в контексте небольших магазинов. Если у магазина рентабельность всего 3–4%, то после оплаты налогов, электричества, зарплат и аренды не остается средств на развитие. Мы не можем позволить себе купить новое оборудование, обновить интерьер, внедрить новые технологии. Поэтому, если покупатель постоянно требует «дешевле, дешевле, дешевле», он сам снижает планку качества.

Потом он удивляется, почему магазины превращаются в огромные склады – где все стоит на палетах, как в оптовом центре, в магазине нет уюта, нет сервиса.

Когда мы гонимся только за низкой ценой, мы теряем качество обслуживания, внешний вид магазинов и даже качество продуктов. Хорошую колбасу, например, невозможно продать по цене дешевой, так как ее главный ингредиент – мясо – стоит дорого. Покупатели хотят дешевый товар, поэтому производители вынуждены уменьшать количество мяса в колбасе. Покупатели покупают дешевый продукт, а потом говорят, что его качество очень низкое. Так вы купите дорогую колбасу и увидите, что с ее качеством все в порядке.

Другое дело, что магазины почти перестали принимать на реализацию дорогие продукты, их мало кто берет.

Вот поэтому я считаю, что наценка на продукты должна быть чуть выше, чем сейчас – чтобы сохранить уровень сервиса и качество товара.

Корзина низких цен

– Что вы можете сказать о покупательной способности в прошлом году?

– Покупательная способность снижается, люди все чаще покупают только по скидкам, даже если товар не от их любимого производителя. Но статистика показывает, что рынок в целом растет, примерно на 2%.

То есть люди тратят больше денег на продукты, но это не значит, что они покупают больше, чем раньше. Наоборот: по количеству единиц товара покупают меньше, а вот тратят – больше.

– На чем люди стали экономить в 2025 году?

– Прежде всего, на кофе – его покупают заметно меньше, он сильно подорожал, то же самое касается какао и шоколада. А вот на основных продуктах – мясо, курица, молоко, хлеб – экономии не видно. Вырос интерес к веганским товарам и продуктам с пометкой high protein. Молодежь особенно активно их покупает – это стало модно, и на цену она особо не смотрит.

Но в целом заметно, что латвийцы уже не могут позволить себе прежний объем покупок. Поэтому год назад и была введена «корзина низких цен», которая сейчас реализуется во всех магазинах Латвии. Это значит, что у каждого магазина есть определенные товары, которые стоят заметно дешевле остальных.

– Продолжит ли меморандум о «корзине низких цен» действовать и в 2026 году?

– Да, конечно. Тем более что не только магазины, но и производители подстраиваются под требования рынка и выпускают более дешевую продукцию. Правда, как мы уже говорили, это нередко вызывает недовольство – люди говорят, что раньше продукты были вкуснее и качественнее, что зачастую правда. Но, с другой стороны, если производители видят, что покупатели охотнее берут дешевый продукт, чем дорогой, то какой смысл делать дорогой, а значит, более качественный?

Что повлияло на цены

– Какие факторы в прошлом году сильнее всего повлияли на рост или снижение цен на продукты питания?

– Самое заметное влияние оказало повышение акцизных налогов. А если говорить в целом, то на стоимость продуктов больше всего влияют два фактора: себестоимость сырья, которая напрямую зависит от урожая и затраты на энергию: электричество, отопление, топливо. Сейчас ситуация стабилизировалась: благодаря развитию ветровой и солнечной энергетики цены на электричество снизились, горючее тоже держится на стабильном уровне. Поэтому в целом резких скачков цен не наблюдается – за исключением отдельных товаров.

– Многие читатели, путешествуя по странам ЕС, замечают, что продукты в Латвии дороже, хотя уровень жизни в нашей стране ниже, чем в других. Почему же продукты у нас такие дорогие?

– Знаете, это вопрос восприятия, всегда кажется, что «у соседа трава зеленее». Но если сравнивать однотипные товары, все не так однозначно.

Например, мандарины у нас всегда будут дороже, чем в Испании, потому что их нужно доставлять. А вот некоторые другие продукты – наоборот, у нас дешевле.

– Основные продукты – сыр, молоко, хлеб – у нас дороже, чем во многих странах ЕС. Почему?

– Это связано с объемом рынка и уровнем потребления. В крупных странах – Италии, Германии, Франции – производство и сбыт масштабнее, логистика проще и дешевле, а значит, и цены ниже. Латвия – маленький рынок, поэтому себестоимость производства у нас выше. Но, если честно, я считаю, что мы живем не так уж плохо. Да, Латвию нередко называют одной из бедных стран Европы, но если посмотреть шире – на весь мир, – мы входим примерно в первые 50 стран по уровню жизни. Это хороший результат.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.