О том, что важного происходит в Латвии, в своем обзоре прессы рассказывает агентство BNS.

Рига приняла временный бюджет

Рижская дума вчера приняла бюджет столицы, который предусматривает поступления на 140 млн евро больше 2022 года - 1,179 млрд евро, а расходы запланированы в размере 1,26 млрд евро, что примерно на 73 млн евро больше. Мэр Мартиньш Стакис из-за Covid-19 выступал перед депутатами дистанционно, отметив, что в настоящее время в бюджет могут быть включены только те статьи, которые основаны на внешних нормативных актах и постановлениях (определяющих, например, зарплаты учителей и повышение минимальной зарплаты) и на решениях, принятых думой ранее, поэтому можно говорить о техническом бюджете, пока не будет принят государственный бюджет. Наибольшей критике среди рассматриваемых вопросов подверглось повышение зарплат депутатам думы, хотя никто из критиков - оппозиционных депутатов - не заявил, что отказывается от прибавки. Общее влияние повышения зарплат депутатов на муниципальный бюджет составит 659000 евро. Ожидается, что работа по внесению изменений в бюджет, то есть утверждение настоящего бюджета Риги на этот год, начнется в феврале, когда станут известны очертания госбюджета. Стакис в своем выступлении сообщил, что уже известно, что Риге в этом году придется внести в фонд выравнивания финансов самоуправлений самую большую сумму в истории - более 124 млн евро. (Diena)

Больницы тоже грозят отказаться от предоставления финансируемых государством услуг

Латвийские больницы призывают министра здравоохранения Лигу Меньгелсоне немедленно решить проблему финансирования, поскольку в этом году им выделено средств на треть меньше необходимого. Руководители больниц заявили, что в 2023 году выделено значительно меньше средств, чем необходимо для функционирования медицинских учреждений, и это без учета инфляции, которая в здравоохранении составляет почти 20% по сравнению с предыдущим годом. Руководители больниц призывают найти средства в государственном бюджете или пересмотреть порядок финансирования, чтобы позволить больницам удерживать эти деньги с пациентов. В противном случае количество обслуживаемых пациентов и доступность услуг уменьшатся, а объем платной медицины увеличится. Как указал председатель правления больницы Страдиньша Риналд Муциньш, полученные больницей от Национальной службы здравоохранения расчеты показывают, что от больниц ожидается, что стоимость лечения и содержания одного пациента будет такой же, как в 2022 году. "У меня вопрос - как математически это вообще возможно при огромной инфляции? Больничные расходы - это не только растущие счета за отопление или электричество. Расходы выросли по всем позициям: питание, лекарства, расходы на обслуживание оборудования, стирка постельного белья и многое другое. Мы просто не можем предоставлять услуги по той же стоимости, что и в прошлом году", - говорит руководитель одной из крупнейших больниц Латвии. Кроме того, как указал Муциньш, после двух лет Covid-19 поток пациентов увеличился, а спрос на медицинские услуги резко возрос. (Neatkarīgā.lv)

Недовольных не становится меньше

У Министерства образования и науки в этом году будет третий по величине бюджет в стране - 1 млрд евро. Значительную часть этой суммы составляют целевые дотации для учителей (плюс 61,6 млн евро). Однако из 244 млн евро, запрошенных на приоритетные меры, была поддержана лишь небольшая часть - 47,5 млн евро. Больше всего выделенным финансированием недовольна сфера высшего образования, которая получила дополнительно всего 10 млн евро. Министерство образования отвечает за пять основных областей: госязык, образование (общее, профессиональное, для взрослых, высшее), молодежь, наука и спорт. В этом году 392,5 млн евро выделено на реализацию основных государственных функций, 514,2 млн евро - на дотации учителям, 110 млн евро образование получит из фондов Европейского союза. В прошлом году эти суммы составляли соответственно 317,2 млн, 429,2 млн и 89,7 млн евро. Говоря о повышении зарплат учителей, министр образования и науки Анда Чакша сообщила ответственной комиссии Сейма, что в настоящее время ведутся переговоры с отраслевым профсоюзом о графике повышения зарплат. Она не назвала суммы, о которых идет речь, поскольку соглашение с социальным партнером еще не достигнуто. Однако планируется, что впредь зарплаты будут повышаться с 1 января, а не с 1 сентября, как прежде. Однако финансирование одного учебного места в вузах, которое на протяжении многих лет составляло 1633 евро, в этом году не изменится. Представители вузов не скрывают своего недовольства, указывая, что это может привести к сокращению бюджетных мест (сейчас в государственных вузах их доля составляет 54%). (Diena)

Станут ли русские школы новыми латышскими школами?

Когда в прошлом году Сейм принял решение ускорить переход на обучение на государственном языке, некоторые депутаты оппозиции предупреждали, что такая реформа приведет к появлению в Латвии русских школ с низким уровнем образования, где дети будут обучаться на плохом латышском языке. Но на самом деле цель реформы - добиться не только того, чтобы в русских школах говорили по-латышски. Идея гораздо более амбициозна - создать единую систему школ, где в каждой школе учились бы и латышские дети, и дети других национальностей. Сегодня на русском языке учится примерно пятая часть всех школьников. Есть и руководители школ нацменьшинств, которые все еще надеются, что переход на латышский язык будет отменен или отложен. Директор Ринужской средней школы Денис Клюкин руководит учебным заведением, где уже есть два класса только с латышским языком обучения - один 1-й и один 4-й. "Первое, с чем мы столкнулись, это языковая проблема. Поэтому случается, что учителю все равно приходится объяснять тему на русском языке. Однако учебный процесс ведется в основном на латышском языке", - говорит директор. На вопрос, снизилась ли успеваемость учащихся, директор школы отвечает: "Снизилась, но сложно сказать, связано ли это с дистанционным обучением во время пандемии или с латышским языком. Оценки снизились во всех классах". О том, что в школах нацменьшинств по-прежнему преобладает русская среда, можно судить и по тому, что рассказывает руководитель отдела образования Агентства латышского языка Даце Далбиня - на курсах латышского языка учителя часто оправдывались тем, что не могут выучить госязык, потому что не с кем говорить по-латышски, нет латышской среды. "Мне все же кажется, что для того, чтобы не слышать в Латвии в повседневной жизни латышский язык, нужно как-то очень сильно закрыться от него. Ведь публичное и медийное пространство - латышское", - говорит Далбиня. (Mājas viesis)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.