Фото: Вилена Краснитская
Фото: Вилена Краснитская
Жизнь

Число больных туберкулезом в Латвии всего за год увеличилось почти на 20%. Прирост большой, даже пугающий. Но что реально стоит за этими цифрами и нужно ли всем нам срочно принимать экстренные профилактические меры? На вопросы «МК-Латвии» ответила Андра Цируле, главный врач стационара Центра туберкулеза и легочных заболеваний.

Туберкулезный апокалипсис?

– Недавно новостные порталы взволновали общественность новостью о росте заболеваемости туберкулезом и о неутешительном прогнозе. Что происходит, чем вызван такой всплеск?

– Здесь сделали свое недоброе дело сразу несколько факторов: ковидный период и снижение уровня жизни. Все это происходило на фоне стресса под воздействием экономических факторов, в том числе и как следствие военных событий на Украине. С уверенностью можно говорить о том, что туберкулез – болезнь не только инфекционная, но и социальная. И это доказано исследованиями, и признано Всемирной организацией здравоохранения: любой кризис впоследствии увеличивает заболеваемость туберкулезом. Такое уже было после кризиса в 2009 году, когда мы наблюдали небольшой всплеск.

– Каким образом связаны карантин, события на Украине, экономический кризис и туберкулез?

– В 2020–2021 годах, во время режима изоляции и удаленной работы многие латвийцы не посещали врачей из-за ограниченного доступа к медицинским услугам, в результате заболевания у таких пациентов выявлены уже довольно поздно, у кого-то даже в запущенном состоянии. А Украина и связанные с этими событиями ухудшения качества жизни наших жителей выступили как источник сильнейшего стресса. Как известно, стресс ослабляет иммунитет, поэтому у многих и «выстрелило» то, что долгое время никак себя не проявляло.

– Неужели на нас надвигается туберкулезный апокалипсис?

– Ни в коем случае. Увеличение заболеваемости не настолько высокое, чтобы бить во все колокола. Хотя нам сложно прогнозировать, насколько вырастет число заболевших в этом году.

В 2021 году был выявлен 261 случай заболевания, в 2022-м – 319, разница в неполные 20%.

По этому году данных пока нет, но, по моим внутренним ощущениям, пациентов будет больше. С другой стороны, снизилось общее число заболевших в стационарах, их концентрация. И если в 2000 году у нас из всех пациентов стационара половину составляли именно люди с туберкулезом, то сейчас их – 8%.

– А правда ли, что случаи туберкулеза становятся все более тяжелыми?

– Честно говоря, мы и раньше видели запущенные случаи туберкулеза, но сейчас их больше процентуально. Люди первично обращаются к медикам за помощью уже с тяжелыми формами болезни. Вот, например, сейчас у нас в реанимации находится молодой человек, ему еще нет и 30, но у него генерализированный туберкулез (то есть вышедший за пределы легких, поражены органы дыхания, кишечник, который пришлось оперировать). Он уже больше трех недель лежит в реанимационном отделении, состояние его тяжелое, но стабильное, даже с небольшими улучшениями. Есть вероятность, что он выживет.

– Что должно случиться, чтобы довести себя до такого состояния? Неужели туберкулез может не иметь симптомов?

– Конечно, у тяжелых форм туберкулеза обязательно есть симптомы, которые нельзя не заметить. Но в отличие, например, от пневмонии, течение туберкулеза не такое стремительное – человеку резко не становится хуже, летальный исход не наступает так быстро. Даже наоборот, туберкулез протекает медленно. Возможно даже, что человек адаптируется к своему длительному кашлю, особенно если он курильщик (курильщики часто связывают кашель исключительно с сигаретами), и живет себе дальше относительно спокойно, пока ему не станет совсем плохо.

Особенно часто подобное случается с теми, кто уезжает на заработки за рубеж. Там по каким-то причинам они не обращаются к медикам вплоть до потери последних сил, а по возвращении сюда мы констатируем у них запущенную форму туберкулеза.

А ведь эти люди работали, тесно контактировали с другими – круг заболевших потенциально расширяется.

На улице – не заразитесь!

– Как и где можно заразиться туберкулезом?

– Проще сказать, где вы не заразитесь – на улице вам не грозит заражение, даже в самых людных местах. Если говорить в целом, то заболеть может любой, но в основном туберкулез поражает наиболее бедные слои населения. Эти люди меньше едят и качество их продуктов питания часто сомнительно, у них хуже условия проживания, больше тесных контактов. А при контактировании вы же не знаете, кто болен, а кто здоров. Ведь чем более запущенная форма туберкулеза, тем выше риск заразить окружающих. 

– Как именно передается туберкулезная бактерия?

– По воздуху, она выделяется при кашле больного. Заражаются туберкулезом, вдыхая воздух, в котором находятся бактерии.

Ни через руки, ни через предметы, ни через телесный и половой контакт, ни через продукты питания, ни даже через медицинские иглы туберкулезом заразить и заразиться невозможно.

– Если я еду в довольно полном троллейбусе, а рядом со мной покашлял больной туберкулезом человек, то насколько высок риск моего заражения?

– С одной стороны, исследования показывают, что в общественном транспорте заразиться туберкулезом можно.

Наибольший риск с точки зрения заражения представляют собой маршрутки, наименьший – электрички, где пространства больше.

Но с другой стороны, для того чтобы заразиться туберкулезом, контакт с больным должен быть тесным и длительным. Когда пациенты отвечают на вопрос о длительности контактов, как правило, речь идет о 40 часах контактирования с туберкулезным больным. То есть 10–30 минут совместной поездки в троллейбусе вряд ли представляют серьезную угрозу. А вот реальный риск существует, если, например, с больным проживать в одной комнате или работать в одном кабинете с недостаточной вентиляцией.

– А возможно ли не заболеть после контактирования?

– Да, часть людей инфицируется, но не заболевает. Большое значение имеет иммунитет, генетические и прочие факторы. Могу сказать, что из инфицированных заболевают лишь 5–10 процентов людей. Первая часть заболевает в течение первых двух лет после инфицирования, остальные могут заболеть в течение всей жизни. Но если человек входит в группу риска (например, ВИЧ-инфицированные или люди с ослабленным иммунитетом, пожилые и т. д.), то болезнь проявит себя скорее и стремительнее.

Инфицированный – не заразный

– Что значит такое выражение, как инфицированность туберкулезом или латентный туберкулез? Инфицированный человек не заразен?

– Да, такой человек не заразен и не болен. Инфицированный туберкулез, или латентная туберкулезная инфекция – это такая форма, при которой в организме человека есть туберкулезные бактерии, но их количество настолько ничтожно, что они не приносят вреда ни самому носителю, ни окружающим. Считается, что в мире инфицированы 30–50% всего населения, и это не что-то из ряда вон.

– Если человек узнал, что был в тесном контакте с больным туберкулезом, как скоро ему нужно бежать на анализ крови?

– Бактерии туберкулеза размножаются очень медленно, поэтому определить, произошло ли инфицирование, можно только через восемь недель.

У детей, особенно младше пяти лет, риск развития опасных форм туберкулеза выше и болезнь может развиться быстрее. Поэтому в целях безопасности первый анализ проводится сразу после последнего контакта с больным, а повторный анализ, в зависимости от результата предыдущего, проводится через восемь недель.

– Как можно узнать, инфицирован ты туберкулезом или нет?

– Посредством специального анализа крови – квантиферонового теста. Его проводят в нашей лаборатории, причем только в нашей. Возможно, в будущем этот анализ будут делать и в других лабораториях.

– Остались ли еще старые добрые пробы Манту, которые мы все помним из детства?

– Да, их проводят в основном в тех отдаленных регионах Латвии, для которых проблематично доставить образец анализа крови в Ригу – транспортировка образцов требует определенных условий, в том числе и температурных.

– Что человеку делать после того, как он узнал, что инфицирован, хотя еще и не заболел?

– Скорее всего, человек уже проконсультировался у пульмонолога –фтизиатра (специалиста по туберкулезу), с которым примет решение и согласится на профилактическое лечение от туберкулеза или на периодические профилактические осмотры в течение следующих двух лет, а также при появлении жалоб со стороны больного. Если у такого человека появляются проблемы со стороны легких, следует немедленно обращаться к специалисту по заболеваниям легких.

Так просто его не распознаешь

– Есть ли какие-то специфические симптомы туберкулеза, кроме известного всем кровавого кашля?

– В том-то и дело, что туберкулез сложно распознать самостоятельно. Заболевание часто начинается с незначительных жалоб – кашель, снижение веса, потеря аппетита, усталость, незначительное повышение температуры, ночная потливость, боль в груди. Но это могут быть и симптомы ОРВИ, и рака легких.

– Что точно поможет определить наличие заболевания?

– Сначала рекомендуется рентген легких и анализ образца мокроты, если у пациента есть кашель (это определено правилами Кабинета министров). Сейчас современные методики и технологии позволяют получить результат уже через два часа, в отличие от более ранних времен, когда бактерию выращивали в течение четырех недель, и пациенту приходилось ждать результата, не получая лечения.

Если эти проверки исключили туберкулез, значит, надо искать другую причину кашля. Он может свидетельствовать о других заболеваниях, среди которых и астма, и хроническая обструктивная болезнь легких (болезнь курильщиков), и пневмония.

– Есть ли что-то, что человека должно побудить сделать рентген? При каждом же ОРВИ не набегаешься на обследования.

– Конечно, не нужно идти на рентген легких, если у вас была простуда, и ваш кашель длится до трех недель, постепенно ослабевая. Но вот если вы кашляете, допустим, месяц, то я бы настоятельно рекомендовала провериться. И семейным врачам следует помнить, что, прежде чем выписывать антибиотики, в подобных случаях целесообразно выявить причину кашля – направить пациента на рентген и взять образец мокроты на анализ.

– Мы все в детстве были вакцинированы, от туберкулеза, неужели эта вакцина неэффективна?

– Вакцинация защищает только маленьких детей и только от тяжелых форм туберкулеза. Детского туберкулеза у нас очень мало, сейчас, например, в год это пять детей в возрасте до 14 лет. В 2017 году мы даже закрыли детское отделение туберкулеза, и маленькие пациенты проходят лечение в стационаре Детской клинической университетской больницы.

– В детстве у многих регулярно была плохая реакция Манту, их из года в год направляли в туберкулезный диспансер, проверяли, ничего не находили. Нужно ли таким людям во взрослом возрасте чаще обследоваться на предмет туберкулеза?

– Недостаток метода Манту в том, что он иногда может давать как ложноположительный, так и ложноотрицательный результат. Если в детстве у вас все было в порядке, несмотря на ложноположительную реакцию Манту, то и во взрослом возрасте никаких дополнительных или более частых проверок проводить не надо.

Обследование и лечение – бесплатны!

– Можно ли попасть на рентген без направления семейного врача?

– Можно. Пульмонологи – специалисты по туберкулезу в Латвии, это врачи прямого доступа, к ним на прием по государственной квоте можно попасть сразу, не спрашивая направление у семейного врача. Но стоить отметить, что не во всех поликлиниках, где принимают пульмонологи, оказывается эта услуга. Она доступна только там, где больным туберкулезом обеспечивается медицинская помощь. В Латвии диагностику (и лечение тоже – медикаменты компенсируются на 100%) туберкулеза оплачивает государство. То есть, придя в амбулаторное отделение Центра туберкулеза и легочных заболеваний (ул. Лиелвардес, 68, в Риге, на территории стационара «Бикерниеки»), вы бесплатно можете пройти рентген и диагностические анализы.

– К специалисту по туберкулезу в амбулаторном отделении центра можно попасть в порядке живой очереди?

– Несмотря на большой штат пульмонологов в клинике, наши врачи очень загружены, поэтому для удобства самого пациента лучше записаться на прием. Время ожидания будет буквально несколько дней.

– Существует ли в Латвии система обязательной профилактики туберкулеза и ежегодной диспансеризации, как это было в советское время?

– Такая система есть только для представителей некоторых профессий (например, работающих с детьми) и людей, имеющих определенные медицинские показания. Для всех остальных категорий – на их усмотрение. Конечно, я рекомендую людям, у которых имеются определенные жалобы, описанные выше, не игнорировать этим симптомы, а пройти соответствующие обследования.

В больницу – всех и сразу

– В каких случаях больного туберкулезом поместят в больницу?

– Во всех случаях заболевания. В больницу не помещают только инфицированных (латентных) носителей туберкулеза, которые, как мы говорили выше, не заразны и не больны. Вне зависимости от степени тяжести заболевания человек будет находиться в стационаре, пока он заразен. И практически всегда лечение больных туберкулезом начинают в стационаре, где они остаются до тех пор, пока они заразны и изолированы.

– А что, если человек не хочет лечиться в стационаре?

– Никто не заставляет его лечиться, у нас нет понятия принудительного лечения. Но существует принудительная изоляция. Больного нужно изолировать от общества, пока он не перестанет быть заразным. И ситуации всякие у нас бывали, даже сбегали пациенты. Но рано или поздно они все равно попадают к нам, правда, в уже гораздо худшем состоянии. Но в большинстве случаев все-таки, когда такой больной попадает в наше учреждение, мы его успеваем обработать, то есть подробно все рассказать и объяснить, и он меняет свою точку зрения.

– Сколько времени в таком случае человек может провести в больнице?

– По-разному. От двух недель до нескольких месяцев.

– Насколько медикаменты, которыми сейчас лечат туберкулез в Латвии, современны, эффективны и безопасны?

– Современны и эффективны. Благодаря тому, что нам наконец-то стали доступны препараты нового поколения (а до этого во всем мире 50 лет не появлялись новые лекарства от туберкулеза), лечение туберкулеза стало проходить быстрее и эффективнее, в том числе у мультирезистентных пациентов. Для этого используются совершенно новые, относительно недавно разработанные препараты, и те, которые ранее применялись для лечения других заболеваний, но оказались эффективны и в борьбе с туберкулезом (например, клофазимин, изначально предназначавшийся для лечения лепры, оказался эффективным при мультирезистентном туберкулезе). Ждем и еще более новых медикаментов.

– Насколько быстрее стало лечение с новыми препаратами?

– Если раньше мультирезистентный туберкулез лечили 18–20 месяцев, то сейчас пациентам достаточно 9-месячного курса. А вот с новым препаратом (которого пока нет в Латвии, но мы надеемся, что скоро он появится), этот срок сократился до шести месяцев. Конечно, они имеют побочные явления, но в данном случае польза лекарств выше связанных с их применением рисков.

– Часто ли в наше время умирают от туберкулеза?

– Крайне редко. Конечно, все зависит от своевременного выявления болезни, начала и хода лечения, особенностей организма. Но тем не менее, если смотреть сухую статистику в Латвии, то смертность невысокая. Для сравнения – в 2000 году на 100000 человек населения смертность от туберкулеза составляла 12,4. Сейчас – 1,7. И это несмотря на выявление большего числа запущенных случаев, а также – на мультирезистентность (при которой обычные препараты оказываются неэффективны, лечение приходится подбирать, что занимает дольше времени).

– После стационара может ли человек продолжать лечение амбулаторно и жить обычной жизнью?

– Да, может. Он больше не находится в бациллярной фазе, не представляет опасности для окружающих.

– Есть ли риск рецидивов после лечения?

– Теоретически есть, но практика показывает, что такое происходит крайне редко, а также зависит от того, где, как и с кем будет жить в дальнейшем этот человек.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.