«МК-Латвия» побывала в рижском центре долгосрочного ухода «Межциемс» для людей, которые в силу своего преклонного возраста или инвалидности нуждаются в постоянном уходе. Мы прошли по коридорам, побывали в столовой, заглянули в комнаты самих клиентов центра и пообщались с ними.
Пансионат «Межциемс» принадлежит Рижскому самоуправлению и в этом году отметил свое 50-летие.
– Часть наших клиентов – одинокие, давно потеряли близких, и в силу диагноза нуждаются в постоянном уходе, – рассказывает руководитель центра Солвита Рудовича. – Они не могут готовить себе сами, да и передвигаются с трудом. Кто-то, пока близкие на работе, раньше коротал время дома один, забывал выключить газ или воду, оставлял еду на огне, подвергая опасности себя и соседей. Кто-то, в силу диагноза, мог просто заблудиться и не найти дорогу домой – перепутать дом, сесть не в тот транспорт, потерять ориентацию во времени и пространстве. Здесь же эти люди круглосуточно под присмотром персонала.
Мест для людей с деменцией не хватает
– Ваш центр открылся в 1975 году и был рассчитан на 300 мест. Сколько клиентов у вас сегодня? – интересуемся у директора, прогуливаясь по просторным коридорам в веселых оранжевых тонах.
Нам приветливо улыбаются люди в инвалидных креслах – кто-то смотрит телевизор в холле, кто-то играет в настольные игры.
– Всего в нашем центре сейчас 200 мест, половина из них – для людей с деменцией. Именно такая услуга очень востребована в последние несколько лет, поэтому мы увеличили число мест именно для клиентов с деменцией до 96. В этом году в «Межциемсе» открылся полностью обновленный корпус на 20 мест, где для ухода за пациентами с деменцией используются современные методы.
Цифра
С 2020 года число людей с деменцией в рижских пансионатах увеличилось на 10% и сейчас составляет 43,3% от общего количества клиентов. Предполагается, что к 2027 году пациентов с таким заболеванием будет уже больше половины.
– Сколько приходится платить людям, чтобы здесь жить?
– Это муниципальный центр, люди попадают сюда по назначению социальной службы. Как правило, в качестве оплаты мы получаем 85% от пенсии самого клиента, а остальное доплачивает самоуправление.
– А как долго желающим здесь поселиться приходится ждать места?
– Это зависит от того, ждет ли человек место в отделении для людей с деменцией или в отделении общего типа. Ждать места порой приходится от полугода до года, а иногда и дольше. К сожалению, для тех, у кого деменция, период ожидания длится дольше: спрос очень велик, и мест для всех желающих не хватает.

Ориентация в пространстве
– Я вижу, что стены коридоров украшены рисунками. Это для красоты?
– И да, и нет. Это тематические рисунки – они помогают людям сориентироваться на своем этаже. Комнат много, и если человек не может прочесть табличку с номером комнаты и своим именем, он ориентируется по цвету стен или по определенному рисунку. Смотрите, здесь мы будто на пешеходном переходе – переходим на другую сторону. Здесь, на рисунке у входа в комнату, можно увидеть улицу с лотком мороженого, а здесь – старую почту с ее марками и сургучными печатями на посылках. А вот у этой двери находится «парикмахерская», здесь – «фотоателье», а тут яркие подсолнухи. Все это ориентиры. И каждый человек по этом зацепкам может легко найти, где он живет. Если вдруг заблудился, забыл, в какой стороне его комната, говорит персоналу: «Я живу у почты», и ему сразу же подскажут дорогу. Здесь всех знают в лицо, персонал у нас очень хороший.
Под присмотром круглые сутки
Постояльцев центра не держат взаперти, к ним приходят близкие, сами они свободно передвигаются по территории, могут выйти прогуляться, посидеть во дворе или сходить в магазин.
– Но, наверное, есть и такие постояльцы, которых нежелательно выпускать за пределы здания, чтобы они не заблудились и не попали в беду?
– Да, в таких случаях соблюдены все меры безопасности: на выходе из центра сидит охранник, который четко знает, кто может гулять один, а кто только в сопровождении. Выход из отделений для людей с деменцией возможен только в сопровождении сотрудника или родственника. Если клиент потерялся, персонал поможет ему сориентироваться, чтобы он не сидел и не плакал.
В коридорах установлены камеры наблюдения, и охранник в курсе происходящего на каждом этаже – может оперативно отреагировать, если что-то случится – например, человеку стало плохо, и он потерял равновесие.
Кроме того, окна в каждой комнате оборудованы специальными фиксаторами и открываются только в режиме проветривания, чтобы предотвратить случайные травмы или побеги. Также используются короткие шторы для исключения риска самоубийства.

Скоро будет большой телевизор!
– Как изменился пансионат за свою полувековую историю?
– Его не узнать: регулярно благоустраиваются и внутренние помещения, и двор. На территории есть зона отдыха, где летом проходят занятия, есть тренажеры. Сейчас мы устанавливаем поручни, поскольку клиенты сказали, что не могут подняться из сидячего положения без опоры.
Во внутренних помещениях мы используем мебель со скругленными углами – чтобы клиенты не натыкались на шкафы и столы, не получали шишки. В главном зале, где люди собираются посмотреть фильмы или передачи, появится телевизор побольше – по просьбе самих клиентов.
«Хотела, чтобы обо мне позаботились»
Заглядываем в комнату Анджелины. Она предлагает присесть и рассказывает, что в пансионате живет уже очень давно – даже не помнит, сколько лет.
– А почему вы решили переехать сюда?
– Мне уже много лет, 83. Я здесь оказалась, потому что все мои родственники уже ушли в мир иной. Я жила в Риге на улице Кр. Валдемара, и у нас была очень большая площадь – пять комнат, 110 квадратных метров. Работая нефрологом, я не могла оплачивать это жилье, потому что дом был возвращен довоенному владельцу. Он попросил оплату аренды по ставке 8 евро за квадратный метр. Конечно, я просто не в состоянии была столько заработать.
– А чем вы занимались до того, как сюда попали?
– Я детский уролог-нефролог, окончила Медицинскую академию, затем три года проработала в Латгалии, повышала свою квалификацию в Ленинграде и Нью-Йорке. Вернулась в Ригу, работала детским нефрологом до самой старости, пока не произошел несчастный случай: я упала, сломала ногу. После серьезной операции из больницы меня сразу перевели в пансионат: дома присмотреть за мной было некому, да и начались проблемы с оплатой квартиры в хозяйском доме. Сложно стало не только самой управляться в быту, но и платить по счетам – и из-за высоких цен на квартиру в Риге пришлось сделать выбор в пользу этого центра. Здесь я в безопасности, могу довериться персоналу по уходу, они обо всем позаботятся.
Факт
Центр «Межциемс» обеспечивает клиентов одеждой и обувью. Кормят в пансионате четыре раза в день, при необходимости обеспечивают диетическое питание. Клиенты центра живут в 77 одноместных и 58 двухместных номерах.
В комнате Анджелины чисто, везде порядок, удобства прямо «в номере», никуда далеко ходить не надо. А на столе красуются фотографии близких и зеркальце ее бабушки, которому более 100 лет:
– Обычное деревянное зеркальце на подставке, но для меня это реликвия, которая путешествует со мной повсюду и дорога как память.

Пушистое хобби – красавчик Бруно
– Что вам больше всего нравится здесь, в пансионате? Чем вы занимаетесь, есть какие-то любимые увлечения?
– Вы будете смеяться, но мое хобби довольно пушистое и живое – это местный кот Бруно, рыжий красавчик. С разрешения директора посещаю его три раза в день и кормлю по часам. Люблю эти милые моменты.
Я приучила котика ко встречам в определенное время. Прихожу к нему в 6 утра, потом в 11.00 и потом уже после ужина, после пяти. Кошки уже знают часы и с нетерпением ждут меня в маленьком парке.
«Сама хожу за покупками!»
Улыбчивую и общительную Сигне мы встречаем у входа в центр: она только что вернулась из магазина и радостно демонстрирует покупки, сложенные в коляску. Сигне имеет право свободно выходить на улицу, для этого ей сопровождающий не нужен: женщина толкает впереди себя коляску, которая служит ей разом и опорой, и сумкой для покупок.
– У нас только те, у кого сильная деменция, ходят с сопровождающим, – рассказывает женщина.
– Как долго вы здесь?
– С начала августа. Я сама приняла решение о переезде в пансионат из-за здоровья. Я не могу сама о себе позаботиться дома. Если я часто падаю и теряю сознание, а близких рядом нет, это может плохо кончиться. Готовить я тоже не могу, стоять долго у плиты тяжело. Поэтому я решила, что лучше жить здесь, где вокруг люди. Я ведь по возрасту еще не пенсионерка, мне только сорок три года. Но у меня вторая группа инвалидности: из-за многочисленных травм головы у меня начала атрофироваться часть мозга, это начальная стадия болезни Альцгеймера.
– Что вам больше всего нравится здесь?
– Персонал просто супер! Действительно, такое хорошее, заботливое отношение ко всем, не только ко мне. Еда очень разнообразная и вкусная. Здесь очень много разных мероприятий, в которых я стараюсь участвовать. Мы поем и даже ездим на экскурсии по Латвии. У нас есть автобус с подъемником для тех, кто на колясках. Это замечательно.
– Медперсонал доступен круглосуточно?
– Да, медсестры здесь 24/7. Здесь я под присмотром. Уходом очень довольна. По крайней мере, мне везет на хороших людей. У меня в телефоне есть номер медсестры. Я стараюсь не доводить себя до совсем плохого состояния, знаю, когда мне нужно пополнить то, чего не хватает, и прошу врача. Я была в больнице полторы недели, и теперь у меня месяца полтора-два будет покой. А потом, скорее всего, снова придется подлечиться.
– А что из повседневного меню пансионата вам больше всего нравится?
– О, я люблю самые разные каши, супы, печень, обожаю макароны по-флотски, а на десерт – мое любимое – кисель из сухофруктов со взбитыми сливками. Нам дают такое довольно часто, это радует. Почти каждый день в меню есть мясо, котлеты или рыба.
Работа не из легких
Для того, чтобы обеспечить клиентам нужный уровень комфорта, в центре работает около 150 сотрудников, рассказывает Солвита Рудовича:
– Есть те, кто работает в дневное время по будням, и те, кто трудится посменно – ночью или в выходные. Это медики и персонал по уходу.
– В основном женщины?
– Да, в основном женщины, к сожалению. Но среди сиделок (санитаров) есть и мужчины.
– С чем связана нехватка кадров, кроме невысокой зарплаты?
– Вознаграждение, конечно, невысокое. И работа не из легких. Работа с людьми всегда трудна, как психологически, так и физически.
– Как вы мотивируете персонал?
– У нас есть пособие на отпуск (50% от должностного оклада), скидки на проезд в общественном транспорте (тоже 50% от стоимости проезда), питание, которое стоит недорого по сравнению с городскими ценами. Также для своего персонала мы организуем обучение, поездки по обмену опытом, экскурсии и мероприятия по сплочению.
Сотрудники центра имеют возможность получать супервизию и пользоваться услугами психолога, если чувствуют усталость или им тяжело на душе, что очень востребовано.
Центр открыт для сотрудничества с учебными заведениями – принимаем на практику студентов из университета им. П. Страдыня, Латвийского университета и медицинского колледжа. Студенты, помимо работы, анкетируют наших клиентов о качестве услуг, что дает руководству «взгляд со стороны».
Клиенты стали в среднем старше, и центр теперь организует мероприятия, более подходящие для возрастных людей.
Поверьте, мы не заметаем проблемы под ковер. Мои двери всегда открыты, и можно прийти поговорить.
– Идеи и предложения клиентов учитываются в работе?
– Да, например, они сами выбирают, какие фильмы смотреть по вечерам после ужина. По запросу клиентов также было улучшено освещение в вечернее время, поскольку им было плохо видно. Кстати, наш центр даже снял документальный фильм под названием «Третий акт» (Trešais cēliens) о жизни в учреждении.
Инар и Инара
– Многие считают, что отправиться жить в пансионат или центр по уходу – это конец жизни. Так ли это, или «люди встречаются, люди влюбляются» даже в преклонном возрасте? Были у вас такие счастливые истории?
– Могу заверить, что здесь жизнь кипит, и, конечно, без романтики не обходится. Мы здесь наблюдаем разные истории. Среди наших клиентов случаются и знакомства, и влюбленности, и расставания, – страсти кипят! У нас даже любовные треугольники образуются, все как в обычной жизни!
Самым ярким событием, которое мы праздновали несколько лет назад, стала золотая свадьба одной пары, которая прожила вместе 50 лет – Инара и Инары. Они поженились в другом пансионате, а к нам уже переехали. Но у нас они вместе прожили более 40 лет. Им было за 80, и они оба были людьми с инвалидностью. Это удивительный пример единения сердец. Как видите, возраст любви не помеха. К сожалению, в этом году муж умер, но супруга все еще живет у нас. Долгих лет жизни ей!
Работать нельзя, но есть чем заняться
– Чем люди могут заниматься? Вы организуете не только уход, но и досуг?
– В прошлом клиентам разрешалось подрабатывать (например, они делали бахрому для платков, упаковывали заколки для волос или дежурили на кухне), теперь это запрещено из-за изменений в законодательстве и более тяжелого состояния новых клиентов.
И все же мы нашли выход: наши клиенты имеют возможность раз в неделю самостоятельно готовить под руководством сотрудников. Могут играть в настольные игры (шахматы, бридж и другие), также мы возим их на экскурсии по Латвии.
Факт
За последние пять лет затраты самоуправлений на уход за пожилыми людьми и инвалидами в пансионатах удвоились. Теперь местные власти платят за это около 100 миллионов евро в год.
За ближайшие 20 лет число людей, которым нужно место в пансионате, удвоится, прогнозирует Минблаг.
Что изменилось в правилах?
Одна только Рига обеспечивает своим жителям 2602 места в пансионатах, из которых 600 – это места в центрах долгосрочного ухода, которые принадлежат самоуправлению. Остальные 2002 места власти «покупают» у партнерских организаций.
В августе Рига ввела электронное управление очередью в пансионат. В конце первого полугодия места в пансионате ждали 530 рижан. Примерно 58% из них – люди с деменцией, нуждающиеся в особом уходе.
С февраля 2025 года действуют следующие правила для нуждающихся в круглосуточном социальном уходе в пансионате:
- существуют три отдельные очереди в зависимости от типа пансионата: в муниципальных учреждениях, в организациях по договору, выбранных в результате закупки, и в организациях по договору о сотрудничестве;
- введено ограничение: если человеку предоставлено место в пансионате, он может отложить переезд не более двух раз в общей сложности не более чем на шесть месяцев;
- в очередь принимаются те жители, которые задекларированы в Риге не менее 12 месяцев и которые нуждаются в уходе в течение минимум 25 часов в неделю.
Информация о номере очереди
- Социальная служба регистрирует клиента на место в пансионате выбранного типа. Если человек решит перейти в другую очередь, регистрироваться надо заново.
- Каждому клиенту присваивают индивидуальный номер. Введя его в разделе «Номер очереди» на сайте Департамента благосостояния, можно узнать свое место в очереди.
- Клиенты, которые были зарегистрированы в очереди до внедрения новой системы, могут узнать свой идентификационный номер, связавшись с Рижской социальной службой.
Светлана ГИНТЕР

