Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

Осенью 2025 года министр благосостояния Рейнис Узулниекс обещал побороться за внедрение базовых пенсий уже с 1 января 2026 года. Однако дальше разговоров дело не пошло: вопрос базовых пенсий снова был «похоронен». Что случилось?

Глава комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам Андрис Берзиньш на прошлой неделе встретился с представителями сразу нескольких организаций пенсионеров со всей Латвии. Сениоров в числе других интересовал вопрос, когда же начнут выплачивать обещанные и долгожданные базовые пенсии и почему этот вопрос снова отложен в долгий ящик.

Вот как разъясняет ситуацию Андрис Берзиньш:

– Наша комиссия признает важность вопроса и поддержала предложение Минблага начать начисление базовых пенсий с сениоров в возрасте старше 85 лет. Но теперь дело в том, чтобы найти финансирование, чем занимается уже правительство. Цель комиссии по социальным делам и труду – добиться, чтобы в государственном бюджете следующего года средства на выплаты базовых пенсий были заложены.

Андрис Берзиньш обещает, что особое внимание в работе комиссии также будет уделено вопросам доступности и стоимости лекарств.

– Весной планируем рассмотреть три совершенно новых закона о крупных больницах. С помощью этих документов мы надеемся навести порядок в отрасли, хотя времени на их обсуждение крайне мало. В приоритете остаются и вопросы инвалидности. Поскольку значительная часть пенсионеров имеет инвалидность, комиссия планирует детально рассмотреть аспекты социальной работы и поддержки этой группы населения.

А вот масштабное мероприятие «День сениоров в Сейме» Андрис Берзиньш предложил в этом году перенести на май.

– Почему бы не провести встречу сениоров с политиками осенью, как прежде?

– Потому что осенью 2026 года состоятся очередные выборы в Сейм. Следует избежать предвыборной агитации и использования сениоров кандидатами в депутаты в своих рекламных кампаниях.

В мае можно будет уже подвести итоги того, что было сделано за год, и – что важнее всего – обсудить формирование бюджета на следующий год, отметил Берзиньш.

Глава комиссии подчеркнул, что новый созыв Сейма обычно получает бюджет, который на 80% уже подготовлен уходящим составом, поэтому сениорам важно высказать свои предложения именно этой весной.

Будем продвигать ваши предложения, как свои

При этом Андрис Берзиньш отметил, что поддержка сениоров должна быть адресной: в первую очередь необходимо помогать тем, у кого самые маленькие доходы, в том числе через скидки на лекарства.

Берзиньш подчеркнул, что комиссия открыта для пенсионеров: он пригласил представителей общественных организаций и впредь активно участвовать в заседаниях комиссии и следить за ходом рассмотрения законопроектов.

– Если у самих сениоров есть качественные предложения по изменению в законах, то комиссия с радостью их выслушает и будет продвигать их как свои собственные законодательные инициативы.

У нас на повестке дня огромный объем работы. Кроме новых законопроектов по финансированию здравоохранения и трех новых законов о больницах, одним из самых острых и актуальных остается вопрос доступности лекарств, а также трудовой занятости сениоров. Уже сейчас в Латвии около 70 тысяч работающих пенсионеров. Это позитивный момент для всей страны. Мы хотим стимулировать пожилых людей работать.

Ведь, как известно, в Латвии не хватает рабочих рук, а пенсионеры, занимая те места, куда не стремится молодежь, помогают и экономике, и себе, зарабатывая к пенсии.

«Есть чувство, что политики слукавили…»

Глава Общества сениоров Саулкрасты Виргиния Симансоне на вопрос, как живут ее подопечные и не чувствуют ли они себя обманутыми из-за невыплаты обещанных базовых пенсий, призналась, что все это, конечно, наводит на грустные мысли, но она не сердится на правящих:

Есть чувство, что политики немного слукавили, но мы понимаем: сейчас приоритет – окончание войны (на Украине), на это уходит много денег. Наши пенсионеры не привыкли жаловаться. Мы – люди, которые в свое время стояли в очередях за мясом и еще помнят талоны; мы умеем обходиться малым.

«Пожилые люди теряют время и деньги из-за консерватизма»

Глава Общества сениоров «Яунпилс» Карлис Кергалвис с этим мнением согласен:  

– В Яунпилсе ситуация такая же – базовые пенсии снова остались «за бортом» бюджета. Но главная проблема даже не в этом, а в консерватизме самих пенсионеров. Люди все еще пользуются кнопочными телефонами и оплачивают счета лично, тратя массу времени на дорогу и простой в очередях. Я зову пожилых соседей к себе, предлагаю оплатить все коммунальные и прочие счета через мой компьютер, чтобы они не переплачивали на почте лишние 10 евро за услуги, а они отказываются! Привыкли жить в своей старой системе, не хотят развиваться. Но есть, конечно, и те, кому не чужд прогресс.

У нас в Яунпилсе 130 членов организации, из них 90 человек состоят в группе WhatsApp и всегда на связи. Мы организуем экскурсии в Польшу и Латгалию, проводим лекции психологов. Нашим обществом руководит невероятно энергичная мама известной телеведущей Байбы Сипениеце-Гаваре – ей 85 лет, а она сама водит машину и даст фору любому.

Член правления Общества сениоров (Скривери/Айзкраукле) Илга Ушака тоже делится наболевшим:

– Нас беспокоит другое – огромные очереди к врачам-специалистам. Даже платно приходится ждать месяцами! А ведь пожилой человек, как и ребенок, не может ждать так долго. У людей, которым за 80 или даже за 90 лет, каждый месяц на счету.

Боль железнодорожников и архивы 1990-х

Мара Нарука возглавляет Организацию ветеранов железной дороги. Она рассказала, что сейчас больше всего заботит бывших сотрудников железнодорожной отрасли.

Очень больно видеть, как обсуждается вопрос демонтажа рельсов – для нашего поколения это кажется бессмысленным уничтожением того, что мы строили. Но самая острая проблема – это пенсии тех, кто ушел на заслуженный отдых в начале 1990-х. У них пенсии часто не превышают 500 евро, и выжить на эти деньги сейчас почти невозможно.

– Сложно ли таким людям доказать свой стаж, чтобы получить прибавку?

Да, особенно тем, кто учился или работал в России, например, в Петербурге (Ленинграде), а у нас таких две трети.

К счастью, когда в свое время списывали и выбрасывали железнодорожные архивы, я успела «перехватить» и скопировать многие документы.

Теперь у нас есть данные, чтобы помочь людям подтвердить свой 45–50-летний стаж. И конечно, мы ждем не дождемся, когда введут базовые пенсии – для наших сениоров – это будет спасением. Ведь большую часть своей жизни они проработали до 1990-х.

Рижский акцент – «Мы не жалуемся, мы действуем!»

Глава организации активных сениоров Риги RASA Юрис Каякс на прошлой неделе  подписал соглашение о сотрудничестве с Федерацией пенсионеров Латвии.

– Почему вы решили такое соглашение заключить?

– Потому что мы не должны быть разобщены. Это политический шаг: нам нужно показать депутатам Сейма нашу сплоченность, чтобы не давать им расслабиться.

– На что чаще всего жалуются сениоры, живущие в Риге?

– В Риге свои проблемы – например, доступность среды. Зимой, когда выпадает снег, пожилому человеку с трудом удается добраться даже до театра, не говоря уже о том, чтобы на месте подняться по лестнице без лифта. Многие вообще предпочитают из дома лишний раз не выходить.

– Часто ли к вам приходят с жалобами?

Мы – активные сениоры, нам некогда жаловаться! Те, кто хочет жаловаться, сидят дома и пишут анонимные комментарии в Интернете. У нас в центре на улице Чака постоянно идут занятия: гимнастика, пилатес, линейные танцы. Желающих столько, что мы уже не можем принимать новых людей – не хватает ни помещений, ни финансирования от Рижской думы.

Когда справка из Госархива о трудовом стаже поможет добиться прибавки к пенсии, а когда нет?

В прошлом году «МК-Латвия» опубликовала статью «Перерасчет пенсии: есть справка – есть прибавка» (№45 за 5 ноября). Если коротко, то согласно информации Государственного агентства социального страхования (ГАСС), часть жителей Латвии при помощи справок из Госархива могут доказать дополнительный трудовой стаж, накопленный до 1996 года.

ГАСС имеет все данные о трудовом стаже жителей Латвии после 1996 года. Однако в некоторых случаях жителям приходится самим доказывать часть стажа до 1996 года. Для этого и нужны справки из архива.

Однако «потерянный стаж» – это не массовое явление. Обращаться за справками в Госархив стоит, если вы твердо уверены, что ГАСС не учел какой-то период вашей занятости при расчете пенсии.

– После статьи «Перерасчет пенсии: есть справка – есть прибавка!» в Латвийский государственный архив начали обращаться люди, которые уже давно получают пенсию – в том числе родившиеся в 1940-е годы – с просьбой предоставить информацию об их трудовом стаже за весь период занятости, – говорит представители Госархива Илзе Грейшкална. – Наши сотрудники обеспокоены тем, что люди повторно запрашивают информацию, которая уже находится в распоряжении ГАСС и уже была учтена при расчете их пенсии.

Обращаем внимание, что за подготовку архивной справки взимается государственная пошлина, ее размер зависит от количества указанных в запросе мест работы и составляет от 14,23 до 99,60 евро.

Чтобы избежать ненужных расходов, рекомендуем пенсионерам сначала обратиться в ГАСС и уточнить, какие периоды работы уже засчитаны в их трудовой стаж, а по каким периодам действительно требуются дополнительные сведения из архивных документов. И только после этого запрашивать архивную справку по недостающим периодам работы.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.