После закрытия передачи «В гостях у Тофика» в декабре 2005 года актер Михаил Карасиков занялся рекламной деятельностью – озвучивал ролики, иногда снимал игровые клипы. Своим голосом он зарабатывает на жизнь до сих пор, – теперь озвучивает анимационные, документальные и художественные фильмы в профессиональной студии. Но куда подевался обаятельный и пушистый двуногий инопланетный зверь Тофик? Это мы и решили выяснить.
«МК-Латвия» созвонилась с телеведущим и автором популярной детской программы «В гостях у Тофика» Михаилом Карасиковым, чтобы узнать, чем сейчас живут популярные телегерои.
– Здравствуйте, это Михаил? А Тофика можно к телефону?
Мастер импровизаций, Михаил сразу же включился в игру и ответил за себя и за того парня. Приятно было снова слышать до боли знакомые голоса и веселый смех любимых героев. Оба – и дядя Миша, и Тофик – оказались в хорошей форме, даже голоса не изменились:
– Привет! Можно. Эй, Тофик, иди быстренько сюда.
– Сейчас. Подожди, подожди. А кто меня спрашивает?

Похулиганить не дают
– Я немного отошел от программ с участием Тофика, – рассказывает Михаил. – Но работаю по своей актерской специальности – вплотную занялся озвучиванием фильмов. Это очень увлекательная и ответственная работа. Нужно прочувствовать своего персонажа, понять его, попасть в характер. Не всегда это дубляж, иногда ты переводишь программы – просто озвучиваешь текст на другом языке. Бывает, что приходится в одном фильме озвучивать всех – и мужские, и женские роли.
– Сложная задача?
– Есть нюансы: озвучивая женщину, приходится немного менять интонацию, смягчать голос, дать намек на женские нотки. Раньше, когда я озвучивал мультики один и попадались женские голоса, я, конечно, их смело имитировал. Сейчас чаще работаем в команде – сразу два, три или даже четыре человека озвучивают фильм. Понятно, что если сразу четверо заходят в студию и каждый берет свои роли, то мне уже похулиганить не дают. Но вот недавно в мультике я одну женскую фразочку все же озвучил. Актриса как-то раз отвлеклась и пропустила несколько слов. Я говорю: «Не проблема – давайте я сам запишу эту старушку». И записал.
«Просто потому, что я мужик»
– А можно хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, появится ли продолжение программы про любимца латвийских детей Тофика? И когда его ждать?
– Тсс! Я предпочел бы держать это в секрете, чтобы в случае чего проект выстрелил без подготовки. Есть масса задумок, но разглашать это пока слишком рано.
– А чем еще занимается дядя Миша в те редкие моменты, когда не снимает передачу «В гостях у Тофика»?
– Сейчас приоритет – отремонтировать мою старенькую машину, чтобы она смогла пройти техосмотр. У меня ведь «старушка», на которой я продолжаю ездить и бесконечно люблю – Toyota Camry 1986 года.
Это уникальная машина. По своей простоте она как автомат Калашникова. Вечная! Конечно, там корпус постоянно нуждается в реставрации.
Это увлекательное занятие – чинить машину, причем делать какие-то сложнейшие вещи – аккуратно вырезать арки, ржавчину убирать. Вот сейчас мне нужно крылья передние поменять. Еще и покрасить, но главное, что я их вообще достал – это редкость! Но делаю все своими руками – просто потому, что я мужик. Поэтому все движется не так быстро, как хотелось бы.
– Ну а Тофик что, не помогает, что ли?
– Этот бездельник лежит хвостом кверху и конфетами лакомится. Это же инопланетный зверь.
– С какой он планеты?
– Если посмотреть на созвездие Альфа Центавра, она пятая слева.

Runāsim latviski!
– А с Агентством латышского языка Тофик еще сотрудничает? Помнится, несколько лет назад в одном торговом центре в Риге в выходные регулярно проходили интерактивные занятия по изучению латышского, и Тофик был там не только звездой, но и одним из самых прилежных учеников.
– Да, Тофик учил язык сам и помогал другим. Но проект закончился и все прекратилось. Тофик теперь на свободных хлебах, но в Ютубе эти ролики остались, и желающие могут их посмотреть. Приятно, что люди нас помнят – и передачи, и праздники с нашим участием. В сентябре, в свой день рождения, я столько поздравлений и открыток получил! Часа четыре, наверное, ушло на то, чтобы все прочесть и всем ответить.
– Многие вспоминают шикарную новогоднюю елку 90-х с участием Тофика в пардаугавском клубе Zero zone. Таких елок мы больше нигде не видели. Веселое, захватывающее приключение. И подарки были действительно стоящие, не просто печеньки с конфетами. Как вам удавалось так заводить детей?
– Ну я же ходил и по детским садам с Тофиком – везде восторг сумасшедший, потому что мой Дед Мороз был такой, с легким «прибабахом», клоунского порядка, такой несерьезный, озорной. Все время шутил, дурачился, разыгрывал и родителей, и детей. Ну а Снегурочки у нас не было. Вместо нее был Тофик.
Мы заходим – зал орет!
– А как сейчас? Вас с Тофиком приглашают на вечера или корпоративы? Ведь тогдашние дети сейчас уже солидные дяденьки за 30. Наверное, уже не готовы веселиться – серьезные, деловые?
– Да нет, если припомнить последнее наше выступление, все были счастливы нас увидеть. Нас представляют как сюрприз, и захожу я с Тофиком, зал начинает орать от восторга.
– Какой грандиозный успех!
– Потому что каждый второй в Латвии вырос на нашей передаче. Это приятно.

«Тофик на севере»
– Ну а сейчас разве нельзя продолжить этот проект – снимать и выпускать новые программы?
– Как-то мы с Тофиком честно пытались искать спонсоров. Я пошел на фабрику Laima, когда она еще действительно была старой доброй Laima с ее уникальным шоколадом. И Тофик был на пике популярности. Предлагаю тогдашним лаймовским менеджерам: «Давайте заработаем вместе, создадим какую-нибудь уникальную конфету, назовем ее, к примеру, «Латвийский Тофик» или «Тофик на севере»? Неважно, как, главное, чтобы Тофик был в названии. А я буду рекламировать вашу продукцию, да и всю Латвию на весь мир – ведь сейчас все в Интернет выкладывается.
– И что ответили?
– А ничего. Сказали, знаете, Тофик – не национальный герой. Так что не пришлись мы ко двору.
– Может, вам с Тофиком начать выпуск своих оригинальных тофо-конфет? Объединиться с кем-то еще из производителей сладостей, придумать свой бренд?
– Хотелось бы. Но нужна передача! Но пока я перспектив не вижу – у русской программы для детей в Латвии очень мало шансов на выживание. А Тофик ведь русскоязычный. Живой, активный. По-латышски говорит, конечно, но с акцентом, как и многие русскоязычные люди.
– Это же как раз изюминка!
– Ой, ну закрыли же нашу программу на ЛТВ, невзирая на эту изюминку, хотя дети – и русские, и латыши, – ее с удовольствием смотрели. И сейчас целые каналы и программы закрываются на радио и на ТВ из-за не того языка вещания.
Наши «британцы» выросли на Тофике
– Может, пришла пора для международного проекта? Например, латвийско-британского?
– Думаю, с Британией не получится.
– Почему?
– Был я в Британии. На мой взгляд, там все очень скучно и однообразно. А предместье Манчестера – это просто топ грязи – такого ее скопления я раньше не видел нигде. Понятно, что промышленный район, но столько мусора на улицах – бумага, какие-то вазы, тряпки – это просто кошмар. Никакого вдохновения.
– Но хоть что-то порадовало в Британии?
– Единственная радость, пожалуй, то, что Тофик там был «на ура». Туда ведь на заработки в свое время уехала огромная часть населения Латвии. И люди за тридцать, как оказалось, прекрасно помнят Тофика даже в Британии.
– Пора вам с Тофиком с гастролями по разным странам ездить, общаться с бывшими соотечественниками. В США, Израиль, Германию. Там ведь тоже бывшие жители Латвии живут.
– Согласен, но для начала передачу надо возобновить и выпускать регулярно. Старыми выпусками уже никого не удивишь. Кстати, нет ли мастерицы, которая могла бы сшить или связать нам девочку-Тофочку? Нужно привести в порядок Тофика, вернуть в проект Тофочку, пустить какую-то свежую струю.
– И что останавливает?
– Нехватка финансирования. Его, кстати, у меня никогда не было. Приходится самому зарабатывать в рекламе, озвучивании, какими-то актерскими проектами. На эти деньги и снимать передачи. Знаю людей, которые проигрывают тысячи евро в казино, но ни разу никто из них не предложил мне оплатить новые выпуски программы с участием Тофика. Не сказал: «О, Миш, какая же классная у тебя передача! Сколько тебе надо, чтобы продолжить съемки на год или хотя бы на полгода?» Но нет. Ни разу за все время нашей программы я такого не слышал.

Излучаем позитив и ждем спонсора
– Вы с Тофиком все равно излучаете оптимизм. Да и сам Тофик вне времени, актуальности не теряет.
– Ну да, согласен. Персонажа такого еще не было, конечно.
– А как он появился? Ведь не было так, что Миша лег спать, а наутро проснулся и придумал Тофика?
– Нет, конечно. Тофик был задуман как концертная кукла еще в те времена, когда я работал в Латвийском кукольном театре. А потом, когда меня позвали на телеканал, я взял с собой на встречу две куклы: одна не пригодилась, а вот этот зверь подошел. Так появилась передача.
– Вы начинали в театре кукол?
– А как же – семь лет там отслужил!
– А не было желания туда вернуться?
– Насколько мне известно, на русском там больше не играют.
– В Рижском кукольном русской труппы уже нет, но недавно открылся частный кукольный театр. Так что детские спектакли на русском языке в нашей стране еще востребованы.
– Разрешено все, что законом не запрещено. Но я хочу снимать передачи и выкладывать в Сеть, для этого придется арендовать студию. Кстати, я уже снял эти пять программ прямо у себя дома: жена выделила комнату – 16 метров. Но места для съемок в нашей квартире все-таки маловато.
Как ни крути, без финансирования не обойтись – каждый шаг стоит денег: электричество, компьютер, монтаж. Всем нравится Тофик, все готовы на него смотреть, но реальных спонсоров на горизонте не видать.
– У вас есть конкуренты, которые выпускают детские передачи такого же уровня на русском?
– Без ложной скромности могу сказать, что нет Тофику конкурентов. «Спокойной ночи, малыши» уже свое отработали. Программа выдохлась – не несет уже ничего нового, вот и нет былого интереса у детей. Да, когда-то «Малыши» были крутой бренд. Но сейчас авторы всеми силами стараются держаться и пробудить угасший интерес публики, привлекая каких-то звезд – Валуева, Николая Баскова, актрис Анну Михалкову, Оксану Федорову. Но увы – детям это не интересно. Там куклы еще такие примитивные, «петрушки», которые ничего нового показать не могут. Поэтому программа годится лишь для самых маленьких – трех-четырех лет. Тем, кто старше, уже скучно.
– Ну а ваш зверь – Тофик – современным детям был бы интересен?
– Конечно! Но не малышам, а детям постарше.
Ментально русский зверь
– Выходит, дядя Миша сейчас вынужден работать один, зарабатывать уже в одиночку, без Тофика?
– Да, именно так. Недавно я в мульфильме озвучивал одного вредного старикана, который обижал котика, даже целился в него из ружья. В итоге зло было наказано, и злюка поплатился – провалился в кучу навоза. Котика выручил пес, который набросился на этого старика, тем самым спас кота от выстрела. Тут я от души повеселился – озвучивая его, немного похулиганил: передал эмоции крепким словцом.
В фильме «Карапузы в Париже» я тоже оторвался – озвучивая одного серьезного персонажа во время церемонии свадьбы, слегка сымпровизировал: почему-то мгновенно начал картавить, выдавая грассирующую «р»: «Дгузья мои, дгузья мои, кто желает что-то сказать, милости пгосим». Получилось очень неожиданно – весьма живенько и забавно: присутствующие там просто давились от смеха.
Дикарь forever
– Опыт актерской игры у вас тоже весьма солидный – зрители еще помнят яркий спектакль одного актера, который шел в кинотеатре «Рига» и в котором вы играли главную и единственную роль. Яранс играл в латышской версии, а Карасиков – в русской.
– Да, было такое. Я один играл трехчасовой моноспектакль «Дикарь, или В защиту пещерного человека». Довольно непросто это было, признаться. Один на сцене, с одним антрактом. Спектакль был очень смешным, но довольно тяжелым в исполнении для самого актера. Но опыт интересный: я со сцены рассказывал о различиях между восприятием жизни мужчинами и женщинами.
Жаль, что не дали этот спектакль «обкатать», довольно быстро сняли. В чем причина – толком никто так и не понял и не объяснил.
– Ну, может быть, пришла пора Михаилу Карасикову снова вернуться на сцену? И еще какую-то площадку для проявления своих талантов облюбовать?
– А каждая площадка запросит денег вперед, и затраты могут не окупиться. Но не будем загадывать вперед – прорвемся.

Все дети кричали: «Миша! Миша!»
Александр Кудряшов – давний поклонник Тофика. Он поделился с «МК-Латвией» своими воспоминаниями:
– Впервые увидел передачу «В гостях у Тофика» в начале 1990-х по телевизору. Передача выходила в определенный день, в определенное время и все ее ждали. В те времена еще не было у нас Интернета, а в телевизорах не было таких функций – посмотреть передачу в записи. Так что наши родители кричали: «Скорей беги, Тофик начинается!», и мы, побросав все дела, бежали смотреть.
Любимый персонаж! Мечтал с ними сфотографироваться. Передача очень нравилась, а Тофик был такой обаятельный озорник.
Как-то в пятом классе я лежал в больнице, в палате у окошка на первом этаже. А в соседнем взрослом отделении лежал Миша Карасиков – его окно было через дворик на втором этаже. И вот он выглянет в окошко, и мы все прилипаем к своим окнам – со всех палат всего корпуса дети сбегались к нам – на Мишу и Тофика смотреть вживую. Только форточка открылась – дети кричат: «Миша, Миша!» И он выглядывал и нас развлекал. Поболеть ему в тот раз не дали.
Те дни в больнице для нас, детей, стали незабываемыми. А моя мечта сделать общее фото с Тофиком тогда так и не осуществилась, зато сбылась позднее, когда мне исполнилось 30. Кто-то из друзей мне позвонил и сказал: «Приезжай скорее, – Миша с Тофиком выступают на ярмарке!» Я моментально приехал, и теперь в семейном архиве есть совместное фото с моими любимыми персонажами.
Моя дочка в пять лет тоже любила Тофика смотреть. Всегда с нетерпением ждали, что же он учудит на сей раз?
Будут ли у него поклонники из числа современных детей, а может, и взрослых, если программа возродится? Думаю, да. Ведь это уникальный персонаж.
Светлана ГИНТЕР

