О дворянском происхождении, единственной дене и «саратовском акценте»...

Олега Янковского называли главным аристократом советского экрана. Помимо эффектной благородной внешности, у актeра на самом деле были дворянские корни по линии отца, поляка Яна Янковского.

Во время Первой мировой войны он служил в звании штабс-капитана Семeновского полка и близко дружил с будущим красным маршалом Михаилом Тухачевским. Когда Тухачевский попал в опалу, это знакомство «аукнулось» семье Янковских  – в 1937 году Яна, который к тому времени стал Иваном, арестовали. Во время Великой Отечественной войны его вместе с семьeй отправили в казахский город Жезказган, где и родился их младший сын Олег.

Попал без экзаменов

У Олега Янковского было два старших брата  – Николай и Ростислав. Так получилось, что в театральном училище он учился вместо Николая… В конце лета Олег пришeл в Саратовское училище узнать о правилах приeма, а там ему сообщили, что он уже поступил!

Ошарашенный Янковский решил, что в училище недобор, поэтому они каждому рады. Он рассказал домашним новость о поступлении и осенью пошeл на занятия. Только потом выяснилось, что экзамены сдал Николай, который вообще-то работал сталеваром и никто не знал, что он втайне мечтал о сцене.

Николай любил младшего брата, видел его радость и поэтому промолчал, а в училище считали, что просто перепутали имя абитуриента. Позже Николай все-таки связал свою жизнь с искусством  – работал в Саратовском театре кукол. Их старший брат Ростислав тоже стал актeром  – работал в Русском драматическом театре города Минска и снимался в кино.

Любовь всей жизни

На втором курсе училища Янковский познакомился со студенткой старшего курса Людмилой Зориной, и вскоре она стала его женой  – единственной и на всю жизнь. После выпускного еe пригласили в Саратовский драмтеатр, и она настояла, чтобы туда взяли мужа.

Актриса быстро стала примой театра, а Янковскому долгое время доставались крошечные роли и про него говорили «муж самой Зориной!». Когда Олега Янковского пригласили в московский театр «Ленком», то уже Зорина стала «женой самого Янковского!». Она тоже была в труппе «Ленкома», но основное время посвятила семье. Их сын Филипп продолжил актeрскую   Династию, а теперь снимаются в кино и выходят на сцену уже внуки Олега Янковского и Людмилы Зориной  – Иван и Елизавета.

Брюнет Шварцкопф

Впервые на экране Олег Янковский появился в военной драме «Щит и меч». Однажды его родной Саратовский театр поехал на гастроли во Львов. Туда же приехал и Владимир Басов со съeмочной группой будущего фильма. Басов искал актeра на роль Генриха Шварцкопфа, и его жена обратила внимание на молодого человека с выразительной внешностью, который остановился в той же гостинице: «По-моему, он может исполнить роль Генриха…» Басов сказал, что да, хорош, но актeров с такими лицами не бывает и он наверняка какой-нибудь физик или филолог. Выяснив, что это артист Саратовского театра, его тут же пригласили на пробы.

Три товарища

У Олега Янковского было три лучших друга из актeрской среды  – Ирина Купченко и два Александра, Збруев и Абдулов. С Абдуловым  – ещe одной легендой «Ленкома»  – у них всегда было негласное соперничество. У Янковского была не совсем чeткая дикция, и друг не упускал шанса при случае его подколоть. Они вместе играли в спектакле «Оптимистическая трагедия» и Абдулов, послушав, как Янковский мучается с фразой: «Боцман! Открыть доступ прощающимся родственникам!»  – сочувственно покачал головой и тихо сказал: «Если ты что-нибудь не сделаешь со своей дикцией, то последних пэтэушниц потеряешь».

1970-е

В 1972 году сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Фильм был снят как реклама экспортного варианта автомашины «Москвич-412». Как и в первых двух его фильмах, у него был партнeр Евгений Леонов. В салоне машины они фактически прожили несколько месяцев, выезжая на съeмки в Абхазию, Прибалтику, Финляндию. Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссeру «Ленкома» Марку Захарову присмотреться к нему. Захаров специально съездил в Саратов и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского.

После успешных гастролей в Ленинграде ему стали поступать предложения играть в различных московских и ленинградских театрах, но он ждал предложения от Марка Захарова. На встречу с ним Марк Захаров не пришeл, что не обескуражило молодого актeра, который сам позвонил режиссeру и напомнил о встрече. В 1973 году по приглашению Марка Захарова перешeл в «Ленком» и начал репетировать там главную роль. В кино в эти годы актeр создаeт много интересных образов: бескомпромиссного парторга Соломахина в «Премии» и весeлого схолара Франциска Скорину, следователя Воронцова и декабриста Рылеева, полярника и спецкора столичной газеты. Не забудем и о работе середины 1970-х годов – роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Актeр попал в фильм благодаря своему сходству с Арсением Тарковским, отцом режиссeра. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского.

В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съeмкам телефильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Руководству «Мосфильма» понадобилась картина, которая могла бы подойти для показа в новогоднюю ночь. Снять еe предложили Марку Захарову, театральному режиссeру, на счету которого были две картины  – художественный фильм «Стоянка поезда  – две минуты» и телевизионный фильм «12 стульев».

Существовала чeрнобелая экранизация сказки Шварца, которую снял в 1964 году Эраст Гарин. Несмотря на то, что в роли Медведя был Олег Видов, а в роли Короля  – сам Гарин, фильм был забыт. В роли Волшебника Захаров видел только Янковского. Его легко утвердил худсовет. Но перед началом съeмок актeра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Когда Захаров пришeл в больницу, актeр сказал, что готов отказаться от роли, но Захаров согласился ждать. Съeмки были приостановлены и начались только после того, как актeр вышел из больницы.

В 1978 году Янковский сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Захаров. Эту роль актeр посвятил своей маме, Марине Ивановне. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел успех у зрителей, а Янковский после фильма стал «секс-символом».

В 1979 году Марк Захаров приступил к съeмкам телефильма «Тот самый Мюнхгаузен», в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый». В спектакле главные роли исполняли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, было бы логично пригласить их в фильм, но Марк Захаров видел в образе Мюнхгаузена только Олега Янковского, несмотря на то, что это было в определeнном смысле смелое решение. Худсовет не утверждал актeра, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против его кандидатуры.

Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин  – «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то Саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии». Горин не присутствовал во время озвучивания в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо  – это ещe не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьeзное лицо  – это ещe не признак ума, господа», но актeр оговорился при озвучивании, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.

1980-е

В 1982 году сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблeн по собственному желанию». Актeр попал в этот фильм благодаря Евгении Глушенко, которая была уже утверждена на главную роль Веры. Глушенко уговорила режиссeра Сергея Микаэляна прекратить поиски главного героя и пригласить Янковского: «Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!» Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Янковскому было уже 38, и уже не видел другого актeра в этой роли. Фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Янковский был признан лучшим актeром года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Также в 1982 году актeр снялся в фильме Романа Балаяна «Полeты во сне и наяву». Сценарий был написан Виктором Мережко специально для Никиты Михалкова, но когда Роман Балаян случайно увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берeм Янковского». Балаян вспоминал об этом: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещe что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах». За роль в «Полeтах» актeр был удостоен Государственной премии СССР. В 1980-х Роман Балаян снял с ним фильмы «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Филeр» (1987).

Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть любимый актeр Андрея Тарковского, его друг и протагонист его фильмов  – Анатолий Солоницын, но он умер от рака лeгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил главную роль Олегу Янковскому.

Тарковский решил подготовить актeра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили  – без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаянии, и тут явился наконец Тарковский. Увидев потухший взгляд актeра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».

В 1983 году Марк Захаров поставил на сцене «Ленкома» пьесу Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Актeр сыграл в этом спектакле царского офицера капитана Беринга  – роль, которая продемонстрировала его фактурную аристократичность и его умение выразительно молчать.

Роль Василия Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната», снятом в том же 1986 году, актeр считал своей удачей. Он был утверждeн без проб. Ему было физически тяжело играть. Большую часть фильма занимал монолог главного героя, убившего свою жену. Актeру приходилось учить огромный текст и ни на йоту не отходить от первоисточника.

В 1980-х годах снялся ещe в двух фильмах Марка Захарова  – в 1982 году в фильме «Дом, который построил Свифт» и в 1988 году  – в фильме «Убить дракона». У обеих картин была непростая судьба. Фильм «Дом, который построил Свифт» цензура три года не выпускала на телеэкран из-за сложного «эзопова языка» пьесы Григория Горина. Хотя на этот раз драматург остался доволен работой актeра, в отличие от сложностей с озвучиванием фильма «Тот самый Мюнхгаузен».

Роли, которых никто не видел

Мало кто знает, что у Олега Янковского были роли, которые никто не увидел. Режиссeр Рустам Хамдамов пригласил его в фильм «Нечаянные радости» о знаменитой актрисе немого кино Вере Холодной на роль еe партнера  – актeра Алексея Канина. Когда фильм был уже наполовину снят  – дирекция «Мосфильма» постановила закрыть проект. Плeнки были смыты, а режиссeра отстранили от дальнейших съeмок. Через год по этому сценарию Никита Михалков снял свою «Рабу любви» с Евгением Стебловым в роли Канина.

Ещe один фильм, который так и не увидел свет,  – «Метафизика любви» о любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. Не вышел и «Агнус Дей», где Олег Янковский играл полковника НКВД.

Последний народный

Олег Янковский стал последним народным артистом СССР. Это звание он получил 21 декабря 1991 года, за несколько дней до развала Советского Союза. До этого он дважды получал Государственные премии  – за роли в фильмах «Полeты во сне и наяву» и «Крейцерова соната», а Игорь Брагин из фильма «Влюблeн по собственному желанию» принeс ему звание лучшего актeра года.

Для самого Янковского мерилом успеха было другое: «Весь трагизм актерской профессии в том, что однажды и народная любовь, и достойные роли остаются позади. Это очень болезненный, страшный момент. Но если ты видишь, что на спектакле сидят молодые девушки, значит, дела у тебя идут хорошо». У Олега Янковского дела шли хорошо всегда!

В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован в отделение неотложной кардиологии одной из столичных клиник. Врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца и назначили медикаментозный курс лечения. В клинике актeр признался, что боли беспокоят его уже несколько месяцев, но он не придавал этому значения.

Выйдя из клиники, актeр вернулся к прежнему образу жизни, и только в конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актeр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. После того, как появились серьeзные симптомы заболевания, врачи назначили биопсию, и диагноз подтвердил самые худшие опасения  – рак поджелудочной железы был выявлен на поздней стадии.

В конце января 2009 года актeр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через три недели возвратился в Москву. В феврале актeр вернулся в театр и 10 апреля 2009-м сыграл свой последний спектакль.

В конце апреля состояние актeра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в возрасте 65 лет в одной из московских клиник. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.