Кандидат от Демократической партии Зохран Мамдани был избран во вторник 111-м мэром Нью-Йорка, победив бывшего губернатора Эндрю Куомо и кандидата от Республиканской партии Кертиса Сливу и войдя в историю как первый мэр-мусульманин американского мегаполиса.
Тридцатичетырехлетний социалист-демократ и депутат ассамблеи штата от Квинса Зохран Мамдани одержал победу, набрав более 50% голосов. Экс-губернатор 67-летний Куомо, которого поддержал Трампа, занял второе место с результатом чуть более 40%, в то время как кандидат от Республиканской партии Кертис Слива получил чуть более 7% голосов.
Историческая победа Мамдани была объявлена на фоне множества побед демократов по всей стране: конгрессвумен Эбигейл Спанбергер стала первой женщиной-губернатором Вирджинии, Мики Шеррилл победила своего оппонента на губернаторском посту, поддерживаемого Трампом, в Нью-Джерси, а Калифорния готова проголосовать за инициативу Гэвина Ньюсома по пересмотру карт округов, что дало бы демократам пять новых мест в Конгрессе, пишет The Guardian.
Толпа на вечеринке в честь выборов Мамдани в Brooklyn Paramount в центре Бруклина взорвалась после того, как Associated Press объявило, что результаты выборов в его пользу. Люди приветствовали и обнимали друг друга, услышав эту новость.
Помимо того, что Мамдани стал первым мэром-мусульманином в Нью-Йорке, он также является первым мэром из Южной Азии и самым молодым мэром более чем за столетие. Нынешний мэр Эрик Адамс, который баллотировался на второй срок как независимый кандидат, выбыл из предвыборной гонки в сентябре.
Когда прошлой осенью Мамдани начал свою предвыборную кампанию на пост мэра, он был относительно неизвестным законодателем штата, напоминает The Guardian. Но его идеи, в центре которых была доступность, а также его веселые прогулки по Нью-Йорку быстро завоевали популярность и нашли отклик у тысяч ньюйоркцев. Его платформа призывала заморозить арендную плату за квартиры со стабильной арендной платой, построить более доступное жилье, повысить минимальную заработную плату до 30 долларов в час, сделать автобусы бесплатными, увеличить налоги для самых богатых жителей города и многое другое.
Благодаря небольшим пожертвованиям, десяткам тысяч добровольцев, активному участию в социальных сетях и призыву к переменам массовая кампания Мамдани набирала обороты в течение весны. Эта энергия вылилась в решающую победу на июньских праймериз Демократической партии, на которых он победил Куомо почти на 13 очков, ошеломив политический истеблишмент города, создав разнородную коалицию, в которую вошло много молодых избирателей и тех, кто голосует впервые.
После своего первого поражения Куомо, который ушел с поста губернатора Нью-Йорка в 2021 году после того, как более десятка женщин обвинили его в сексуальных домогательствах (обвинения, которые он отрицал), решил остаться в предвыборной гонке и начал независимую кампанию против Мамдани, стремясь добиться возвращения на политическую арену. Но опросы общественного мнения на протяжении всего лета и осени неизменно показывали, что Мамдани сохраняет уверенное лидерство над Куомо и Сливой (и Адамсом до того, как он сошел с дистанции).
В последние месяцы Мамдани и Куомо часто спорили о своих достижениях, квалификации и идеях по улучшению города. Мамдани обвинил Куомо в том, что он зависим от богатых доноров и служит корпоративным интересам, в то время как Куомо заявил, что Мамдани слишком неопытен, чтобы руководить городом.
Во время октябрьских дебатов на пост мэра Мамдани, Куомо и Слива обменивались колкостями и спорили по целому ряду местных, национальных и глобальных вопросов, включая преступность, работу полиции, Израиль, доступность жилья и транспорта, а также о том, кому лучше выстраивать отношения с администрацией Трампа.
Кампания Мамдани получила поддержку прогрессивных сил на национальной арене, в том числе сенатора Берни Сандерса и представителя штата Нью-Йорк Александрии Окасио-Кортес, которые выступали вместе с ним на митингах по всему городу, отмечает The Guardian. Среди других видных лидеров Нью-Йорка, поддержавших Мамдани, - член палаты представителей Джерри Надлер и генеральный прокурор штата Нью-Йорк Летиция Джеймс. В сентябре губернатор штата Нью-Йорк Кэти Хочул объявила, что поддерживает Мамдани, несмотря на ранее выраженные политические разногласия. И совсем недавно, менее чем за две недели до дня выборов, лидер меньшинства в Палате представителей Хаким Джеффрис последовал его примеру, положив конец месяцам давления и вопросов по поводу его нежелания поддерживать кандидата от своей партии.
Тем не менее, не все демократы Нью-Йорка поддержали его. Примечательно, что оба сенатора от штата Нью-Йорк, Чак Шумер и Кирстен Гиллибранд, не поддержали его в предвыборной гонке.
На протяжении всей кампании Мамдани подвергался нападкам и пристальному изучению со стороны критиков по поводу его возраста, опыта и прогрессивных взглядов. Он подвергся критике со стороны некоторых, в том числе Куомо, за критику израильского правительства, военных действий Израиля в Газе и поддержку прав палестинцев – все это осложнило его отношения с некоторыми еврейскими группами. Он столкнулся со шквалом исламофобских нападок в социальных сетях и консервативных политических кругах, в том числе со стороны представителя Республиканской партии в Нью-Йорке и союзницы Трампа Элизы Стефаник, которая осудила Мамдани как “кандидата-джихадиста на пост мэра”.
В октябре Мамдани осудил Куомо за то, что тот смеялся вместе с консервативным радиоведущим, который сказал, что Мамдани был бы “рад”, если бы произошло “еще одно 9/11”, имея в виду террористические атаки исламских экстремистов на Нью-Йорк в 2001 году. Мамдани назвал этот обмен репликами “отвратительным” и “расистским”.
Ранее в ходе кампании Мамдани также обвинил Super Pac, поддерживающий Куомо, в “вопиющей исламофобии” после того, как в предложенной рекламной листовке было размещено изображение Мамдани, которое, по-видимому, было подделано, чтобы сделать его бороду темнее, длиннее и гуще. Предвыборная гонка привлекла внимание всей страны, в ней приняли участие политики и ученые мужи со всего мира. Даже Дональд Трамп вступил в борьбу, назвав Мамдани “радикалом” и “коммунистом”, напоминает The Guardian.
В понедельник, накануне выборов, Трамп одобрил кандидатуру Куомо на пост мэра и заявил, что, если Мамдани победит, “крайне маловероятно”, что город получит федеральные средства, “превышающие необходимый минимум”.
“Нравится ли вам лично Эндрю Куомо или нет, у вас действительно нет выбора, - написал Трамп в понедельник вечером в социальной сети Truth. - Вы должны проголосовать за него и надеяться, что он проделает фантастическую работу. Он способен на это, а Мамдани - нет!”
Миллиардер Илон Маск также призвал жителей Нью-Йорка проголосовать за Куомо в понедельник.
Родившийся в Уганде в семье индийцев, Мамдани в возрасте семи лет переехал со своей семьей в Нью-Йорк и только в 2018 году – то есть всего семь лет назад! – стал гражданином США. В июле Трамп поднял вопрос о возможности лишения гражданства Мамдани – угрозу, которую Мамдани назвал не просто “нападением на нашу демократию, но и попыткой послать сигнал каждому жителю Нью-Йорка, который отказывается прятаться в тени: если вы заговорите, они придут за вами”.
Несмотря на нападки, кампания Мамдани вызвала волну возмущения по всей стране. В августе The Guardian сообщила, что его кампания вдохновила более 10 000 прогрессивных активистов по всей стране рассмотреть возможность участия в выборах.
Вскоре после того, как результаты гонки были объявлены в его пользу, Мамдани опубликовал в соцсети видео, на котором видно, как открываются двери метро и кондуктор говорит по громкоговорителю: “Следующая и последняя остановка - сити-холл”.

