В соседней Эстонии годовая инфляция в апреле достигла 18,8% годовых. Это очередной рекорд и, судя по всему, самая высокая инфляция в Евросоюзе. От многочисленных экспертов мы часто слышим, что рост цен продолжится все лето, а возможно, и до конца года. Что может сделать правительство Латвии, чтобы затормозить этот процесс?

Обеспечение низкой и стабильной инфляции – одна из целей экономической политики любого государства. Я считаю, что при известной доле старания и удачи правительство может приостановить влияние инфляции на жителей.

■ ■ ■

Например, представители различных отраслей в последние недели обращаются к правительству Латвии с просьбами и даже требованиям снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) хотя бы на самые необходимые продукты питания.

Напомню, что основная ставка НДС в Латвии составляет 21%. Также в стране уже четыре года действует сниженная 5-процентная ставка налога на характерные для Латвии овощи и фрукты. Такую же ставку эксперты продуктовой отрасли предлагают распространить и на зерновые, молочные и мясные продукты.

В марте прошла конференция о возможном снижении НДС, на которой министр земледелия Каспар Герхардс поддержал идею: «Согласно подсчетам Министерства земледелия, снижение ставки налога с 21% до 5% обеспечило бы потребителям снижение цен на свежее мясо и рыбу, а также на основные молочные продукты более чем на 10%, а на яйца – на 4%».

Однако вопрос долго не двигался с места, хотя министр экономики Янис Витенбергс в конце апреля и сообщил каналу TV24, что Министерство финансов получило резолюцию премьер-министра и совместно с Министерством экономики приступило к оценке возможного снижения НДС на разные группы продуктов. «Это горячий вопрос, за который коалиция возьмется в течение ближайших недель», – заявил Витенбергс.

■ ■ ■

Но очень похоже, что инициатива о снижении налога пока не находит нужной поддержки. По крайней мере, на прошлой неделе премьер-министр Кришьянис Кариньш в эфире того же TV24 заявил: «Я не вижу, что снижение НДС сейчас нам что-то даст».

Во-первых, глава правительства считает, что снижение ставки налога не приведет к снижению цен – «Торговцы, посредники и производители постараются удержать эту прибыль при себе. Так это просто происходит». Во-вторых, премьер выступает за адресную помощь для самых бедных, а снижение налога помогло бы всем латвийцам, в том числе и платежеспособным.

Интересно, что с этим аргументом Кариньша отчасти можно согласиться. По заявлению министра финансов Яниса Рейрса, снижение НДС обойдется бюджету минимум в 100 миллионов евро. А так как лишних денег в бюджете нет, то придется опять наращивать государственный долг. И в итоге за пониженный НДС придется расплачиваться будущим поколениям. С другой стороны, драматическое повышение цен на продукты может прямо сейчас ввергнуть в бедность тысячи семей. Впереди у правительства тяжелый выбор.

■ ■ ■

Хочу отметить, что в других странах есть позитивные примеры использования пониженной ставки НДС.

Так, британская газета Express сравнила цены на продукты питания в европейских столицах и оказалось, что самые низкие цены в Польше (все цены указаны в фунтах). Например, килограмм хлеба в Варшаве стоит 0,49 фунта, в то время как в Мадриде – 0,68, Афинах – 0,62, Берлине – 1,07, Париже – 1,30, Копенгагене – 1,78. За литр молока в Варшаве надо будет заплатить 0,55 фунта, Мадриде – 0,69, Афинах – 1,18, Берлине – 0,82, Париже – 1,21, Копенгагене – 1,34. Килограмм картошки в Варшаве обойдется в 0,47 фунта, Мадриде – 0,94, Афинах – 0,70, Берлине – 1,12, Париже – 1,63, Копенгагене – 1,54. И так практически по всем позициям.

Каким же образом Польше удается сохранять низкие цены? Дело в том, что в Польше практически на все местные продукты питания действует нулевая ставка НДС. Кроме того, в этом году нулевая ставка НДС была введена и на удобрения.

Латвийские крестьяне чаще всего ссылаются именно на польский опыт. От себя я бы добавил, что максимальный эффект от снижения НДС был бы достигнут при введении регулирования цен.

Проблема в том, что государственное регулирование цен – это инструмент плановой экономики, которой наши политики боятся как огня. Поэтому даже при такой высокой инфляции, как сейчас, никто из политиков даже не заикается о такой возможности.

■ ■ ■

Еще один фактор, который разгоняет цены, это подорожание энергоносителей. Тут дело обстоит сложнее – правительству надо думать, как произвести более дешевое топливо. Самый простой вариант – отказаться от зеленых технологий, которые очень дороги.

Первый шаг в этом направлении в Латвии сделан. 2 мая коалиция пришла к решению временно отказаться от биодобавок к бензину и дизтопливу. Еврокомиссия уже дала положительный ответ на это решение.

Планируется, что поправки к закону вступят в силу уже с 1 июля и будут действовать до конца 2023 года. Благодаря принятому решению с 1 июля стоимость топлива может снизиться примерно на 12–14 евроцентов за литр, что уже неплохо.

Большинство европейских стран пошло дальше и снизило акцизный налог на топливо. Напомним, что сейчас ставка акцизного налога на бензин без содержания свинца 0,36 цента за литр, а на дизтопливо – 0,414 цента за литр. И снижение акцизного налога также могло бы затормозить инфляцию.

Также надо учитывать, что стоимость топлива через транспортные расходы влияет на цены практически всех товаров. Но, несмотря на опыт европейских стран, наше правительство снижать акцизный налог не спешит. Причины те же – снизятся доходы бюджета и вырастет госдолг.

■ ■ ■

С энергией тоже все сложно. Начиная с мая мы снова будем платить по счетам полностью, без льгот по КОЗ и доставке электроэнергии. По моим расчетам, плата за свет при потреблении около 100 киловатт в месяц сразу увеличится примерно на треть.  

А так как биржевая цена на электричество и не думает падать, то нас ждет новый скачок инфляции. Примерно такая же ситуация складывается и с теплоэнергией, необходимой для отопления жилья.

В этой тяжелой ситуации приходится признать, что самой дешевой энергией является атомная. Эстонские СМИ сообщают, что Таллин задумался о строительстве малого модульного атомного реактора, работы предположительно будет вести компания Fermi Energia.

Конечно, пока Эстония построит собственную АЭС, пройдут годы. Но положительно, что наши соседи приступили к разработке этого проекта уже до энергетического кризиса, вызванного войной на Украине, и успели провести кое-какие подготовительные работы. Не удивлюсь, если к 2030–2035 году эстонцы реально начнут получать сравнительно недорогую атомную электроэнергию.

А что же мы? Латвийское предприятие Latvenergo ведет аналогичные переговоры со специалистами из Эстонии и Швеции, но в целом и концерн, и правительство занимают выжидательную позицию. «Я не говорю этой идее ни «да», ни «нет», – некоторое время назад в эфире канала TV3 сказал Кришьянис Кариньш. – Это способ обеспечивать Латвию энергией по прогнозируемой цене, но остается много вопросов, например, как обслуживать отходы АЭС... Надо понимать, что кто бы ни взялся за этот проект, для его реализации потребуется 10–15 лет».

Хочу возразить премьеру: если мы начнем активно работать в этом направлении уже сегодня, то дешевая энергия у нас действительно будет только через 10 лет. А если снова отложить идею, то дешевой энергии не будет никогда. А это, согласитесь, большая разница.

Таким образом энергетическое будущее Латвии напрямую зависит от сегодняшних решений правительства. 

■ ■ ■

В целом можно сказать, что у Латвии есть те же способы сдерживания инфляции, что успешно применяются другими странами, но для их использования нужны, во-первых, внутренние резервы государственного бюджета, а во-вторых, твердые и мудрые решения политиков.

Пришло время такие решения принимать.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.