По данным Центрального статистического управления, минимальную зарплату получают 16% латвийцев. В этом году ее размер повысился до 700 евро, однако на покупательной способности работников это никак не отразилось. Председатель Союза свободных профсоюзов Латвии Эгил Балдзенс считает, что размер минимальной зарплаты надо повышать не абы как, а привязав его к размеру средней заработной платы в стране. Того же мнения придерживаются Министерство благосостояния и Конфедерация работодателей. Вот только варианты расчетов у трех сторон очень отличаются...

Средняя зарплата растет быстрее минимальной

– Каков сейчас размер средней зарплаты в Латвии?

– В прошлом году она составляла 1537 евро в месяц (брутто), какой сейчас ее размер, я пока не знаю, данные об этом будут только в конце года. Но для человека всегда важно не то, сколько он получает по бумагам, а сколько ему выплачивают «на руки». Поэтому, если говорить о размере средней зарплаты, на руки человек получает 1120 евро. Если у него есть иждивенцы, то за счет налоговых льгот на руки он получает еще больше. Но, думаю, вы и сами понимаете: говорить о средней зарплате по стране то же самое, что говорить о средней температуре по больнице. Один получает гораздо больше, другой гораздо меньше условных 1537 евро.

– Когда люди читают, что средняя зарплата все время растет, они не верят этому и смеются...

– А вот это зря, мы и Центральное статистическое бюро видим, что зарплата действительно все время растет. В прошлом году средняя зарплата в стране выросла на 11,9%. Темпы роста зарплат в Латвии радуют уже несколько лет. Другой вопрос – у кого именно растет средняя зарплата, а главное, как это влияет на покупательную способность населения. В прошлом году зарплата росла, а покупательная способность, наоборот, падала.

– В чем причина этого?

– В высокой инфляции, которая опережала рост зарплат, то есть в росте цен на все продукты питания, а также росте цен на энергоресурсы и коммунальные услуги. Эксперты коммерческих банков сделали заключение, что доковидная покупательная способность латвийцев восстановится только в 2025 году.

– А какая зарплата растет быстрее: средняя или минимальная?

– Средняя растет быстрее минимальной, потому что на ее размер влияют дороговизна жизни и стоимость самых необходимых продуктов, товаров и услуг. А ее размер определяет не государство, а конкуренция работодателей и отраслей.

Высчитываем процент

– Министерство благосостояния работает над тем, чтобы со следующего года привязать размер минимальной зарплаты в стране к средней зарплате за предыдущий год. Планируется, что это способствует более быстрому и значительному росту. А какой процент от средней зарплаты сейчас составляет размер минимального оклада?

– Сейчас размер минималки составляет 41–42% от размера средней зарплаты в Латвии. Но законодательно она не привязана к средней зарплате.

– Почему так мало? Директива ЕС об адекватной минимальной заработной плате в Европейском союзе говорит о том, что она должна составлять 50% от размера средней зарплаты.

– Да, мы также хотим, чтобы Латвия строго придерживалась рекомендаций директивы, которая устанавливает минимальную заработную плату на уровне 50% от среднемесячной заработной платы в стране. Но с этим категорически не согласна Конфедерация работодателей. Министерство благосостояния предложило компромиссное решение – установить минимальную месячную заработную плату на уровне 45% от среднемесячной заработной платы, рассчитанной Центральным статистическим управлением с начала года.

– Вас это решение устроило?

– Нет. Мы хотим (и нам уже удалось этого добиться), чтобы в основе соотношения минимальной и средней заработной платы лежала среднемесячная заработная плата, рассчитанная Центральным статистическим управлением не за позапрошлый год, а за первый и, возможно, за второй квартал того года, когда будет определяться размер зарплаты на будущее.

От редакции. Например, при определении минимальной зарплаты на 2025 год правительству следовало бы принимать во внимание данные по средней зарплате не за 2023 год, а за второй квартал 2024 года».

Сравнение с соседями

– Насколько сильно Латвия отстает от стран-соседок по привязке размера минимальной зарплаты к средней?

– Довольно сильно. В Литве размер минимальной зарплаты составляет 49% от размера средней зарплаты по стране, в Эстонии – на 42,5%, в следующем году это будет 45%. И уже решено, что в 2027 году в Эстонии привязка минимальной зарплаты к средней будет на желаемые 50%. А вот в Латвии пока не ясно, когда это может произойти .

– Почему?

– Потому что эстонцы и литовцы регулярно повышают не только минимальные зарплаты, но и необлагаемый минимум, это означает, что эстонским и литовским работодателям и работникам легче, чем нашим. Я тоже считаю, что Латвии надо стремиться к 50-процентной привязке, но идти к этому постепенно и обязательно вместе с повышением размера льгот (за иждивенцев) и необлагаемого минимума доходов. Мы с работодателями договорились, что необлагаемый минимум должен быть не ниже 80% от минимальной зарплаты. Если это не будет сделано, то на работодателей ляжет огромное бремя, к которому они не готовы. Чтобы избавиться от этого давления, они будут всеми силами протестовать против повышения размера минимальной зарплаты и против привязки в 50%.

Мнение работодателей

– Почему Конфедерация работодателей желает, чтобы привязка минимальной зарплаты к средней была только в 40%-ном размере?

– Им это более выгодно. Но после долгих баталий работодатели выдвинули другой вариант: они согласны с привязкой в 45%, но хотят, чтобы размер средней зарплаты брался не за прошедший год, а позапрошлый. То есть, по их мнению, размер минималки в 2025-м году должен быть высчитан, опираясь не на среднюю зарплату, которая была в конце 2024 года, а на зарплату, которая была в 2023 году.

Мы категорически против такой формулы расчетов. Ведь в таком случае размер минимальной зарплаты в 2025 году окажется ниже, чем сейчас, а это несправедливо по отношению к работникам. Если предложение Конфедерации работодателей было бы принято, то на данный момент минималка составляла бы всего 39% от реальной средней зарплаты по стране, а значит, опустилась бы ниже 700 евро.

– Какие аргументы приводят работодатели в счет этого решения?

– Они говорят, что размер минимальный зарплаты должен быть конкурентоспособным. Я понимаю их точку зрению, но считаю, что если часть налоговой нагрузки возьмет на себя государство и самоуправление, то работодателям не о чем так сильно беспокоиться. А еще я считаю, что непропорциональное соотношение минимальной и средней месячной заработной платы может вызвать социальное и экономическое неравенство в обществе, а также увеличить теневую экономику, что невыгодно прежде всего самому государству.

Необлагаемый минимум и льготы

– Какое решение предлагаете вы?

– Дело в том, что привязка размера минимальной зарплаты к средней является хорошей мерой только в том случае, если размер средней зарплаты довольно высокий, а Латвия этим не может похвастаться. Наши средние зарплаты сильно отстают от средних зарплат в Литве и Эстонии. Поэтому первым делом необходимо увеличить необлагаемый налогом минимум до 80% от минимальной зарплаты и увеличить льготы за детей-иждивенцев. Напомню: от необлагаемого минимума зависит то, сколько вы будете получать денег на руки. В Латвии необлагаемый минимум составляет всего 500 евро. В Литве необлагаемый минимум достиг 747 евро, в Эстонии – 654 евро.

– Почему такой большой разрыв с Латвией?

– Государству выгоднее, чтобы поднимался размер минимальной зарплаты, а не необлагаемого минимума. Рост зарплаты идет из кошелька работодателей, а рост необлагаемого минимума – из государственного бюджета (который недополучит средств, если будет повышен необлагаемый минимум). Поэтому в первом случае – когда растет минималка – государство выигрывает, а во втором – когда растет необлагаемый минимум – оно проигрывает.

– Необлагаемый налогом минимум доходов должен быть увеличен только для получателей минимальной зарплаты?

– Нет, для всех зарплат.

– А какой вариант для работодателей самый невыгодный?

– Когда минималка растет, а необлагаемый минимум остается прежним. В Латвии необлагаемый минимум от минимальной зарплаты составляет 71%, в Литве 81%, в Эстонии – 80%. Значит, в Литве и Эстонии люди, зарабатывая минималку, на руки получают гораздо больше, чем латвийцы.

А если принимать во внимание то, что размер минималки в Латвии намного ниже, чем в соседних странах (в Латвии 700 евро, в Литве – 924 евро, в Эстонии – 820 евро), то разрыв в доходах еще больше. Получается, что покупательная способность латвийцев намного ниже, чем эстонцев и литовцев.

– Что же делать?

– В прошлом месяце мы, работодатели и профсоюзы, добились на рабочей группе, чтобы при росте минималки рос и необлагаемый минимум до 80%. Теперь мы ждем, чтобы это решение поддержалo правительство.

Второй вопрос, который необходимо решить – это увеличение налоговых льгот на иждивенцев (по сути, дополнительный необлагаемый минимум). Если будут увеличены льготы на иждивенцев, то работник на руки станет получать больший размер зарплаты, чем получает сейчас.

Замечу, что размер льготы на иждивенца не увеличивался с 2017 года – как был 250 евро, так и остался. Кроме того, если необлагаемый минимум – 500 евро, а льгота на иждивенца – 250 евро, значит, и минимальная зарплата должна быть как минимум 750 евро, чтобы все могли воспользоваться этим средним необлагаемым минимумом. Но размер минималки всего 700 евро, значит, как минимум 10 евро работник теряет ежемесячно!

«Что будет дальше?»

– Каков ваш прогноз, что в результате будет с минимальной зарплатой в 2025 году?

– Я думаю, что в следующем году привязка будет в размере 45%, и размер средней зарплаты будет выше, чем сейчас. Надеюсь, что будет принята в расчет средняя зарплата за первый квартал 2024 года, а не за 2023-й. Кроме того, я надеюсь, что необлагаемый минимум для всех работающих тоже будет повышен до 80% от минимальной зарплаты.

– Когда эти все вопросы будут решены окончательно?

– Обычно в мае Кабинет министров принимает решение о минимальной зарплате брутто, а решение о необлагаемом минимуме принимается в сентябре-октябре. Но я считаю эту практику абсурдной и уверен, что оба решения должны быть приняты одновременно.

– Почему?

– Если в мае назовут размер минимальной зарплаты и в июне Кабинет министров его утвердит, то работодатели не будут знать, какие налоги им придется заплатить, а работник – какую зарплату на руки он получит. Об этом он узнает только осенью, после утверждения необлагаемого минимума.

– Есть ли шанс, что в Латвии когда-нибудь приравняют минимальную зарплату к 50% от средней?

– Правительство на эту тему молчит как партизан. Мы не знаем, будет ли составлен и принят график повышения. Пока ясно о 45%-ной привязке, но я слышал, что правительство хочет и с этим притормозить.

– Что произойдет, если в следующем году 45-процентную привязку минимальной зарплаты к средней так и не примут?

– Это будет глупым решением правительства, которое сразу отправит Латвию в разряд отстающих стран. И, как я уже сказал, чем ниже будет зарплата, тем активнее экономика будет уходить в тень.

В противовес этому, если будет повышен необлагаемый минимум и налоговые льготы, то в бюджет поступит гораздо больше денег, чем сейчас. Причем, что важно – не за счет работодателей. Мы против того, чтобы доить их как коров, это неправильно.

Оплата больничных – грабеж среди белого дня!

– Между тем работодатели тоже активно борются за улучшение своей жизни, в частности недавно Латвийская конфедерация работодателей выступила с инициативой сократить расходы на оплату больничных работников. Как вы к этому относитесь?

– Отрицательно. Работодатели предложили следующее: первый день не оплачивать (как и сейчас), второй и третий день работодатели хотят оплачивать в размере 60% от зарплаты работника, а не 75%, как сейчас, четвертый-восьмой дни больничного работодатели готовы оплачивать в размере 70% вместо нынешних 80%, а начиная с десятого дня болезни работника предлагают государству платить больничное пособие в размере 75% вместо 80% от его зарплаты. Работодатели считают свое предложение компромиссом, а я считаю,что это грабеж. Ну представьте, что к вам на улице подойдет вор и потребует отдать ему 100 евро. Вы скажете, что у вас есть только 70 евро и он, так и быть, согласится отнять у вас только 70 евро. Факт останется фактом: у вас отняли деньги, и это воровство, а не компромисс. То же самое произойдет, если правительство примет предложение работодателей. В этом случае работник лишится денег, которые сейчас получает во время болезни, а государство (социальный бюджет) недосчитается денег, которые платит работодатель во время болезни работника.

– Сколько именно?

– 49,4 миллиона евро, которые сейчас уходят в социальный бюджет. Вот и что мы скажем пенсионерам, средства на пенсии которых поступают из этого бюджета?!

– Работодатели ссылаются на Эстонию, мол, работодатели Эстонии не оплачивают три дня болезни работника...

– В Эстонии совсем другое финансирование здравоохранения, и оно идет напрямую от работодателей. Да, там первые три дня не оплачиваются, но работодатели оплачивают больничные с четвертого по восьмой день. Кроме того, в Эстонии работодатель оплачивает все остальные дни болезни, у них нет оплачиваемого государством листа В.

Но главное даже не это, а то, что принятие данного предложения может ухудшить здоровье латвийцев. Люди будут стараться как можно быстрее выйти с больничного, так как он не будет оплачиваться в должной мере, в результате начнут приходить на работу больными и заражать коллег. А если принять во внимание, что множество людей едут на работу в общественном транспорте, то количество зараженных может еще больше увеличиться.

– Почему именно сейчас актуализировался вопрос оплаты больничных листов?

– Для этого нет никаких логических причин. Просто у работодателей есть желание сократить свои расходы на работников. Но работники уже сейчас говорят, что им невыгодно болеть, так как не все дни больничного оплачиваются, а ведь им еще надо купить лекарства и оплатить взнос пациента к врачу и обследование.

Другое дело, что болезнь работника часто затягивается (а значит, затягивается его пребывание на больничном) из-за того, что он не может вовремя попасть на прием к врачу-специалисту или на обследование. Понятное дело, что в этом ни работники, ни работодатели не виноваты, виновато одно лишь государство...

Коллективный договор

– Что необходимо сделать сейчас для улучшения условий работы латвийцев?

– Необходимо, чтобы на каждом рабочем месте был заключен коллективный трудовой договор, в котором была бы оговорена обязанность работодателей оплачивать завтраки и обеды для своих работников без дополнительных налогов. Другой вариант – покупка для работников полиса страхования здоровья. Кроме того, мы хотим, чтобы работодатели оплачивали проезд своих работников до места работы, другими словами, компенсировали им транспортные расходы.

– Но работодателю все это невыгодно, он ни за что не подпишет такой договор!

– Правильно, невыгодно! Но если государство освободит его от обязательства платить налоги с этих дополнительных бонусов, то работодателю будет не так уж невыгодно оплачивать транспортные расходы работника. Если работодатель начнет оплачивать транспортные расходы работника, то у работников из регионов будет зарплата, а не пособие по безработице.

Но для нас самое важное, чтобы государство поняло: нельзя абсолютно все расходы складывать на плечи работодателя. Часть их нагрузки надо брать на себя, от этого будет лучше всем – и работникам, и работодателям, и государству в целом.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.