Продолжая рассказывать о знаменитых кинематографических парах, вспомним еще одну, когда-то безумно популярную, а теперь совершенно забытую.
Трудно сейчас даже представить себе, как советские люди любили Ива Монтана. И главным образом не как французского киноактeра, а как певца. В том числе, конечно, и в Латвии.
Песня над Латвией
Биографическая книга Монтана «Солнцем полна голова» была переведена не только на русский, но и латышский язык. Песни из его репертуара звучали на всех концертных площадках Латвии. О чем сообщали газеты. Вот, например.
1956 год – «День ВМФ в Риге», рассказ о концерте: «Солистка Рашель Сулова исполнила песни из репертуара Ива Монтана, а также аргентинские и югославские народные песни».
1957 год – «Один вечер в «Дружбе», о концерте самодеятельности в доме культуры: «Виктор Озолиньш, слесарь механической мастерской стекольной фабрики «Саркандаугава» исполнил три песни из репертуара Ива Монтана».
Лиепайская газета писала о самодеятельном ансамбле клуба комбината металлических изделий: «В репертуаре ансамбля также много других народных мелодий. Например, «Вишневый сад» польского композитора Роса, бразильская песня «Спящая девочка» Акимова, чешская народная песня «Старик купил лошадь на рынке», песня из репертуара Ива Монтана C’est si bon («Это так хорошо») и многие другие. Ансамбль уже дал пять концертов в Лиепае, Гробине, Приекуле и других городах».
И это мы взяли первое наугад, песни Монтана звучали повсеместно. Более того, в 1968 году в газете «Ригас Балсс» заведующая отделом ЗАГСа рассказывала, что среди популярных имен, которыми называют детей, есть имя Иво, и утверждала, что это в честь Ива Монтана. Кстати, сейчас в Латвии с таким именем зарегистрировано 2344 человека, а с именем Ив – лишь 17.
Подъeм со дна
Из автобиографической книги Монтана любой мог узнать, что он – итальянец, родился в Тоскане в 1921 году, но в раннем детстве переехал в Марсель, его семья бежала от фашистов.
Его настоящее имя Иво Ливи, а псевдоним, как он утверждал, родился из слов матери, которая в детстве звала его ужинать, крича из окна на итальянском: «Yvo, monta!» То есть «поднимайся».
Семья жила в квартале, о котором Ив потом вспоминал как о «каком-то адском городе». Нередко у Ива и его старших брата и сестры на обед было одно яйцо на троих. Отец был чернорабочим. Сам Ив два года проработал на макаронной фабрике и потом всегда сравнивал этот труд с рабством. К счастью, его сестра открыла парикмахерскую и взяла туда брата помощником. Вскоре он окончил школу парикмахеров и сам начал стричь клиенток – в основном девиц легкого поведения, от которых наслушался удивительных историй об их жизни и их клиентах.
Однажды он решился принять участие в концерте, где выступали артистылюбители. И публике понравилось. Вскоре он прославился на весь Марсель, выступив в модном кабаре «Алькасар», потом объехал несколько городков с ревю. А потом уехал в Париж, где благодаря поддержке Эдит Пиаф стал звездой мюзик-холла. Так и провел всю немецкую оккупацию и никто его ни в чем не упрекал.
Первый триллер
Нас больше интересует его путь в кино. Монтан дебютировал на экране в 1945 году и первые фильмы с ним успеха не имели, хотя к тому времени он был известным певцом. Актерская слава пришла к нему в 1953 году и связана она с фильмом, про который можно сказать, что в советском прокате он стал культовым. Но только основываясь на воспоминаниях его зрителей. Потому что фильм «Плата за страх» вышел в СССР в 1955 году, зарубежных картин тогда было мало – а тут французский триллер.
Из воспоминаний разных людей складывается впечатление, что картину тогда в СССР посмотрели все. Однако точных данных нигде нет, фильм даже не входит в тысячу самых популярных в советском прокате французских картин, потому что с тех пор было множество других.
Действие происходит в 1947 году в Гватемале. Нефтяная компания предлагает работу для четверых добровольцев: доставить два грузовика на аварийную скважину. На старых грузовиках по очень плохим дорогам и мостам предстоит везти жидкий нитроглицерин в канистрах: один толчок – и на месте взрыва останется только огромная яма…
Фильм идет два с половиной часа, в советском прокате его подсократили, в финальную сцену добавили закадровый текст о «страшном мире долларов и иллюзорных надежд». «Плата за страх» впервые одновременно получила высшие награды Берлинского и Каннского фестивалей, в США было снято три ремейка, а в этом году обещали четвертый.
Главная роль в этом фильме – водителя Марио – и сделала Монтана знаменитым актeром как в Советском Союзе так и в мире. Возможно, это лучшая его роль.
Поцелуй Хрущева
В декабре 1956 года на волне этой популярности Ив Монтан приехал в Советский Союз. Вместе со своей женой – актрисой Симоной Синьоре. Тогда это была самая популярная пара в мире шоу-бизнеса. Они познакомились в 1949 году, поженились в 1951-м. Актриса бросила своего первого мужа. Это была любовь с первого взгляда. Их брак длился до самой смерти Симоны в 1985 году, хотя Ив не отличался супружеской верностью.
Небольшой концерт Монтан дал в обеденный перерыв рабочим ЗИЛа. Потом выступил в Концертном зале имени Чайковского. На это выступление собрались все советские руководители: Хрущев, Молотов, Булганин, Маленков и Микоян. Там же за кулисами состоялась знаменитая четырехчасовая беседа Монтана с Хрущевым. Который спросил, не возникло ли у Монтана проблем с поездкой в Советский Союз. Актер откровенно ответил, что он сам охотно отложил бы свой приезд, поскольку после ввода советской армии в Венгрию отношение к СССР во Франции резко изменилось в худшую сторону.
По свидетельствам очевидцев, Хрущев принялся эмоционально объяснять, почему было необходимо «подавить контрреволюцию» в Венгрии. И при этом стучал кулаком по столу.
Самым грандиозным мероприятием, на которое пригласили французских гостей, была встреча Нового года в Кремле. Слово очевидцу, переводчице Монтана: «За несколько минут до полуночи люстры погасли, с последним ударом кремлевских курантов они вновь ярко вспыхнули, и в этот момент за спиной Симоны оказался Хрущев. Симоне пришлось встать. Хрущев обнял ее и смачно поцеловал в губы… А в три часа утра Хрущев и Булганин пустились отплясывать «барыню».
К московскому визиту относится и легенда, что Монтан якобы попал в ГУМ, поразился уродливости советского женского белья, скупил самые ужасные образцы и потом устроил в Париже выставку. Так и не удалось найти никаких документальных подтверждений, что такая выставка состоялась. Точно такую же историю рассказывали и о Жераре Филипе.
В репертуаре Монтана были две советские песни композитора Мокроусова – «Одинокая гармонь» и «Далекий друг». На русском ее пел Марк Бернес: «Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне». Однако во французском варианте пелось о каком-то неизвестном, неопределeнном незнакомце. А «Гармонь» вообще называлась «Красавец май».
Разрыв с Москвой
После визита на советские экраны вышло еще несколько фильмов с Монтаном. В картине «Большая голубая дорога» он сыграл рыбака, который борется с нечестным скупщиком – эксплуататором. В фильме «Большой приз» изображает гонщика «Формулы-1», который борется за титул чемпиона мира в сезоне 1966 года.
Надо сказать, что и Симона Синьоре не могла похвастаться. Всего в советском прокате шли три ее фильма, самый известный из которых – «Тереза Ракен». В 1966 году Синьоре отказалась сниматься в фильме Герасимова «Журналист», прислав вместо себя Ани Жирардо. Так что в СССР Симону больше знали как жену Ива Монтана. Она снималась в кино до начала 80-х, но ее слава как-то быстро прошла.
Кстати, о Жирардо. В 1967 году Клод Лелуш снял как бы продолжение своей знаменитой ленты «Мужчина и женщина» – «Жить, чтобы жить». В главных ролях Ани Жирардо и Ив Монтан. Французская пресса почти единодушно фильм раскритиковала. А Советский Союз сразу же закупил и перевел на русский. Но выпустил на экран лишь в 1975 году. И странно, что фильм вообще вышел, наверное, не хотели терять деньги. Дело в том, что в 1968 году Монтан с супругой разочаровались и в СССР, и в социализме. И осудили подавление так называемой «пражской весны».
Еще в 1967 году «Советский экран» писал: «Ив Монтан вступил в пору зрелости. Он полон сил — успевает играть в театре, сниматься в кино, петь с эстрады. А совсем недавно Монтан снялся в фильме Алене Рене «Война окончена». Герой Монтана – испанский революционер подпольщик, человек, который видит смысл жизни в борьбе. Мы видим на экране очень умного, мужественного, скажем больше, талантливого человека, сыгранного Монтаном сдержанно и просто». Но фильм советские люди не увидели.
Начиная с 1968 года и вплоть до «перестроечных» времен в советской прессе старались не упоминать Ива Монтана и его фильмы. И даже «Плату за страх» не пустили в повторный прокат, как бывало со старыми фильмами. И о том, что Монтан снимался в Голливуде, где у него был роман с Монро, советские читатели узнали намного позже. А говорят, что именно это и подкосило Симону Синьоре – она с горя начала пить.
А уж когда Монтан поддержал, в том числе материально, польскую «Солидарность», в советских газетах его именовали только как «широко известный антикоммунистическими взглядами». В 1984 году журнал «Звайгзне» перевeл из «Советской культуры» статью «Кому служит Монтан?». «Успешная карьера Монтана на сцене и в кино принесла ему богатство. Он не скрывает, что получает «максимальные гонорары». И это повлияло на «внутренний мир» Монтана, сделало его совершенно другим человеком, забывшим свое происхождение…» Монтана упрекали в поддержке Ле Пена и подозревали в президентских амбициях. Хотя актер родился не во Франции.
Послесловие
Ив Монтан вернулся на советский экран в 1990 году, когда в кинотеатре «Россия» прошла премьера фильма «Признание» (1970), который рассказывал о «пражской весне» и ранее считался антисоветским. Монтан поднялся на сцену, чтобы представить картину. В 1991 году в прокат вышли его старые фильмы – «Сезар и Розали» (1972), с Роми Шнайдер. А также «И как Икар» (1979).
Советскому Союзу оставалось всего ничего, но Иву Монтану – и того меньше. В ноябре 1991-го он снимался в картине «ИП5: остров мастодонтов». На съемках последней сцены ему пришлось залезть в ледяное озеро. Под одеждой у него был специальный костюм, но все равно, выбравшись из воды, он почувствовал себя плохо. Его срочно доставили в больницу, и там он умер от инфаркта. Последние его слова запомнил один из работников «скорой»: «Я прожил такую прекрасную жизнь, что уйду без сожалений…». Это слишком красиво, чтобы быть правдой.