Flickr / Valsts prezidents
Flickr / Valsts prezidents
Общество

Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.

"Зачем идти голосовать за меньшее зло?" - лидеры мнений объясняют причины неучастия широкой общественности в выборах

Несмотря на то, что участие избирателей на этих выборах в Европейский парламент по сравнению с выборами 2019 года несколько возросло, в целом его нельзя считать высоким. Руководитель благотворительной организации "Ziedot.lv" Рута Диманта считает, что примерно треть проголосовавших - самая активная часть общества. Это те же самые люди, которые в том числе делают пожертвования и участвуют в других событиях. "Конечно, мы хотим, чтобы на выборы пришли и неактивные. Понятно, что мы живем в очень насыщенную информацией эпоху. И продраться сквозь море информации с известием о том, что именно на эту дату назначены выборы в Европарламент, - трудная задача. Я заметила, что крайне редко в политической рекламе, в которой политики обращались к избирателям, был призыв отправиться в конкретную дату к избирательным урнам. Центральная избирательная комиссия тоже могла более тщательно популяризировать именно эту дату ", - считает Диманта. Обилие информации отмечает и признанный инфлюенцером года Элвис Страздиньш. "Сейчас конкуренция за время людей такая, как никогда прежде. Единственный способ привлечь их внимание - предложить интересный контент на тех платформах, которые они посещают. Надо идти к ним, потому что они к тебе не придут", - говорит Страздиньш. Но есть еще часть протестующих людей, которые не идут на выборы, потому что живут не очень обеспеченно и не испытывают желания обеспечивать кандидатов в старости. Это психология, говорит психиатр, руководитель амбулаторного центра "Veldre" Марис Таубе. Выборы не дают положительных ощущений широкой общественности, как, например, Праздник песни и танца или победа в хоккейном матче. "Если мы идем на спортивные соревнования с целью достичь финиша, то в стране в целом такой цели нет. Зачем мне идти и голосовать за меньшее зло? ", - недоумевает организатор соревнований по бегу "Stirnu buka" Римантс Лиепиньш. Он способен собрать вместе тысячи людей , готовых принять участие в соревнованиях по бегу - в том числе в дождь, грязь и лес. Он считает - так выходит потому, что люди получают то, чего ждут. То же самое должно быть и с политиками. "Нельзя проявлять дружелюбие и выходить с обещаниями раз в четыре или раз в два года. Нет вовлеченности, они не держат свое слово, есть максимальное высокомерие, арогантность", - критичен Лиепиньш. (Lsm.lv)

Почему большинство русских Латвии в субботу остались дома?

В ночь выборов партии ликовали, еще не зная результатов. Как теперь очевидно, у партий, надеявшихся на голоса русских и других русскоговорящих граждан Латвии, повода для торжества совсем не было. Их избиратели в основном остались дома. Те, кто из них все же пошел на участки, отдали свой голос Нилу Ушакову ("Согласие") и Вилису Криштопансу (ЛПМ), анализирует политолог Ивета Кажока. Нил Ушаков, уже второй раз получивший мандат депутата Европарламента, считает, что самой сложной задачей на выборах было "уговорить избирателей вообще участвовать в этих выборах". "По количеству плюсов можно понять, что успех "Согласия" объясняется исключительно фактором Ушакова. Поэтому в будущем, говоря о выборах в самоуправления и Сейм, результаты не изменятся, так как Ушаков вернулся в Европарламент ", - говорит Кажока. От Партии центра баллотировались несколько прежних политиков Русского союза Латвии. Представитель партии Мирослав Митрофанов видит три основных аспекта провала его политической силы на прошедших выборах. Первое - их избиратели остались дома из-за отчуждения русскоязычных от политики Латвии и государства. Лидер партии "За стабильность!" Алексей Росликов сейчас от комментариев по итогам выборов воздерживается. Директор центра изучения общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш, лишь слегка удивленный слабым результатом партии, говорит, что в партийном списке не хватало "яркой звезды", так как сам Росликов, который является наиболее известным представителем политической силы, не баллотировался. Несмотря на то, что он пытался рекламировать кандидатов на выборах, те все-таки оказались "не по сердцу" сторонникам партии "За стабильность!". По мнению Кактиньша, партии также не удалось получить голоса недовольной части общества. "Можем провести параллели с латышскими флешмобами - НКП и KPV LV, которые получают хорошие результаты. Но это для одних выборов. Флешмоб - временная мера", - рассказывает Кактиньш. Кажока считает, что часть голосов русскоязычных избирателей, помимо Ушакова, получил представитель ЛПМ Вилис Криштопанс. Это неудивительно. "И на выборах Сейма у ЛПМ было больше русскоговорящих избирателей, чем латышскоговорящих. Я практически уверена, что на этих выборах большой удельный вес русскоязычных, которые вообще пошли голосовать, проголосовал за ЛПМ. Они также довольно активно общались по-русски ", - объясняет она. (Delfi.lv)

Противники ветроэнергетики - пенсионеры и курземцы

Отношение латвийского общества к переходу на источники обновляемой энергии отличается как территориально, так и в разных возрастных группах. Но по-прежнему доминирует принцип - стройте ветряные турбины, где хотите, только не во дворе моего дома. "Важнейшими критериями  в развитии источников обновляемой электроэнергии для жителей Латвии являются затраты на их строительство и влияние на здоровье людей, а также экономику страны и окружающую среду. Кроме того, важна энергетическая независимость страны от других стран, надежность и стабильность поставок энергии", - заключает социолог среды Института социально-политических исследований факультета социальных наук Латвийского университета (ЛУ) Ренар Фелцис, анализируя данные центра исследований рынка и общественного мнения SKDS, полученные в этом году при опросе жителей Латвии. Около 77% респондентов считают, что в Латвии необходимо построить новые ветряные и солнечные электростанции, большинство (33%) ожидают, что таким образом цена на электроэнергию снизится, но почти столько же респондентов (31%) в этом смысле надежд не питают. "Среди пенсионеров (в возрасте от 65 до 75 лет), жителей села, особенно курземцев, более выражены опасения по поводу того, что цены на электроэнергию для конечных потребителей могут увеличиться", - заключает Фелцис. "В целом строительство ветропарков поддерживает большинство респондентов, но в вопросе о нахождении ветряной турбины на расстоянии прямой видимости мнения разделились. 47% респондентов в этом контексте имеют существенные возражения. Наиболее активно против нахождения ветряной турбины вблизи места жительства возражают проживающие в Курземе, а также жители старшего поколения", - рассказал исследователь ЛУ. В качестве лучших и подходящих мест для строительства новых ветряных электростанций респонденты чаще всего упоминали море, за ним следуют болота и территории заливных лугов, леса и сельскохозяйственные земли. Менее всего люди хотят видеть ветряные турбины вблизи городов. Созданная Министерством климата и энергетики карта потенциального расположения ветропарков свидетельствует о том, что в Видземе будут построены ВЭС общей мощностью 2268 мегаватт (МВт), в Латгале - мощностью 1155 МВт, в Земгале - 664 МВт, а в Курземе, где ветра больше всего, - 6998 МВт. (Latvijas Avīze)

Импортерам придется считаться с налогом на CO2

Предпринимателям, импортирующим товары из третьих стран, которые не соблюдают равноценные Евросоюзу (ЕС) ограничения на выбросы CO2, с 2026 года придется платить соответствующий налог, который пополнит кошелек ЕС, - осталось только представить соответствующий отчет. Это предусмотрено вступившим в силу в прошлом году регламентом Европейского союза CBAM (Carbon Border Adjustment mechanism). "Это очень существенное изменение прежних условий игры, реальное влияние которого можно будет оценить только после 2026 года, когда вступит в силу требование о внесении соответствующих платежей (технически придется покупать разрешения на выбросы, соответствующие процессу производства импортируемых товаров)", - пояснил значение регламента партнер "Sorainen" по налоговым и таможенным вопросам Янис Таукачс. По его словам, главная идея регламента заключается в том, чтобы обложить дополнительным налогом импорт товаров, которые Евросоюзу из-за ограничений на выбросы CO2 выгоднее производить за своими пределами. По сути, таким образом ЕС пытается сбалансировать правила игры для тех, кто производит в ЕС, с условиями для производителей за пределами ЕС, что в том числе должно удержать европейских производителей от идеи перенести производство в страны за пределами ЕС, где менее строгие ограничения на выбросы. В августе прошлого года был принят и регламент по введению, предусматривающий обязанность предоставления детальных сведений, а также Еврокомиссия опубликовала соответствующие руководящие принципы, IT-решения и т.д. По мнению Таукачса, страны, ранее не участвовавшие в системе торговли квотами на выбросы, могли бы начать это делать, поскольку в противном случае существует угроза потерять некоторые производства или возможность поставлять выращенную на их землях или созданную ими продукцию в Евросоюз, тем самым потеряв рынок сбыта и, как следствие, рабочие места и налоговые поступления. "Время покажет", - отвечает Таукачс на вопрос, может ли такое требование ЕС изменить географию общего потока импорта. Он отметил, что сейчас о какой-то миграции говорить невозможно. (Dienas Bizness)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.