В декабре 2010 года Национальная ассоциация рождественских елок США официально признала, что впервые в мире елка была использована для празднования Рождества в 1510 году в Риге. Можно сказать, что таким образом закончилась «елочная война» между Ригой и Таллином.
Национальная ассоциация рождественской елки в США объединяет и представляет людей, выращивающих рождественские елки, а также популяризирует использование натуральных елочек. Эта ассоциация на ежегодном конгрессе избирает человека, который удостоится чести преподнести официальную елку Белого дома его хозяйке.
Так что сейчас уже можно назвать всемирно признанной версию, согласно которой первая елка была установлена у Рижской ратуши в 1510 году. В ее честь на Ратушной площади в Риге можно увидеть специальный памятный знак.
■ ■ ■
Вряд ли первую рождественскую елку для Риги выбирал сам тогдашний бургомистр или архиепископ. Да и не похожа она была на нынешнюю, по крайней мере, по части украшений. Потому что вешать на елки ангелочков и вифлеемские звезды первым придумал Мартин Лютер и произошло это гораздо позже.
А рижская елка, говорят, была украшена искусственными розами. Потом эта традиция вышла за территорию Ливонии, распространилась через Германию по всей Европе. Где с ней познакомился Петр Первый и привез в Россию. Во всяком случае, так утверждали латышские авторы.
С ними не были согласны эстонские. В 2010 году историк Юри Куускемаа, он же советник таллинского мэра, утверждал, что якобы первую елку поставили не в Риге, а в Таллине в 1441 году. «Братья Черноголовые, как в Риге, так и в Таллине имели одинаковые ритуалы и обычаи. Я не сомневаюсь, что, возможно, делалось все это синхронно. Но поскольку документов никаких не сохранилось, то по отрывкам мы можем утверждать, что в Ревеле – Таллине, это было раньше», – утверждал историк. По словам Юри Куускемаа, в тогдашнем Ревеле украшенную елку впервые установили в 1441 году, а в Латвии – только в 1510-м.
В 2010 году тогдашний мэр Таллина Эдгар Сависаар написал тогдашнему мэру Нилу Ушакову письмо с теми же безосновательными утверждениями.
Обе страны выпустили почтовые марки в честь первой елки в своих столицах.
Решающее слово сказала стихия. В ноябре 2011 года, в разгар исторических споров, в Таллине рухнула елка, установленная на главной площади эстонской столицы. Хорошо, что никто не пострадал.
■ ■ ■
Еще в прошлом десятилетии выбор главной городской елки Риги был медийным событием. Пресса обсуждала это мероприятие живо и подробно, с фоторепортажами.
А для Риги традиция выбора рождественской елки важна особенно. Правда, когда точно она возникла, сказать трудно. Не удалось найти никаких данных, что рижский городской голова лично выбирал елку в лесу в довоенное или советское время.
Но и само первое лицо столицы начало непосредственно выбирать елки не сразу. В конце прошлого века этим занимался заместитель председателя Рижской думы. Например, в 1998 году этот пост занимал Юрис Ритиньш. Он выбрал двадцатидвухметровое дерево. Но его не на чем было доставить в Ригу. Вертолета не было, везли автомобилем, за большие деньги.
Достоверно известно, что первым из мэров в лес за елкой вместе с журналистами в 2001 году отправился мэр Гундар Боярс.
А вот, скажем, в 2011 году при мэре Ниле Ушакове в лесу было устроено театрализованное представление. Из леса вышел сказочный заяц, который потребовал у всех присутствующих восстановить баланс и посадить по саженцу ели. Пришлось подчиниться. Кроме зайца, мэра и журналистов встречал народный ансамбль песен и плясок.
Еще один интересный факт: в 2016 году елку на Ратушной площади зажгли оригинальным способом – при помощи самой длинной цепи Руба Голдберга, состоящей из 412 звеньев. (Цепь Руба Голдберга – устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом – как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по принципу домино).
Рига побила прежний рекорд в 383 звена и попала в Книгу рекордов Гиннесса. Этот рекорд пока никем не побит.
■ ■ ■
Конечно же, в Риге огнями сверкают не только главные елки. На улицах и площадях столицы устанавливают около 300 лесных красавиц.
А с 2009 по 2019 год в декабре-январе в Риге проходила художественная акция «Путь Рождественской елки». В разных местах города размещались объекты, созданные профессиональными художниками, представителями творческих индустрий и студентами Латвийской академии художеств. Иногда эти объекты выглядели довольно провокационно.
В декабре 2012 года в рамках этой акции возле Национальной оперы был установлен художественный объект «VIP-елка». Автор – студент Латвийской академии художеств Эйнар Тимма. Объект представлял собой маленькую елочку на постаменте, окруженную шестью полиуретановыми людьми в черном – телохранителями в соответствующих костюмах и очках. Это произведение современного искусства было размещено 7 декабря и должно было стоять до 13 января. Однако не дожило до Нового года. Как сообщила газета Diena со ссылкой на полицию и Управление культуры Рижской думы, одной декабрьской ночью полицейские в Верманском саду заметили трех лиц в состоянии алкогольного опьянения, тащивших безголового человека в черном. Оказалось, вандалы 1991–1994 годов рождения безжалостно разрушили художественную композицию.
Руководитель отдела праздничного городского оформления Управления культуры Рижской думы Гунтар Камбарс сказал газете, что и некоторые другие объекты оказались повреждены, но такое чтобы художественный объект был уничтожен полностью, произошло впервые.
■ ■ ■
Если заглянуть в более дальнее прошлое, то помимо елки на Ратушной площади в Риге устраивалась и рождественская ярмарка. В декабре 1874 года газета «Рижский вестник» писала: «С давних времен на площади перед ратушею недели за три до праздника Рождества Христова устраивается ярмарка, известная под именем рождественской и продолжающаяся до Крещения. На площади обыкновенно строят балаганы, в которых продаются детские игрушки и всякого рода вещи и вещицы, пригодные для подарков на елку. Продажа этих предметов и составляет рождественскую ярмарку».
Но больше рождественская елка была связана с благотворительностью. Тот же «Рижский вестник» в декабре 1869 года объявлял: «Правление благотворительного общества честь имеет известить публику, что 28 декабря, в 4 часа пополудни, в русском детском приюте будет елка, при которой будет сделан детям экзамен, и покорнейше просит благотворительную публику принять личное участие в этом детском празднике».
■ ■ ■
Даже последовавшие вскоре грозные события – две революции и мировая война – не заставили забыть о рождественской елке, а даже как бы наоборот. Известно, что в разгар Рождественских боев в декабре 1916 года латышские стрелки ставили на позициях елки. Например, сохранилась фотография такой елки, установленной бойцами 1-го Даугавгривского полка.
С окончанием боевых действий в молодой Латвийской Республике осталось много инвалидов войны. Они объединились в мощную организацию, выпускали журнал «Лачплесис», периодически выходили на демонстрации с разными требованиями. 15 ноября 1923 года административный департамент МВД сообщал о разрешении министра внутренних дел Союзу инвалидов войны торговать рождественскими елочками в Риге, Лиепае и Елгаве по установленным ценам, начиная от 15 рублей за елочку до 3 футов, повышая цену от 8 до 12 рублей за каждый следующий фут, в зависимости от красоты елочки. А за елки высотой более 10 футов – цена по договоренности. Один фут – 0,3048 метра.
■ ■ ■
Русские в Латвийской Республике продолжали праздновать Рождество по православному календарю. «Вчера, 7 января, состоялась елка, устроенная Русским обществом в Латвии для бедных русских детей, – сообщала рижская газета «Сегодня» в 1921 году. – На елку собралось около 600 детишек, которым сначала было предложено угощение в виде кружки какао и полуфунтовой белой булки с колбасой. После этого состоялись игры и танцы вокруг елки, и в заключение всем детям были розданы мешочки с конфетками, яблоками и пряниками, а также игрушки, душистое мыло, носовые платки, книжки и прочее».
Президент Карлис Улманис придавал посещениям елок для бедных детей большое значение. После 1934 года в каждом декабре пресса сообщала, как вождь появляется на детском рождественском празднике и публиковала фотографию Улманиса с детьми и с латышским Дедом Морозом – Рождественским старичком.
В свое последнее рождество в Латвии – 23 декабря 1939 года вечером президент Карлис Улманис посетил 6-ю роту батальона связи 5-го Рижского полка айзсаргов на улице Гауйенас и привез подарки всем детям этой улицы – обувь, варежки, чулки, теплое белье, а также конфеты и печенье. Подарки детям раздал Рождественский дедушка. Возле елки, вместе с президентом, собрались 50 детей, их родители – рабочие окрестных заводов, а также айзсарги. Дети рассказали про учебу, а взрослые – про работу, сообщила газета «Ритс».
Новый 1940 год президент встречал в Офицерском клубе, в нынешнем парке Кронвалда. И это была последняя елочка Улманиса...
■ ■ ■
Пришедшие в 1940 году большевики, как известно, Рождество не праздновали. И елка у них была новогодняя. Но все равно для детей. В здании Большой гильдии на улице Амату, где при Улманисе был Дворец съездов, комсомольцы открыли первый Дворец пионеров. Где и была устроена елка в честь нового 1941 года.
Вот как описывала это мероприятие газета Padomju Latvija: «Через душистую елочную аллею более чем 600 школьников идут в большой зал. На полпути встречают большого Деда Мороза. В другой раз он грозный, но сейчас даже трусливый зайчик его не боится. Оба весело шагают рука об руку. В конце аллеи в еловом лесу стоит скорчившаяся серая избушка. Это мотивы русской сказки «Баба-яга». На избушке на корточках сидит сова. Она, символ мудрости, говорит: «В Советском Союзе родившийся в избушке может стать значительным ученым...» В большом зале елка сверкает 500 свечами. На вершине красная звезда. На стене зала рисунки. Там мотив русской сказки «Жил да был крокодил», здесь латышские: Снегурочка, Золушка... Близится 12.00. Звучат трубы, падает занавес. Там портрет товарища Сталина. Аплодисменты. По радио передают куранты Московcкого Кремля...» Увы, наступивший 1941-й не стал счастливым ни для кого.
■ ■ ■
Первые послевоенные елки несли на себе отпечаток войны. Газета «Циня» описывала встречу Нового 1946 года в Центральном доме профсоюзов в Риге. «В эти новогодние дни здесь, в общей семье, порадоваться ярко украшенной елке, посмотреть славные, близкие и понятные детям выступления, дождаться доброго Деда Мороза с подарками, явились сотни молодых граждан». Помимо елки, детского спектакля под названием «Субботник», песен и танцев, в углу стояла палатка, «где прошедший Отечественную войну офицер знакомил с разным, причем настоящим оружием – автоматом, самозарядной винтовкой и даже пулеметом. Конечно, большинство посетителей этой палатки мальчики. Но и девочки интересуются военными вопросами», – писала газета. Закончилось все представлением кукольного театра «Дружба народов» с участием эскимосского мальчика Уликики, грузинской девочки Сулико и ленинградца Коли.
А вот что писала рижская газета «Советская молодежь» про новогоднюю елку в Рижском цирке в январе 1953 года: «Оркестр играет марш. На балконе появляется прекрасный юноша – Новый год. Он приветствует ребят, рассказывает о победах, совершенных советскими людьми в минувшем году, о величественных предначертаниях партии Ленина – Сталина.
■ ■ ■
Вокруг елки шумит неподдельное веселье. Дед Мороз объявляет раздачу подарков. Однако получат их те мальчики и девочки, которые продекламируют стихи. «Кто желает, пожалуйста».
Не успел Дед Мороз закончить свое приглашение, как на круглый манеж со всех сторон устремились дети. Первым выступает пятилетний Витя Сексте. Он читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий». Один за другим выходят юные декламаторы. Мешок с подарками быстро пустеет. Бурными аплодисментами встречают присутствующие выступление маленькой Бируты. С большим чувством, четко выговаривая каждое слово, читает она задушевные стихи о лучшем друге детворы Иосифе Виссарионовиче Сталине».
Жить которому оставалось два месяца.
■ ■ ■
Как и сейчас, в советское время большие елки устанавливались в городских парках. Назывались они, конечно, не рождественскими, а новогодними. «Теперь елка стала неотъемлемой частью нашего замечательного праздника Нового года. Она не связана с религиозными ритуалами. Она просто украшает отдых детей, взрослых и появляется в наших домах не в «день рождения Христова» – 7 января, – а в день нашего общего праздника, когда мы начинаем новый трудовой год», – писал в 1973 году в газете «Советская молодежь» В. Сизов, председатель совета научного атеизма при Пролетарском РК КП Латвии.
■ ■ ■
Менее известна традиция, заложенная Иваром Годманисом, первым премьер-министром после восстановления независимости. Годманис возглавил правительство в мае 1990 года и тут же убрал из вестибюля Совета министров бюст Ленина, вернув на его место статую латвийской Фемиды, стоявшей там ранее с 1938 года. Латвийская Фемида отличается от классической отсутствием весов и повязки на глазах.
В декабре рядом с символом латвийского правосудия была поставлена елка, украшенная красивыми коробочками. Это были обернутые в золотую бумагу пустые коробки от лекарств. Впрочем, в каждом году украшения были разные.
В 2011 году кризисный премьер-министр Валдис Домбровскис пригласил украсить елку не только министров, но и учащихся Адажской художественно-музыкальной школы. Это стало традицией. Министры вместе с детьми каждый год мастерили игрушки, наряжали елку и пели. А первая женщина-премьер в Латвии Лаймдота Страуюма даже пустилась в пляс с даугавпилсскими школьниками.
■ ■ ■
В 2016 году привычную лесную красавицу в вестибюле здания правительства сменила маленькая, но шибко умная. 16 декабря премьер-министр Марис Кучинскис зажег первую в Латвии «смарт-елку».
Призвав активнее осваивать цифровые навыки, хотя, по его словам, Латвия в области информационных технологий опережает многие экономически более развитые страны. «Научиться работать с современными технологиями может каждый из нас. И почему бы не начать это делать на Рождество, спрограммировав праздничную елочку», – сказал премьер. Говоря понятнее, с помощью компьютера можно управлять цветом елочных игрушек «смарт-елки».
Традиция рождественских елок в вестибюле здания Кабинета министров существует и до сих пор.
Михаил ГУБИН