Как чувствуют себя инвалиды на рынке труда? Трудно ли им сегодня найти работу? Созданы ли для них подходящие условия на рабочих местах? Об этом мы говорим с экспертом.

Наша собеседница – Дайна Подзиня, эксперт по вопросам инвалидности, латвийский представитель европейской организации Accessibility EU.

С инвалидов – другой спрос

– Соблюдает ли Латвия европейские стандарты доступности среды для инвалидов?

– У нас хорошее законодательство, но реализация его пока далека от совершенства. По-прежнему во многих зданиях нет подъемников и лифтов для инвалидов, хотя в современных постройках они уже предусмотрены.

Возьмем наши дороги. С одной стороны, самоуправления зимой очищают тротуары от снега, чтобы люди могли передвигаться. С другой стороны, качество проводимых работ зачастую низкое – снег и лед не позволяют инвалидам-колясочникам, да и многим людям пенсионного возраста свободно передвигаться по улицам зимой.

Другой пример – наши интернет-магазины. Людям с умственными нарушениями сложно ими воспользоваться из-за формата рисунков и текстов.

– Есть ли проблемы с доступностью среды для инвалидов на рабочих местах?

– Закон о труде обязывает работодателей приспосабливать рабочие места под потребности инвалидов. Но как это исполняется на самом деле? Тут возникают вопросы. Иногда это вопрос не столько удобства на рабочем месте, сколько вопрос доступности окружающей среды, транспорта – ведь на работу еще надо попасть. Важен и сам характер работы. Если у человека имеется инвалидность, это значит, что у него есть потеря работоспособности. Поэтому ему стоит предлагать соответствующую его возможностям работу, сокращенный рабочий день или неполную ставку, ему требуется больше времени для отдыха, ему можно позволить работать не в столь быстром темпе, как остальным. Пока же получается, что многие работодатели с инвалидов требуют так же, как с обычных людей, не понимая специфики их проблем.

– Правда ли, что в Латвии в среднем работает меньше инвалидов, чем в Европе?

– Сложно сравнивать, поскольку в ЕС и у нас термин инвалидность понимается по-разному.

В статистике Евростата не упоминается такой термин, как инвалидность. Там собирают данные о людях, у которых есть затруднения в работе или которым трудно выполнять те или иные повседневные задачи по причине заболеваний. Людей, которые считают, что у них есть те или иные трудности в работе, трудности в получении каких-либо услуг, на самом деле и у нас много, но это не только люди с официальной инвалидностью.

Если исходить из латвийской статистики, то ситуация с трудоустройством в Латвии людей с умеренной и среднетяжелой инвалидностью у нас лучше, чем в Европе. А в тяжелых случаях инвалидности – показатели хуже.

Работает лишь треть инвалидов

– Если работодатели не заинтересованы принимать инвалидов на работу, как их мотивировать?

– Государственное агентство занятости (ГАЗ) сотрудничает с работодателями, принимающими инвалидов на работу: за государственный счет оплачивают консультации эрготерапевта для приспособления рабочей среды (усовершенствовать среду работодатели должны за свои деньги), оплачивают инвалидам услуги ассистентов, услуги сурдопереводчиков. Но эта программа длится лишь определенный срок, по истечении которого все бонусы пропадают, и работодатели теряют интерес к продолжению сотрудничества с инвалидом.

По окончании программы инвалиды снова оказываются без работы и снова становятся на учет в ГАЗ.

Но главная проблема – это несоответствие желаемого и реальности. Работодатель заинтересован в квалифицированной и опытной рабочей силе, способной интенсивно работать. У людей с инвалидностью, которые ищут работу, работоспособность зачастую снижена, а во многих случаях у них низкий уровень образования. Иногда инвалиды и вовсе не горят желанием работать. По статистике, у нас работает примерно треть инвалидов, и лишь немногие из неработающих зарегистрированы как безработные в ГАЗ. Многие просто не знают об услугах ГАЗ.

При том, что у ГАЗ есть хорошая инициатива – дни открытых дверей, куда приглашают и работодателей, и потенциальных работников с инвалидностью. Такие мероприятия дают довольно хорошие результаты, многие люди находят себе работу.

– Почему многие трудоспособные инвалиды не хотят работать?

– Когда у людей с инвалидностью появляется дополнительный доход за работу, у них возникают проблемы с получением социальных пособий. Работающим инвалидам придется самим оплачивать услуги по уходу от социальных служб, а это немаленькие деньги, тогда как неработающим инвалидам подобные услуги оплачивает самоуправление. Какой смысл работать, если большую часть дохода придется отдавать – ведь улучшения жизни человек не почувствует.

Часть инвалидов приспособились и привыкли жить на те средства, которые у них имеются.

Карьера зависит от образования

– Есть мнение, что большинство инвалидов может работать только на простых работах, что карьерный рост и хорошие заработки для них не доступны. Это так?

– Это одно из заблуждений. Если посмотреть статистику ГАЗ, то среди безработных действительно много инвалидов с довольно низким уровнем образования. И тем не менее нельзя однозначно сказать, что инвалидам доступен только простой или только физический труд. У нас довольно много людей с инвалидностью, в том числе колясочников, у которых хорошее образование, которые занимают высокие должности, занимаются интеллектуальным трудом. Для людей незрячих и слабовидящих возможности для работы ограничены. Люди с умственной отсталостью могут выполнять простую работу, но в таком случае рядом с ними должен быть человек, который им помогает, обучает и решает возникающие проблемы.

Проблемы есть и у людей, имеющих серьезные хронические заболевания, если они постоянно и подолгу на больничном, работодателям сложно продолжать с ними трудовые отношения.

Но и тут можно найти выход: перераспределить рабочее время, подстроить его под задачи и возможности хронических больных. Нужно постепенно менять сознание работодателей, и тогда со временем отношение к инвалидам в обществе поменяется, они не будут надолго выпадать из рабочего ритма. Ведь обратно встроиться в рабочий ритм для инвалидов сложно.

– Облегчил ли жизнь инвалидов переход на удаленную работу?

– В какой-то степени да. Многим инвалидам легче работать удаленно, когда не надо добираться на работу. Но есть люди, которые хотят находиться в коллективе, в рабочей среде. Этот аспект работодателям стоит учитывать.

– Насколько инвалидам в Латвии доступно высшее образование?

– Нам не хватает гибкости и индивидуального подхода. До сих пор наши университеты и вузы не слишком заботились о студентах-инвалидах. Доступная программа – это не только доступность учебных материалов в цифровом виде, бывают случаи, когда студентов-инвалидов нужно освободить от практики.

В университетах есть ассистенты, помогающие студентам со слабым зрением. Но их услуги ограничены по времени. Важен и вопрос о доступности учебной программы как таковой. Чтобы люди с проблемами зрения могли слушать лекции, чтобы визуальные материалы лекций были для них подробно описаны в других форматах. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу о доступности информации. К сожалению, представители вузов Латвии в отличие от соседних Эстонии и Литвы не участвовали в конференции Европейского ресурсного центра, посвященной доступному высшему образованию.

Надо ли сообщать об инвалидности?

– Раньше инвалидов по закону увольнять было нельзя. Недавно это положение отменили. Как это повлияло на ситуацию?

– По мнению представителей Конфедерации работодателей, запрет на увольнения был одним из негативных моментов, и отмена этой нормы закона улучшила ситуацию. Но подтвердить это данными статистики невозможно, ведь мы никогда не узнаем, стала ли причиной увольнения инвалидность, или от человека хотели освободиться по другому поводу.

– Должен ли инвалид при приеме на работу сообщать работодателю о своей инвалидности?

– Это конфиденциальная информация, и сообщать ее он может по собственному желанию. Я знаю, что в период трехмесячного испытательного срока многие не говорят о своем заболевании. Ну а уже потом, когда рабочие отношения установлены, и договор подписан, люди обращаются в бухгалтерию и заявляют о своей инвалидности, чтобы получить дополнительные налоговые льготы.

– На Западе, если на работу берут людей с умственной отсталостью, к ним прикрепляют супервайзера. Практикуют ли у нас такой подход?

– В некоторых европейских странах действительно есть специалисты, их можно называть коучами, которые сопровождают людей с умственной отсталостью с момента, как только они начинают искать работу. Такой коуч помогает найти работу, обучает инвалида на рабочем месте, какое-то время работает вместе с ним, затем постепенно уменьшает свое присутствие и помогает этому человеку, лишь когда это необходимо. Такого рода сопровождающие у нас отсутствуют. У нас нет даже механизма финансирования для подготовки и оплаты труда таких людей. Для тех, кто устраивается через ГАЗ, есть менторы, сопровождающие лица, но лишь на короткое время, это не продолжительная услуга, хотя этой группе людей она очень необходима. У нас очень мало людей с инвалидностью работают в социальных предприятиях. Один из лучших примеров – это социальное предприятие RB Cafe (ул. Бруниниеку, 63, Рига ), где работают люди с умственной отсталостью.

Чтобы эта система работала, нужен целый комплекс мероприятий: страхование здоровья, доступность услуг здравоохранения и социальных услуг, нужна поддержка от муниципалитета.

– Что может мотивировать работать тех инвалидов, которые не хотят устраиваться на работу?

– Тут нужны и пряник, и кнут, но применять их нужно сбалансированно. Эти люди уже привыкли жить так, как они живут, их трудно изменить. Работать нужно с молодыми, дать им понимание, что работа – это основа для того, чтобы они могли продвигаться и развиваться дальше. Трудоспособным людям постарше важна доступность услуг здравоохранения, чтобы вовремя предотвратить развитие тяжелых заболеваний. Своевременное обращение к врачу и лечение – лучший способ избежать превращения заболевания в инвалидность.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.