В марте в США обанкротились сразу три банка, в том числе Silicon Valley Bank – 16-й по размеру банк США с активами в 210 миллиардов долларов. Это банкротство стало крупнейшим со времен глобального финансового кризиса 2008 года, в результате по финансовым рынкам стала распространяться паника – а не будет ли повторения кризиса-2008, который тоже начался с банкротства инвестиционного банка Lehnman Brothers.

Для начала попробуем разобраться, почему же обанкротились американские банки. Последние 10 лет процентные ставки по кредитам были на критически низком уровне и финансовые рынки поверили, что так будет всегда. Но в прошлом году Федеральная резервная система США и остальные центробанки стали резко повышать процентные ставки, чтобы ограничить рост инфляции.

Повышение ставок, самое резкое за последние 45 лет, в США вызвало падение рыночной стоимости государственных облигаций.  Причем это снижение стоимости никак не было связано с рисками и проблемами – происходило выравнивание доходности и не более того.

В результате каждое повышение ставки на 1% приводило к снижению рыночной стоимости активов банков США на 250 миллиардов долларов, что сопоставимо с годовой прибылью всего банковского сектора. А так как Федрезерв США поднял ставку до 4,75%, то общее снижение стоимости активов превысило 1 триллион долларов.

■ ■ ■

Тем временем пострадавший Silicon Valley Bank имел активы на 212 миллиардов долларов, из которых 120 миллиардов как раз и приходились на облигации. И это были вполне надежные облигации, по которым можно было получить всю сумму при наступлении срока погашения – только вот ждать надо было бы лет 10.

Но клиенты заметили проблему банка и стали массово изымать вклады. Для того, чтобы обеспечить выплату депозитов сейчас, банку необходимо было продать облигации, только вот их рыночная стоимость была на 20% ниже номинала. Такие убытки банк пережить не смог и обанкротился.

■ ■ ■

Как видим, нынешний банковский кризис в США сильно отличается от кризиса 2008 года.

  • В 2008 году банки забиты рискованными ипотечными кредитами и прочими токсичными ценными бумагами. Сейчас же активы банков достаточно надежны, просто произошла их рыночная переоценка из-за повышения процентных ставок.
  • Текущий кризис носит фрагментарный характер – под удар попали только мелкие и средние банки, у крупных банков свободных денег на триллионы долларов, и они от кризиса вообще не пострадали. В то время как кризис 2008 года начался с проблем именно у крупных банков.
  • Сейчас кризис начался из-за необоснованной паники и массового изъятия депозитов. Старт же кризису 2008 года дал обвал на спекулятивных рынках, в частности, на рынке недвижимости.

В итоге можно прийти к выводу, что на данный момент финансовая система намного стабильнее, чем в 2008 году, и повторение общемирового кризиса пока маловероятно.

■ ■ ■

Правда, текущий кризис не обошелся без теории заговоров. Дело в том, что изначально банковская система США создавалась с высоким уровнем диверсификации и конкуренции. Должно было быть очень много банков, каждый из которых работал в своем регионе и поддерживал кредитами местную промышленность. Причем роль крупных банков ограничивалась.

Так, в конце 1986 года в США банков было 18 тысяч, спустя 10 лет их число сократилось до 12 тысяч, в начале нулевых банков стало 10 тысяч, перед финансовым кризисом 2008 года – уже 8,5 тысячи, перед Covid – 5200, а теперь их менее 4700. И каждый год в Америке становится меньше примерно на 200 банков.

В результате возникают подозрения, что крупные банки специально выдавливают мелкие банки и таким образом монополизируют рынок. Например, один из крупнейших банков США – JPM Morgan Chase – открыто переманивал клиентов у Silicon Valley Bank под предлогом более высокой надежности.

■ ■ ■

Далее, в этом банковском кризисе надо отметить один важный момент – и правительство США, и Федрезерв очень оперативно среагировали на проблемы в банковском секторе. Так, власти США заявили, что абсолютно все вкладчики обанкротившихся банков получат свои деньги. Даже незастрахованные вклады размером свыше 250 000 долларов будут возвращены. А Федрезерв в случае необходимости пообещал выдавать банкам кредиты под залог активов практически в неограниченном объеме. Например, только за прошлую неделю Центробанк США таких кредитов выдал на 300 миллиардов долларов.

В итоге начавший разрастаться банковский кризис практически сразу был остановлен.

Но не всем такая политика понравилась. Так, глава крупного инвестиционного фонда Кен Гриффин заявил, что в США закончился капитализм и начался коммунизм. Никаких рисков больше нет и ваши деньги будут возвращены в любом случае.

По его словам, «это был бы отличный урок морального риска», если бы регулирующие органы решили не спасать крупных незастрахованных клиентов банков. «Убытки для богатых вкладчиков были бы несущественными, и это довело бы до сознания, что управление рисками имеет важное значение», – сказал Кен Гриффин.

Эксперт также раскритиковал регулирующие органы за игнорирование красных флажков. «Регулятор был похож на спящего за рулем», – сказал он.

Надо отметить, что европейские власти при распространении паники в банковском секторе действовали схожим образом. В Европе под удар попал второй по величине банк Швейцарии – Credit Suisse, который и так последние годы испытывал большие проблемы. Центральный банк Швейцарии тут же выделил проблемному банку 50 миллиардов франков, чтобы стабилизировать ситуацию.

■ ■ ■

Повлияет ли американский банковский кризис на Латвию? На данный момент нет. Крупнейшая четверка банков – Swedbank, Seb Bank, Luminor и Citadele работает с прибылью и располагает достаточными свободными средствами. А если вдруг проблемы и возникнут, то такие крупные системные банки наверняка получат помощь от Центробанка.

Но тем не менее количество банков в Латвии продолжит сокращаться, ибо в правительстве и Сейме опять поднимается вопрос о зачистке в финансовом секторе. Вот недавно аннулировали лицензию у Baltic International Bank, и, думаю, это не последний случай. Но под давление попадают маленькие «неправильные» банки, которые работают с нерезидентами и подозреваются в отмывании денег. Крупнейшей четверки это не коснется.

Тем не менее последствия американского банковского кризиса косвенно затронут всех жителей Латвии. И американские, и европейские регуляторы четко дали понять – между стабильностью финансового сектора и низкой инфляцией они будут выбирать финансовый сектор. Теперь крупные системные банки в случае возникновения проблем будут спасать. И вкладчиков тоже будут спасать. Только вот спасение банков будет происходить за счет печатного станка.

Грубо говоря, финансовый сектор будут заливать деньгами, и эта масса денег рано или поздно вырвется на рынок. И в таком случае инфляция продолжит свой рост. Показательным событием прошлой недели стал тот факт, что центробанки отступили в борьбе с инфляцией и пошли на попятную. Да, инфляция пока более-менее находится под контролем. Но достичь желаемого значения 2% пока не получится, и в этом году инфляция, скорее всего, превысит 10%.

Самое плохое в этой ситуации то, что инфляция продолжит превышать рост зарплат и люди и дальше будут беднеть.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.