В 2023 году резко обострилась ситуация в Даугавпилсской региональной больнице (ДРБ). Общий долг главного медицинского учреждения Латгалии вырос до 10 миллионов, больше всего больница задолжала поставщикам медикаментов, оборудования и разных услуг. А когда в сентябре прошлого года прежний глава больницы Григорий Семенов оставил свой пост, сославшись на усталость, запахло настоящей катастрофой.
Правда, Минздрав практически сразу объявил, что банкротства и закрытия крупнейшей больницы Латгалии не допустит. Но ситуация остается непонятной, поэтому мы отправились с вопросами к новому председателю правления ДРБ Инте Вайводе.
Инта Вайводе сама врач, в прошлом – руководитель частных поликлиник. Она рассказала «МК-Латвии», что новая администрация больницы на данный момент погасила задолженность по налогам и рассчиталась с медперсоналом (под конец прошлого года руководство ДРБ решилось на очень непопулярный шаг – задержать часть зарплат у медперсонала, зарплаты которых составляют более 2000 евро, это коснулось примерно 30% из 1700 сотрудников больницы. – Прим. авт.). По словам Вайводе, медики вникли в ситуацию и согласились на удержание части зарплат.
«Живу в Даугавпилсе уже 32 года!»
– Почему вы вообще пришли руководить больницей в такой кризисный момент?
– Во-первых, я врач, живу и работаю в Даугавпилсе уже 32 года, и мне небезразлично, что про исходит в медицине в нашем городе. Мне хочется, чтобы Даугавпилс был по качеству медицинских услуг на очень высоком уровне, чтобы о нашей больнице не говорили, что там плохо работают, плохо организуют работу. На мое решение также повлияло в какой-то степени и то, что коллектив в целом мне хорошо знаком, так как я уже руководила больницей с 2013 по 2015 год.
– Вам удалось стабилизировать финансовую ситуацию в ДРБ?
– Да, получив доступ ко всем финансовым документам и выяснив, в чем кроется самая большая проблема, мы вместе с членом правления Эдгаром Лабсвирсом разработали план действий. В первых числах января мы полностью рассчитались по зарплатам с персоналом и погасили долги перед государством по налогам. Последнее обстоятельство позволило нам успешно подать заявку на новый европроект на сумму 3,5 миллиона евро.
За счет средств из европейских фондов планируется полностью реконструировать Центральный стерилизационный блок, отремонтировать и переоборудовать эндоскопическое отделение, а также предусмотрено приобретение нового оборудование для данного отделения.
– В разгар инфляции все больницы Латвии жаловались на сложности, не хватало средств даже на питание пациентов. Почему же настоящий финансовый кризис постиг именно крупнейшую в Латвии региональную больницу?
– Точно на этот вопрос можно будет ответить после того, как будет проведен углубленный аудит. Предприятие, с которым мы намерены в ближайшее время заключить договор о проведении аудита, проверит не только финансовую деятельность больницы за несколько последних лет, но и оценит хозяйственную деятельность во всех структурах ДРБ. Хочу подчеркнуть, что это будет совершенно независимый аудит.
Но лично я считаю, что ситуацию в ДРБ углубил целый комплекс разных проблем. Тут можно сказать о не совсем правильной политике зарплат при прежнем руководстве. Наверное, повлияла и не совсем верная организация труда коллектива.
«Долг к концу года составит 3,5 миллиона евро»
– Вы говорили, что разработан план по дальнейшей работы по выводу ДРБ из кризиса. Чего ждать врачам и пациентам?
– Детально о плане я сейчас не расскажу, но в первую очередь нам придется прибегнуть к серьезной экономии. Это касается хозяйственной деятельности больницы. На этот год у нас нет в планах каких-то ремонтных или работ по улучшению инфраструктуры за счет бюджета больницы.
– Скажите, а каков вообще бюджет ДРБ на 2024 год?
– Пока основной бюджет больницы не утвержден, так как нет еще основных договоров от государства, поэтому трудно точно сказать, сколько будет выделено для нашей больницы денег. Но с уверенностью могу сказать, что бюджет будет дефицитный. Просто за такой короткий период мы не можем выравнять ситуацию настолько, чтобы выйти в ноль. В целом мы планируем закончить 2024 год с дефицитом в 3,5 миллиона евро.
«Все плановые операции состоятся!»
– Но какой-то технический бюджет у вас наверняка есть. Вы можете сказать, что у больницы хватит средств на плановые и неотложные операции и манипуляции?
– В принципе, на все запланированные операции в этом году у больницы денег должно хватить. Что касается неотложной помощи, естественно, мы ее оказывали и будем оказывать в первую очередь. В этом направлении мы работали и будем работать 24 часа в сутки семь дней в неделю.
– Предполагается в данной ситуации сокращение персонала?
– К сожалению, мы вынуждены идти на это. Но, сразу подчеркну, что сокращения никоим образом не относятся к медперсоналу. Оно будет касаться преимущественно хозяйственной части. Как известно, в начале 2020 года в мире была объявлена пандемия Covid-19. В связи с этим больница была вынуждена нанимать новых работников по хозчасти – водителей, например. Ситуация складывалась так, что больные коронавирусной инфекцией сами не могли передвигаться на общественном транспорте, поэтому их нужно было перевозить на спецтранспорте. Своих водителей, как вы понимаете, у больницы катастрофически не хватало, пришлось нанимать их дополнительно. Также были привлечены сотрудники для других хозяйственных работ. Но закончилась пандемия, а нанятые сотрудники так и не были сокращены. Это тоже привело к дополнительным убыткам для бюджета больницы.
– И сколько человек вы намерены в итоге сократить?
– Точную цифру сказать не берусь. Но за истекшие два месяца мы уже сократили около 30 человек.
Где брать врачей для Даугавпилса?
– Насколько известно, в Даугавпилсской региональной больнице уже довольно давно имеются проблемы с медперсоналом, в частности – не хватает докторов. Как вы выходите из этой ситуации?
– Да, действительно, проблемы с врачами у нас имеются. Ведь каждый год врачи на пенсию уходят, и их места порой остаются свободными. На сегодняшний день в больнице имеются около 20 вакансий. Ситуацию удается решать за счет резидентов. Они, конечно, оказывают очень серьезную поддержку медицинскому учреждению. Возможно, не все, даже в Даугавпилсе, знают, что в 2015 году в нашей думе был разработан и запущен проект по присвоению стипендий тем резидентам, которые обучаются в Рижском университете им. П. Страдыня и в Латвийском университете по разным медицинским специальностям. Вот эти молодые специалисты по окончании вуза возвращаются в Даугавпилс и приходят к нам продолжить обучение на практике. За счет этих резидентов удается восполнить в некотором роде штат. Благодаря данной программе самоуправления за последние восемь лет к работе в нашей больнице привлечено около 50 молодых специалистов. Но этого для нашей больницы все равно мало. Это в основном касается врачей. Что касается среднего и младшего персонала, то в этом проблем мы не испытываем.
Программа Даугавпилсского самоуправления по присвоению стипендий будущим врачам, которые обучаются в медицинских вузах, в основном в Рижском университете им. П. Страдыня, предусматривает выделение стипендий в размере 300 евро в месяц на весь учебный год. Стипендиаты выбираются на конкурсной основе. Главным критерием, конечно же, является успеваемость. Претендент, подающий заявку на получение стипендии самоуправления, должен иметь среднюю оценку не ниже 7 баллов в течение трех лет обучения. При этом, заключая договор на получение стипендии, стипендиат обязуется после окончания вуза отработать в Даугавпилсской региональной больнице не менее пяти лет.
«Надо развивать кардиологию и неврологию!»
– Планируются в больнице какие-то новые услуги?
– Да, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, мы действительно стараемся расширять спектр медицинских услуг. По большому счету, наша больница стала эксклюзивным региональным центром по оказанию неотложной помощи по кардиологии. Уже сегодня к нам везут пациентов с инфарктом, инсультом не только из Даугавпилсского и региона, но и соседних самоуправлений – Краславы, Прейли, даже из Резекне, Екабпилса, Мадоны, Лудзы.
– А с какими еще заболеваниями из соседних самоуправлений привозят пациентов в Даугавпилс потому, что только в ДРБ можно получить соответствующую медицинскую помощь?
– В основном это относится к неврологии. В местных больницах, конечно, есть некоторые квоты на оказание медицинской помощи после того же инсульта, но этого бывает крайне недостаточно. В нашей больнице так называемая инсультная единица работает по той же формуле – 24/7. Благодаря тому, что у нас отменно оснащено отделение диагностической радиологии, мы можем еще в ранней стадии констатировать возможность инсульта в будущем и принимать для предотвращения этого недуга соответствующие меры. Эти два направления необходимо укреплять и вкладывать в развитие соответствующее финансирование. Даугавпилсская региональная больница также является региональным центром по лечению онкологических заболеваний. В мае прошлого года в больнице установлен новый ускоритель в блоке лучевой терапии. Это позволяет пациентам с онкологическими заболеваниями получать очень качественные медицинские услуги.
– Насколько известно, в больнице есть вакансии очень редких специальностей. Как в данном случае вы решаете эту проблему?
– Действительно, такая проблема у больницы есть. Например, нам очень необходим инвазивный нейрорадиолог, который мог бы «доставать» тромбы не только из сердца, но и центральной нервной системы. Надеемся, что такой коллега в скором времени в Даугавпилсской региональной больнице появится. Это позволит оказывать необходимую помощь как при инфарктах, так и инсультах уже на ранней стадии. В этом году мы получили финансирование на две ставки онкокоординаторов. Эти ставки предназначены для среднего медицинского персонала. Специалисты будут вести пациента по так называемому зеленому коридору, предназначенному для ускоренной диагностики первичных онкологических заболеваний. Они будут следить за такими пациентами, чтобы они не потерялись в массе других больных, и оказывать соответствующую помощь. Надеемся, что получим от государства финансирование для специалиста по аритмологии, потому что многие даугавпилчане вынуждены ехать в Ригу, чтобы получить такую консультацию. Это узкий профиль кардиологии, но в помощи аритмолога нуждается очень большое количество пациентов. Что касается нехватки специалистов, то иногда приходится приглашать специалистов из Риги, но главная проблема – это заполняемость вакансий для ночных дежурств. И тут, как я уже говорила, нам очень сильно помогают резиденты. Причем не только стипендиаты Даугавпилсского самоуправления.
На чем больница может заработать?
– В Министерстве здравоохранения упорно говорят о том, что больницы сами должны себе зарабатывать. Как это, на ваш взгляд, может сделать Даугавпилсская региональная больница, например?
– Речь, естественно, не идет о разделе неотложной медицинской помощи, ибо зарабатывать тут невозможно в принципе. В конце концов такая медицинская помощь населению оплачивается государством. Но у больницы есть возможность зарабатывать по части амбулаторного лечения. Амбулаторная помощь у нас квотированная (государство выделяет каждому медицинскому учреждению определенное количество квот на обслуживание определенного количества больных за так называемый пациентский взнос, остальным приходится либо очень долго ждать своей очереди на оплаченную государством помощь, либо проходить лечение и обследования за собственный счет. – Прим. ред.). ДРБ услуги амбулаторного лечения осуществляет через городскую поликлинику. Там есть соответствующие услуги и специалисты, но на обследования и лечение выделено только определенное количество государственных квот. Все медицинские услуги, которые оказываются сверх установленных государством квот, платные. Также мы вправе предлагать платную услугу пациенту, который не желает или не может ждать свой очереди для получения медицинской услуги согласно установленным квотам. Платным лечением пользуются многие пациенты. Вот вам одна позиция, согласно которой мы можем зарабатывать деньги. Вторая – это диагностические исследования. На них тоже имеются государственные квоты, но мы можем превысить эти квоты за счет платных услуг. Например, если на магнитный резонанс в нашей больнице в месяц выделяются 100 квот, а аппаратура может работать в два раза продуктивнее, то мы вправе предлагать параллельно государственным квотам еще и платные услуги. Причем не обязательно, что эту платную услугу оплачивает сам пациент. Это может сделать и страховая компания, и работодатель.
Очереди на медицинские обследования и консультации в филиалах Даугавпилсской региональной больницы по пациентскому взносу.
По данным сайта Национальной службы здравоохранения rindapiearsta.lv. на 20 января 2024 года
- Компьютерная томография: 110 дней (в Краславской больнице – 5 дней)
- УЗИ груди: 116 дней (в Резекненской больнице – 5 дней, в Лудзенском медицинском центре – 32 дня)
- Рентген: 5 дней (Резекненская больница, Лудзенский медицинский центр – 5 дней)
- МРТ: 79 дней (Резекненская больница – 60 дней)
- Электрокардиография: 5 дней (в большинстве городских больниц и медицинских центров Латгалии – также 5 дней)
- Консультация кардиолога:м69 дней (Гривская поликлиника, Даугавпилс – 25 дней),
- Консультация невролога: 60 дней (Краславская больница – 5 дней).
На МРТ сразу не попасть даже за деньги
– Скажите, а в ДРБ есть очереди на платные услуги?
– У нас из платных услуг есть очередь только на магнитный резонанс. Проблема состоит в том, что при этом обследовании большая нагрузка ложится как на аппаратуру, так и на медперсонал, которые попросту не могут справиться с имеющимся потоком пациентов. Если смотреть на выполнение МРТ по государственным квотам, то очередь тут гораздо больше, чем на платное обследование. Вообще, надо сказать, что пациенты переоценивают магнетический резонанс. Считаю, что с не меньшей точностью можно получить результаты и при более простых рентгеновских обследованиях. На сегодняшний день не только в Даугавпилсе, но и во всей Латвии многие считают, что магнитный резонанс – это панацея. Это не так. Я думаю, что специалисты со временем сами будут уменьшать количество пациентов, направляемых на магнитный резонанс.
А государство-то чем поможет?
– Как известно, на данный момент решается вопрос о перенятии Даугавпилсской региональной больницы государством. Как вы относитесь к данному вопросу?
– Для правления больницы нет принципиальной разницы, кто являются держателями долей капитала больницы. На работу медицинского учреждения это никак не повлияет. Естественно, разговоры об этом идут, правление больницы является частью рабочей группы, которая разрабатывает варианты перенятия части долей капитала ДРБ в собственность государства. Могу отметить, что это непростой вопрос, учитывая сегодняшнее законодательство Латвии. Поэтому работа продвигается не так быстро, как, возможно, этого хотелось. Данная ситуация возникла только из-за финансовых проблем больницы. Деньги, как говорится, с неба не падают, их надо откуда-то взять, поэтому один из вариантов – государство становится держателем долей капитала со своим финансированием. Но, как бы там ни развивались события, больница все равно не потеряет свой статус региональной.
– Создавшаяся ситуация едва ли прибавляет оптимизма молодым врачам.
– Я не думаю, что финансовые проблемы больницы как-то сильно отражаются на медицинском персонале. Главная проблема администрации больницы – это оплата товаров и услуг кредиторов. Но она не влияет на медицинскую сторону работы ДРБ. Конечно, если бы появилась информация о банкротстве больницы, о ее неплатежеспособности, может, это и заставило бы кого-то из врачей задуматься, а стоит ли ехать в Даугавпилс. Но сегодняшние проблемы никак не влияют на оплату труда специалистов. И та ситуация, когда мы были вынуждены задержать часть зарплат медиков, я уверена, не повторится. Да и сама зарплата врачей и других медиков не будет ниже, чем, например, в Елгавской больнице, ибо она регулируется законом.
– А что насчет банкротства больницы? Такая угроза исключена?
– Нельзя исключить, что кто-то из кредиторов не выдержит и подаст заявление о неплатежеспособности медицинского учреждения. Но мы с Эдгаром работаем над тем, чтобы такая ситуация не возникла. Со всеми кредиторами мы согласовываем графики оплаты долгов. И на данный момент это наша основная задача.
Игорь АМЕЛЬКА