Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Правительство Латвии пообещало сократить расходы в бюджете на 2026 год на 150 миллионов евро, а в следующие три года – на все 450 миллионов евро. И вот уже министерства подали более 250 предложений по сокращению расходов.

«Были разные позиции, но, должен сказать, в конце концов министры пошли на уступки и искали решения», – отметил министр финансов Арвил Ашераденс.

Так, Министерство экономики пообещало снизить расходы на 9,5 миллиона евро, Министерство внутренних дел – на 521 тысячу евро, Министерство благосостояния – на 4,4 миллиона евро, Министерство сообщения – на 17,7 миллиона евро, Министерство образования – на 8 миллионов евро, Министерство иностранных дел – на 1,1 миллиона евро, Министерство обороны – на 430 тысяч евро.

■ ■ ■

Поданные предложения носят в основном административно-бюрократический характер. Так, министерства предлагают сократить количество сотрудников и вакансий, объединить подконтрольные структурные подразделения, пересмотреть дублирующиеся функции, оптимизировать административные расходы и так далее.

Министерство сообщения предложило даже сэкономить на строительстве дорог, а Министерство здравоохранения – на полисах страхования здоровья для медиков.

Естественно, поданные предложения сразу вызвали бурную дискуссию в обществе. С одной стороны, возникает вопрос – если у нас дублируются функции, есть ненужные подразделения и бюджетные средства расходуются неэффективно – то почему нельзя было оптимизировать все это раньше? Почему наши министры в течение многих лет не замечали неэффективного расходования государственных средств?

С другой стороны, возникают подозрения, что сокращение госрасходов может оказаться фиктивным – на бумаге что-то подрежут, а в реальности расходы могут и увеличиться. Это как борьба с бюрократией, которая приводит только к увеличению бюрократии.

Например, вот уже в течение многих лет в министерствах ликвидируются незаполненные вакансии и, несмотря ни на что, эти незаполненные вакансии до сих пор остаются. Скорее всего, вместо ликвидированных вакансий создаются новые вакансии и так по кругу.

■ ■ ■

Социальные партнеры уже выразили недовольство выдвинутыми предложениями.

«Создается впечатление, что некоторые министерства инициируют меры жесткой экономии не из соображений целесообразности, а таким образом, чтобы больше навредить людям и сделать меры жесткой экономии непопулярными», – заявил генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Каспар Горкшс.

«Министерство здравоохранения против полисов медицинского страхования, Министерство культуры против кружков и музыкальных школ – это выглядит как реальная тактика, направленная на то, чтобы сделать меры жесткой экономии, которых люди в настоящее время требуют от государства, непопулярными», – добавил Горкшс.

■ ■ ■

Некоторые партнеры по коалиции также оказались недовольными предложениями по сокращению расходов. Министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян) считает, что расходы государственного сектора следует сокращать более амбициозно. С ним согласен и сопредседатель партии «Прогрессивных» Андрис Шуваевс. По его мнению, не все министры подошли к этой задаче с одинаковой ответственностью. Министерства также не спешат сокращать и денежные премии.

«Я не вижу каких-то очень конкретных предложений по реформам. По моему мнению, это был такой момент, который министры стали использовать для продвижения предложений, которые непопулярны в обществе, потому что они могут быть оправданы геополитической ситуацией. Я вижу больше таких деталей», – сказал Шуваевс.

■ ■ ■

Надо отметить, что правящая коалиция выразила готовность работать над дальнейшей заморозкой зарплат выборных должностных лиц и министров, а также финансирования партий. Правда, пока это только обещания и чем это закончится, неизвестно. Хотя, учитывая эффективность нашего правительства, можно было бы говорить и о снижении зарплат.

«Заморозка – это просто сохранение высоких зарплат, они больше не повышаются, но это все. Если нам придется сокращать расходы госбюджета, пересматривать расходы правительства, Сейма, госпредприятий, всех госзакупок, то было бы правильно проявить солидарность и хотя бы немного, например, на 5%, сократить зарплаты высших государственных чиновников, тем самым показав нашу солидарность с этим «сокращением» бюджета», – заявил руководитель фракции «Объединенного списка» Эдгар Таварс.

В этом году номинальная месячная зарплата министра достигла 7670 евро, но в следующем году ожидается, что она составит 8089 евро до вычета налогов.

■ ■ ■

В итоге свою критику высказал и президент Латвии Эдгар Ринкевич: «Я буду честен, сейчас это обсуждение бюджета идет достаточно хаотично. Мы видим, как министры выдвигают свои предложения, они вызывают у достаточно большой части общественности недоумение, а также возмущение. У нас пока нет четкой общей картины, мы видим обрывки предложений. Поэтому, если мы говорим о заморозке зарплат конкретно этих избранных должностных лиц или министров, то да, но тогда возникает вопрос: что делать с остальными должностными лицами, которые упомянуты в законе и чьи зарплаты индексируются?»

■ ■ ■

Далее, возникает следующий вопрос – какой результат будет достигнут в результате всей экономии?

Среди сторонников свободной рыночной экономики есть такое мнение, что в государственном секторе ресурсы расходуются неэффективно. Поэтому надо сокращать госрасходы и перенаправлять ресурсы в частный сектор. Ну частный сектор будет вкладывать эти ресурсы в развитие бизнеса, что приведет к созданию новых рабочих мест и экономическому росту.

Именно такого эффекта и хотел достичь Илон Маск в США своей программой сокращения расходов DOGE. Но это утверждение будет работать только в том случае, если в частном секторе есть потенциал для создания новых товаров и услуг. В наше время распространение автоматизации и роботизации приводит к сокращению числа рабочих в частном секторе. Поэтому многие правительства увеличивали госрасходы, чтобы занять людей, обеспечить им покупательную способность. С этой точки зрения надо повышать пособия, вводить минимальный базовый доход и базовую пенсию. Сокращение же расходов приведет к порочному кругу – покупательная способность населения снизится, что, в свою очередь, замедлит экономический рост.

Как это работает, видно на примере Великобритании. Чтобы снизить дефицит бюджета, премьер-министр Великобритании Кир Стармер стал сокращать госрасходы, и в первую очередь социальные. В результате дефицит государственного бюджета не снизился, а продолжил расти. А у самого Стармера рейтинги упали ниже плинтуса и его критикуют даже сопартийцы.

Думаю, именно по этой причине Дональд Трамп поссорился с Илоном Маском. И вместо масштабных сокращений в США на прошлой неделе был принят «Большой прекрасный законопроект», который предусматривает налоговые льготы и увеличение госрасходов для стимулирования американской экономики.

■ ■ ■

Что касается Латвии, то ситуация у нас складывается печальная. По данным Совета фискальной дисциплины, дефицит консолидированного бюджета на конец мая составил 419,8 миллиона евро по сравнению с профицитом в 253,2 миллиона евро в прошлом году.

Вот чтобы снизить дефицит бюджета и найти дополнительные средства на финансирование обороны и приходится снижать госрасходы. ВВП у нас снижается третий квартал подряд и в таких условиях ужесточение фискальной политики может привести к негативному результату.

Например, Министерство сообщения предложило снизить финансирование строительства дорог, что вызвало возмущение строителей. Мало того, что такая экономия снизит качество дорог, так еще и по строительной отрасли будет нанесен болезненный удар. При такой политике налоговые доходы будут еще сильней отставать от плана, а экономика в лучшем случае будет стагнировать.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.