Государственного финансирования не хватает на то, чтобы семейные врачи работали пять дней в неделю, они предлагают ввести платный прием! Что ждет больных?

Президент Латвийской ассоциации семейных врачей Алисе Ницмане-Айшпуре недавно заявила, что правильно было бы позволить семейным врачам работать по государственным квотам четыре дня в неделю, а на пятый день – вести платный прием пациентов. Министр здравоохранения Хосам Абу Мери тут же обещал не допустить такого развития ситуации. Однако, не дождавшись перемен, около 60% семейных врачей могут закрыть свои практики. О том, почему возникла ситуация, когда из двух зол надо выбрать меньшее, «МК-Латвии» рассказала Алисе Ницмане-Айшпуре.

Расходы а увеличиваются, а финансирование – нет

– Расскажите, пожалуйста, по какой причине семейные врачи попросили Министерство здравоохранения дать им возможность работать четыре дня в неделю за государственный счет и один день вести платный прием?

– К сожалению, этих причин очень много. И хочу заметить, что об этих причинах мы сообщили министру здравоохранения не в конце года, когда истекает срок действия договора семейных врачей с Национальной службой здоровья, а в начале октября. То есть у государства было достаточно времени, чтобы оценить все наши аргументы, подумать, что можно сделать и найти компромисс, который бы всех устроил. Но ничего сделано не было!

Также скажу, что семейные врачи хотели бы иметь возможность по-прежнему работать все пять дней в неделю за государственный счет, чтобы не увеличивать финансовую нагрузку на своих пациентов. Но к сожалению, выделяемое государством финансирование не позволяет нам это делать.

– Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

– Начну с того, что оплата наших услуг государством не покрывает расходов практики семейного врача. Вернее так: выделенных средств как раз хватает на то, чтобы работать четыре дня в неделю (а не пять дней) и именно поэтому мы предложили министру новый график работы. Наши расходы на практику росли давно, но 2023 год с его инфляцией стал последней каплей.

– Когда в последний раз вам увеличивали финансирование на содержание практики?

– В том-то и дело, что в последний раз финансирование было пересмотрено аж в 2016 году, то есть почти восемь лет назад. Думаю, все понимают, что нельзя сравнить цены, которые были восемь лет назад, с сегодняшними, особенно стоимость коммунальных услуг. Лично у меня в этом году были месяцы, когда я на содержание практики тратила 1500 евро.

– А что входит в содержание практики семейного врача?

– Аренда помещения, коммунальные платежи, затраты на оплату работы бухгалтера и уборщицы. Кстати, государство считает, что на зарплату уборщицы хватит 490 евро, но таких расценок нигде нет! А если учесть, что в 2024 году повысится размер минимальной зарплаты, то семейный врач тоже должен будет повысить уборщице зарплату. Даже если она работает на полставки.

Сложный вопрос: медсестра

– Когда вы говорили о стоимости содержания практики семейного врача, вы не упомянули расходы на медсестру. Почему?

– Потому что медсестре зарплату устанавливает не семейный врач, а государство, в зависимости от количества пациентов, которые зарегистрированы в семейной практике конкретного врача. Но это не означает, что в этой сфере нет проблем. В Латвии огромная нехватка медсестер, и это известно всем, в том числе Министерству здравоохранения. Лучший способ привлечь их к работе у семейного врача – увеличить оплату труда. Но в следующем году увеличение зарплаты медсестры составит всего 85 евро (при общем повышении минимальной зарплаты в стране на 80). Мы считаем это издевательством с учетом огромной нагрузки и тяжелого труда медсестры. Уже сегодня многие медсестры переквалифицируются и уходят из медицины в сферу услуг красоты. Обидно, что салон красоты платит медсестре ту зарплату, которую она не получает от государства.

– А вы требовали у правительства пересмотра зарплат?

– Конечно. Мы считаем, что зарплата медсестры должна составлять хотя бы 1500 евро на бумаге. Чтобы быть справедливой, скажу, что в следующем году средняя зарплата врачей и функциональных специалистов увеличится (она составит 2304 евро на бумаге, а зарплата лиц, занимающихся лечением и обслуживанием пациентов, и ассистентов функциональных специалистов – 1388 евро. В свою очередь зарплата лиц, оказывающих поддержку в лечении и обслуживании пациентов, составит 925 евро. – О. В.).

Оплата отпускных и больничных

– Какие еще у семейных врачей претензии к Министерству здравоохранения?

– Мы категорически против сложившейся практики, по которой семейные врачи и их помощники во время отпуска вынуждены из своего кармана платить докторам, которые их замещают. То же самое происходит во время болезни доктора, зарплату за замещение платит не государство, а сам доктор. Мы не понимаем, почему все остальные, официально работающие латвийцы, могут уйти в оплачиваемый отпуск и на больничный и не платить тому, кто их заменяет, а семейные врачи – нет? Что это за отношение к нам?

Поэтому мы внесли просьбу об оплачиваемом отпуске и больничном. Но нам отказали, заявив, что в бюджете нет финансирования на оплату замещающего врача или помощника врача. Было сказано, что возможно деньги на замену найдутся в марте или в апреле, но гарантию, что это произойдет, дать не могут. Как не могут и пообещать, что будут найдены деньги на полную (а не частичную) оплату работы замещающего врача и замещающего помощника врача.

Дигитализация не уменьшила нагрузку

– Министр здравоохранения утверждает, что нагрузка на врача и медсестру вскоре уменьшится, как только цифровая система здоровья начнет работать «так, как надо»...

– Возможно, это произойдет, но пока мы видим, что единая система работает из рук вон плохо. В результате врачи вынуждены искать по разным цифровым системам информацию о проведенных пациенту обследованиях, о назначениях, о консультациях врачей-специалистов, о полученных и назначенных анализах. Это очень сильно осложняет нашу работу – надо, чтобы вся информация о пациенте была в одном месте. И чтобы семейный врач тоже только в одно место – в одну базу данных вводил медицинские данные пациента, а не в десять разных мест.

Огромной нагрузкой для семейных врачей также является обязанность оформлять талоны за каждую манипуляцию, проведенную пациенту. Не знаю, кто это конкретно придумал, но судя по всему, этот человек не представляет, как мало времени у врача остается на пациента из-за оформления всех бумаг. Пациент должен стоять на первом месте, а документация – на втором. Поэтому многие мои коллеги уже заявили, что у них нет времени оформлять эти талоны.

(А еще врачам общей практики приходится оформлять документы для пожилых людей, которые те должны предоставить в Комиссию экспертизы здоровья и трудоспособности, чтобы получить инвалидность. Это огромное количество бумажной работы, которая не имеет никакого отношения к первичной медицинской помощи. – О. В.)

Обязанностей больше – оплаты меньше

– Ваш коллега, семейный врач Янис Жигурс из Алуксне, на днях сказал, что у семейных врачей становится больше обязанностей еще и потому, что они все чаще вынуждены выполнять обязанности заболевших врачей-специалистов. Например, единственный хирург в поликлинике в Алуксне заболел, поэтому пациенты, которым нужны перевязки, приходят к семейному терапевту.

– Да, мой коллега привел очень верный аргумент. Семейные врачи умеют очень многое и при наличии определенной техники и инструментов способны заменить многих врачей других специальностей. Мы записываем кардиограмму и даже можем сделать малоинвазивные хирургические операции, не говоря уже о проведении проверок на онкологию, вакцинации и т. д. И вот такая огромная нагрузка, по мнению нашего правительства, не становится причиной для увеличения финансирования практики семейного врача. Хорошо, если какое-то самоуправление помогает своим семейным врачам, но если это не происходит, то врач не может сам справиться с финансовой нагрузкой.

Для всех семейных врачей Национальная служба здравоохранения на 2023 год начислила на капитацию (обслуживание каждого зарегистрированного в практике пациента) на 400 тысяч евро меньше, чем в прошлом году. Сумму капитации каждой практике начисляют по количеству пациентов с учетом их возраста и частоты посещений врача.

Приходите на осмотр!

– Между тем министр здравоохранения Латвии Хосам Абу Мэри заявил, что врачи уже в сентябре 2023 года получили дополнительное финансирование на оказание дополнительных услуг.

– Да, но эти деньги были связаны совсем с другими услугами. Практикам семейных врачей было выделено 5,5 миллиона евро для того, чтобы те связались с пациентами, которые за последние три года не проходили профилактических осмотров. Национальная служба здравоохранения разослала нам списки этих людей, речь шла о 320 тысяч таких жителей.

Замечу, что в 2024 году эти деньги мы уже не получим, в результате с 1 января финансирование отрасли семейных врачей уменьшится на 13%. И это в то время, когда из-за огромной инфляции надо не отнимать деньги, а прибавлять.

Куда пропали 17 миллионов?

– Министр здравоохранения сказал, что семейным врачам в 2024 году будет выделено 17 миллионов. Неужели этих денег не хватит на содержание практики и повышения оплаты вашего труда, который, безусловно, должен быть оплачен достойно?

– Размер выделенных средств – тема интересная и непонятная, потому что в презентации написано, что нам выделено 20 миллионов. В свою очередь министр говорил о 17 миллионах, а в его министерстве заявили о 16 миллионах евро. Согласитесь, разница есть, и очень большая.

Кроме того, эти деньги почему-то будут выделены не с 1 января, а весной (хотя мы не можем прервать работу ни на день). А во-вторых, непонятно, на что именно их выделят.

Сейчас создана специальная рабочая группа, которая думает, как и на что правильнее направить эти деньги. И министр сказал, что средства не будут распределены равномерно, кто-то получит больше, кто-то – меньше. Но самое главное то, что нет гарантии, что эти деньги пойдут на содержание практики семейных врачей и их хватит.

Практические вопросы

– На данный момент Хосам Абу Мэри категорически отрицает возможность четырехдневной работы практики семейных врачей и призывает их подписать новый договор с Национальной службой здравоохранения на прежних условиях. До какого числа семейные врачи должны это сделать?

– Прежний договор в силе до 31 декабря 2023 года, и нам уже предлагают подписать новый договор. Последний срок, когда это можно будет сделать – 7 января 2024 года.

– Как вы думаете, сколько семейных врачей откажется подписывать новый договор, то есть не будут продолжать работать на прежних условиях?

– На заседании нашей ассоциации 83% врачей (из тех, что принимали участие в заседании) поддержали предложение о четырех рабочих днях. Всего в голосовании приняло участие 300 человек. Но в целом я думаю, что около 40% семейных врачей Латвии согласятся продолжать работать на прежних условиях, а 60% откажутся.

– Что будет с их пациентами?

– Их пациенты будут распределены в практики других семейных врачей. И здесь я вижу огромную проблему. Мы уже давно говорим, что в практике семейного врача должно быть не более 1500 пациентов, чтобы все они получили должное медицинское обслуживание. На настоящий момент многие семейные врачи вынуждены обслуживать по 1800 пациентов, что является огромной нагрузкой. Но если в 2024 году свою работу прекратит 60% семейных врачей, то нагрузка на оставшихся вырастет многократно. В результате пострадают пациенты, так как им придется стоять в еще более длинной очереди на визит к семейному доктору.

– А куда уйдут те семейные врачи, которые не подпишут новый договор с государством?

– Один станет частным семейным врачом, другой получит новую специальность, третий, возможно, уедет из Латвии. Нашему правительству надо понимать: врачи везде очень востребованы, они без рабочего места не останутся. То же самое могу сказать о медсестрах и помощниках врачей. Если доктор, с которым они сейчас сотрудничают, откажется подписывать новый договор, то эти медики с легкостью найдут себе другую работу.

Другое дело, что все мы не хотим такого развития события. И нам очень больно получать от государства угрозу – мол, если мы не подпишем договор, то наши практики будут расформированы. Коллеги сказали, что почувствовали себя униженными, получив это письмо. Оно говорит о том, что государству на врачей наплевать и оно не думает о принятии решения, которое бы устроило обе стороны.

Что, если...

– Представим, что государство внезапно решит пойти вам навстречу и разрешит работать четыре дня за государственный счет, а пятый день сделать платным. Сколько должен будет заплатить пациент за визит?

– Каждый доктор сам будет устанавливать тариф. Но предполагается, что плата за визит составит от 20 до 40 евро.

– Будут ли предусмотрены скидки или льготы для малоимущих, детей и пожилых людей?

– Нет. Платный день будет платным для всех.

– Допустим, вашему пациенту потребуется срочная помощь в тот день, который у вас обозначен платным. Может ли он прийти к вам в этот день в острый час бесплатно?

– Нет, в этот день мы не будем принимать пациентов за счет государства.

– Что же делать тем, кому потребуется помощь семейного врача именно в этот день и не будет средств на оплату частного визита?

– Он может получить медицинскую помощь в других местах. Например, можно поехать в приемный покой больницы, можно обратиться к дежурному врачу своей поликлиники, а после пяти часов вечера есть возможность позвонить по бесплатному телефону Службы семейных врачей и от них получить консультацию.

– Но иногда человеку нужен рецепт или справка?

– И то, и другое имеет право выдать дежурный врач или врач приемного отделения больницы. Но в целом пока что рано говорить о том, как именно будет работать семейный врач в платный день, так как министр здравоохранения категорически отрицает такую возможность. Чтобы мы работали официально по новому графику, надо изменить правила Кабинета министров. А Хосам Абу Мэри даже не хочет отправлять этот вопрос на рассмотрение Сейма.

– Может быть, министр, отвергнув ваш план по сохранению практики, предложил свой?

– Нет, от министра мы не услышали ничего, кроме упреков. А вот предложения, как исправить ситуацию, мы до сих пор от него не получили. Напомню, что о наших трудностях мы сообщили еще 20 октября, так что у него было время подумать.

Другие вопросы

– Хосам Абу Мэри заявил, что он сейчас думает над уменьшением наценки на лекарства. Правда, представители аптек заявили, что если это произойдет, то многие аптеки закроются.

– Не могу комментировать действия аптек, но точно знаю, что ситуация с ценами на лекарства в Латвии нормальной не является. Я не понимаю, почему в соседних Эстонии и Литве медикаменты без скидки стоят дешевле, чем в Латвии со скидкой. Мои пациенты вынуждены ехать в эти страны для покупки лекарств, так как в Латвии они им не по карману. Но я снова хочу обратить ваше внимание на то, что важна не столько доступность лекарства, сколько доступность врача, который их назначит и выпишет рецепт. Если к семейному врачу будет сложно попасть, то даже дешевые лекарства не улучшат здоровья, так как будут выписаны позже, чем нужно. Во всех сферах, и в здравоохранении особенно, на первом месте должен стоять человек, а не какой-то другой ресурс.

– Как вы думаете: выполнит ли министр обещание расширить список компенсируемых лекарств?

– Очень на это надеюсь, особенно на то, что туда будут включены различные медикаменты для лечения онкологии. Но уже сейчас знаю, что этот список пополнен новыми медикаментами в эндокринологии и будет пополнен еще и другими медикаментами.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.