Директор музея «Рижская биржа» Дайга Упениеце рассказала о том, как экспонаты попадают в главную коллекцию зарубежного искусства страны, помогают ли музею меценаты, как создаются выставки и что нового мы увидим в музее в ближайшее время.

Художественный музей «Рижская биржа» находится в историческом здании биржи на Домской площади в Старой Риге. Музей,  открывший двери для посетителей в 2011 году, предлагает посетителям включиться в захватывающий диалог восточной и западной культур, в диалог классики и современности.

Дайга Упениеце работает в этом музее с момента его основания. Вся ее профессиональная жизнь связана с музеями. Ранее она работала в Музее зарубежного искусства, который находился в Рижском дворце и славился большой коллекцией античного и западноевропейского искусства. Коллекция Музея зарубежного искусства легла в основу собрания музея «Рижская биржа». Перед открытием музея здание прошло большой процесс реновации, в котором участвовала и Дайга Упениеце. «Редко у кого из музейщиков есть возможность создавать и реализовывать концепцию нового музея, видеть, как музей открывается. Это был трудный, но прекрасный процесс», – говорит она. За 13 лет работы «Рижская биржа» показала множество прекрасных выставок западного и восточного искусства, вызвавших большой отклик у рижан и гостей столицы.

Среди партнеров – лучшие музеи мира

– Какие вызовы перед вами стояли, когда вы возглавили «Рижскую биржу»?

– Была очень большая разница между тем, как мы работали в Рижском дворце, где были маленькие выставочные площадки, и как работаем здесь. С 2011 года мы завязали стабильные связи с рядом музеев, с которыми теперь сотрудничаем. Вместе с сотрудниками Лувра мы создавали каталог к выставке, посвященной Древнему Египту. Дважды выставляли экспонаты из парижского музея д'Орсе: сначала на выставке «Очарование Прованса», а потом – на выставке югендстиля, где была представлена впечатляющая коллекция произведений декоративного искусства. Среди наших партнеров – музей Prado, в 2017 году при поддержке Фонда Бориса и Инары Тетеревых прошел потрясающий проект «12 характеров из музея Prado», эту выставку посетили 75 тысяч человек, мы услышали множество положительных отзывов. Сейчас готовим с музеем Prado новый проект. Среди наших партнеров и галерея Уффици во Флоренции, с которой у нас был совместный проект и, кажется, будет второй. Также «Рижская биржа» широко сотрудничает с музеями азиатских стран.

– С какими?

– Это Национальный Пекинский музей, куда мы везем свою коллекцию китайского искусства и отдельные работы из  западноевропейской коллекции. Это и широко известный Шанхайский музей, с которым ведется двустороннее сотрудничество: китайцы побывали у нас на реставрационных работах, а наши специалисты ездили в Китай на стажировку. Если с западноевропейскими музеями мы сотрудничаем в области проведения выставок, то со странами Азии работаем в основном в рамках культурных программ, дней культуры разных стран. Наш музей хорошо известен в Азии.

Как пополняется коллекция?

– Как произведения искусства попадают в музей «Рижская биржа»? Коллекция музея до сих пор пополняется?

– Нашу коллекцию западно-европейского искусства образуют в основном произведения, созданные с конца XVIII до начала XX века, и она редко пополняется. Зато в последние 10 лет мы активно пополняем коллекцию искусства Азии. Обычно это происходит за счет подарков – в том числе очень ценных. Особенно много подарков мы получили для нашей индийской коллекции, например, музею была передана большая частная коллекция немецкого дипломата и мецената Карла Келлера, также в собрании находится много подарков от наших партнеров по культурным программам из Индонезии, Таиланда, Вьетнама и Японии. Это своего рода продолжение традиции, зародившейся в Латвии в XIX веке, но сейчас нам в основном дарят иностранные партнеры, а раньше сами рижане дарили или завещали Риге и ее музеям свои частные коллекции.

– Подарки дарят только коллекционеры или музеи тоже?

– Подарки из музеев – это редкость. Если работа включена в музейную коллекцию, значит, она уже нашла свой дом, поэтому лишь в исключительных случаях дарят что-то из музейного собрания. Но такие прецеденты в истории Латвии были. Например, когда в 1901 году Каирский музей переезжал в новое здание и пересматривал свою коллекцию, рижанка Матильда Кибере приобрела из коллекции музея мумию в деревянном саркофаге, расписанном три тысячи лет назад, и передала ее в дар Риге.

Привезти мумию было сложно.

Сейчас эта мумия находится в коллекции «Рижской биржи». В Балтийских странах это единственная настоящая мумия. Еще одна находится в Каунасе, но она – поддельная.

Рижскую биржу мы открывали днями Индонезии и получили в подарок от Министерства культуры Индонезии произведения искусства – как исторические, так и созданные в последние 10 лет. Отдельные предметы были подарены музеями Индонезии.

Подарки музею

– Может ли сейчас частное лицо или коллекционер подарить музею произведения искусства, при условии, что оно обладает ценностью?

– Да, может. В музее есть комиссия, которая оценивает, насколько ценна работа, соответствует ли она заявленной эпохе, живописной школе и т. д. Конечно, далеко не все, что нам приносят, мы принимаем.

– А в последние годы наши коллекционеры что-то дарили музею?

– Конечно. Например, мы получили ценные подарки для китайской, японской и индийской коллекций от Бориса и Инары Тетеревых, там есть очень интересные вещи.

– Если у частного лица есть произведение зарубежного искусства, человек может прийти в музей и отдать его экспертам на оценку?

– Раньше у нас была такая услуга, но сейчас мы ее не предлагаем, экспертиза – это очень затратный по времени процесс, а специалистам требуется время для исследований и работы с коллекцией. У нас в Латвии искусствоведческой экспертизой занимаются не музеи, а специальное учреждение (информация на сайте https://makslaseksperti.lv. – Прим. авт.). Музейная экспертиза проводится только для тех работ, которые предназначены для музейной коллекции или подарены музею, чтобы убедиться, что мы приняли оригинал.

– Были ли случаи, когда музею дарили или предлагали подделки?

– Бывали. Не всегда те произведения зарубежного искусства, что нам пытались продать или подарить, были оригиналами. Установив факт подделки, мы не принимали их в коллекцию. Подобный процесс происходил и с классиками латышского искусства – с Пурвитисом, Розенталсом, Валтерсом – не всегда то, что предлагалось музею под видом их работ, было оригиналами. «Рижской бирже» предлагали голландскую живопись XVII века, но мы редко ее принимали, потому что не всегда могли установить, что это оригинал. Для подтверждения требуется очень серьезная проверка и не только визуальная, изучаются пигменты красок, авторский почерк и многие другие параметры. Смотрят на подпись на картине, но и она не всегда свидетельство оригинала, потому что может быть подделана.

Благодарность меценатам

– С какими меценатами сотрудничает музей?

– Мы очень благодарны меценатам, с их помощью мы смогли реализовать большие проекты. С Фондом Бориса и Инары Тетеревых мы работали в течение многих лет – при их поддержке сделали самые крупные проекты – «12 характеров Prado», «Очарование Прованса». И гондола Дмитрия Гутова, которая висит у нас в Атриуме и с 2012 года радует рижан, финансировалась из Фонда Бориса и Инары Тетеревых. У нас есть планы дальнейшего сотрудничества с Инарой Тетеревой, которая после смерти Бориса возглавляет фонд.

Также наш долгосрочный партнер – Rietumu banka. Этот банк принимал участие в создании нескольких наших выставок и помогал в создании публикаций к ним. Год назад у нас успешно прошла выставка произведений латышских художников из коллекции Rietumu banka.

Работы Рериха переехали в «Биржу»

– Почему коллекция работ Николая Рериха переехала из центрального здания Латвийского национального художественного музея в «Рижскую биржу»?

– Мы все – единый Национальный художественный музей с единым собранием, независимо от того, где и что выставляется.

Мне кажется, что коллекция работ Рериха органичнее выглядит здесь, работы Рериха относятся к индийскому периоду, а у нас представлена коллекция индийского искусства – они хорошо взаимодополняют друг друга. Поэтому было принято решение перевезти работы Рериха в «Рижскую биржу». Коллекция Рериха и коллекция искусства Азии находятся на одном этаже.

– В «Рижской бирже» представлены все картины Рериха, которые были в центральном здании?

– Все картины Рериха находятся сейчас в «Рижской бирже». Но полностью всю коллекцию его работ мы не показываем, картины очень чувствительны к свету. Поэтому время от времени мы их меняем.

Выставки из коллекции музея

– Отдельная экспозиция «Рижской биржи» посвящена бельгийскому искусству ХХ века. Почему именно ему?

– Коллекцию бельгийского искусства Латвия получила в дар в 30-е годы прошлого века. Ее собрал скрипач Янис Лаздиньш, бывший в то время нашим послом в Брюсселе. Его салоны в Брюсселе были популярны, там собирались бельгийские художники и музыканты. И у него появилась идея создать коллекцию, которая была бы подарком от Бельгии Латвии. Эта коллекция довольно большая – она включает живопись, графику, скульптуру, коллекцию старинного кружева и коллекцию медалей XVII века. Нам хочется, чтобы эта интересная коллекция не оставалась в хранилищах, чтобы ее увидела публика. Поэтому по частям показываем ее в постоянной экспозиции и на выставках.

Коллекция состоит из работ 30-х годов ХХ века – как фламандских, так и валлонских мастеров, в Бельгии это были разные общины, но Янису Лаздиньшу удалось соединить их работы в коллекции.

– Недавно проходила выставка гравюр японского графика XIX века, пейзажиста Утагавы Хиросиге «Путь Токкайдо». В коллекции музея много таких жемчужин, которых еще не видела публика?

– Да, коллекция у нас богатая и разнообразная. Часть наших выставок – это именно экспозиция работ из собрания музея. Например, такими были выставка немецкого романтизма и выставка голландского и фламандского искусства XVII века.

Новинки сезона

– Могли бы вы рассказать об актуальных выставках, которые мы увидим в ближайшее время?

– Сейчас мы готовим прекрасную выставку, которая, надеюсь, получит большой отзыв у публики, покажем британский фаянс с деколями разных эпох и разных фабрик – то есть что-то знакомое, понятное, интересное и привлекательное для глаз.

Мини-версия этой выставки побывала в Цесисе и некоторые работы были представлены в Тукумсе во дворце Дурбес. У нас будут накрытые столы с очень большими сервизами, думаю, выставка будет интересной не только визуально, но и с информационной точки зрения (к ее проведению специально было приурочено исследование).

– Эта выставка из собрания музея?

– Из собрания разных музеев Латвии (21 латвийский музей участвует), а также будет представлен фаянс из частных коллекций. Выставка начнется 1 июня и продлится все лето.

Планы музея «Рижская биржа»:

– 1 июня открылась большая выставка, посвященная британскому фаянсу, и состоится приуроченный к ней цикл мероприятий.

– Осенью ждем масштабную выставку испанской живописи XIX и начала ХХ века «Черно-белая Испания». Осенний сезон будет посвящен испанской культуре. 

– В конце года музей покажет одну работу из коллекции музея Prado. Какую – пока секрет.

К большим выставкам сезона всегда приурочены мастер-классы и экскурсии, в том числе – для школьников.

Мода и «Скульптурный лес»

– Какие еще выставки музей проведет этим летом?

– С 14 июня в музейном хранилище (ул. Пулка, 8) в декорациях античной экспозиции  «Скульптурный лес» пройдет ретроспектива, посвященная модному бренду одежды FYODOR GOLAN, который создали выходец из Латвии Федор Подгорный и израильтянин Голан Фриман. Инициатива выставки исходила от самого Федора Подгорного. Наряды из коллекций будут экспонироваться вместе с копиями античных скульптур – это будет интересное взаимодействие и одновременно контраст. Пространство хранилища полностью преобразится, для посетителей это будет большой сюрприз. Часть этой выставки будет экспонироваться в Музее литературы.

– «Скульптурный лес» – это постоянная экспозиция в хранилище музея? Любой может зайти и увидеть ее?

– Да, и я советую это сделать. Идея выставки и расстановки скульптур принадлежит латвийскому скульптору Глебу Пантелееву. В коллекции «Скульптурного леса» вы увидите копии скульптур, которые знакомят с древнегреческим, древнеримским искусством, а также искусством Ренессанса. Думаю, в будущем мы расширим выставку и покажем также древнеегипетское искусство. «Скульптурный лес» полюбили школьники и студенты, экспозиция помогает в изучении истории античного искусства. В стенах хранилища проходит много образовательных мероприятий, например, в рамках цикла «Митрады».

– Можно ли посетить музейное хранилище в любое время? Или только в особые дни, когда там проводят мероприятия?

– Оно открыто и в другие дни, но надо позвонить и записаться перед визитом.

– А в самом здании «Рижской биржи» есть хранилище?

– Нет, «Рижская биржа» – одно из красивейших зданий в Старой Риге, поэтому оно максимально открыто для посетителей, а хранилище – закрытая для посетителей часть музея.

– Какие работы в коллекции музея самые ценные?

– Сложно ответить на такой вопрос – для каждого они свои. Все работы включенные в коллекцию –по-своему ценны.

– А какие самые дорогие в денежном выражении работы?

– Рынок искусства меняется и ценность работ меняется. Например, индонезийский художник Раден Салех мало известен в Европе, но высоко ценится в Юго-Восточной Азии.

Индийский взгляд на искусство

– Имеют ли выставки в «Рижской бирже» социальное значение? Или во главе угла – красота, эстетика, декоративность?

– Я рада, что к нам приходит молодежь и школьники, мы меняем способы показа работ. Например, сегодня мы создаем новую выставку индийского искусства, и работа над ней ведется с вовлечением индийского сообщества. Думаю, в будущем мы продолжим этот опыт с другими экспозициями – индонезийской, китайской, японской. Наш музей с самого начала был создан, чтобы быть интересным и доступным для всех, в том числе для людей с трудностями передвижения.

– Как индийское сообщество будет вовлечено в процесс подготовки к выставке?

– Когда мы смотрим на индийское декоративное искусство, мы видим много удивительных работ ремесленников. Индийцы воспринимают эти работы по-своему, они видят их в контексте, понимая, для чего эти предметы предназначены. В Индии искусство сильно различается по регионам – в северной Индии оно будет отличаться от южной и от центральной Индии. И в разных регионах по-разному использовались предметы, у них были разные функции. В комментариях к экспонатам вы найдете рассказы людей, которые использовали эти предметы в быту. К выставке будут приурочены образовательные мероприятия с участием представителей национальных сообществ.

Мы сотрудничали с исследовательским центром в Нью-Дели, его сотрудники помогали нам атрибутировать предметы, дать их оценку.

– Планируете ли показывать работы из собрания музея за рубежом?

– В прошлом году мы показали две работы французского живописца XIX века Ораса Верне в Версале – это была прекрасная выставка. Сейчас работы из нашей коллекции экспонируются в Нидерландах. Возможно, будут и другие выставки.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.