Уже никто не сомневается в том, что климат на планете и в нашей с вами стране меняется. Например, пчелы перепутали нынешнюю зиму с весной и чуть ли не в середине января вылетали из теплых ульев. Не меньший кавардак творится и в мире растений, говорит травница Татьяна Берзиня.
Была трава у дома…
На опушках, где еще несколько лет назад было сыро и даже заболочено – теперь сушь. Небольшие речки в глубинке Латвии то пропадают, то вдруг пробивают новые русла. Многие леса теперь не узнать: где в начале века было сухо и в цветах, теперь не пройти – все залито; либо – с точностью до наоборот.
Логично, что в Латвии меняется и мир лекарственных растений. Звучит, конечно, фантастически, но нередко одни растения буквально «переходят» с места на место, ища, где комфортней, а какие-то пропадают совсем.
Это уже не первый год замечают латвийские травники, собирающие лекарственные растения в глубинке. Одна из таких – уважаемая целительница Татьяна Берзиня, торгующая лекарственными травами на рижском Центральном рынке аж с 1991 года.
В столице ее знает, наверное, каждый, кто регулярно бывал на рынке и проходил возле столов между мясным и молочным павильонами. За 34 года работы к ней обращались тысячи не только рижан, но и жителей со всей Латвии.
Татьяна человек действительно удивительный: в свои 74 года не только на своей земле в глубинке выращивает лекарственные травы, но и сама ходит за дарами природы по лесам да лугам, вдоль рек, у болот и моря. К ней с вопросами обратился и корреспондент «МК-Латвии»: например, какие из местных привычных нам лекарственных растений теперь из-за перемен климата буквально на грани исчезновения?
От салата к целительству
Татьяна рассказывает, что появилась на рынке в смутное время 1990-х, когда лишилась работы в санатории «Балдоне» и решила профессионально заниматься огородничеством. Она выращивала на своем участке всевозможную зелень, а потом продавала ее на рижском Центральном рынке.
Но в какой-то момент женщина решила переключиться на лекарственные травы – какие-то, опять же, выращивала на своей земле в Прейли, а чаще занималась собирательством в дикой природе, ведь, как сама убеждена: целебная сила диких растений намного мощней, нежели у огородных.
И дочь Агнесе Татьяна воспитала правильно. В прошлом та работала в Министерстве сообщения и даже в Службе госдоходов, но в один прекрасный день решила заняться семейным делом, приобрела и восстановила совершенно заброшенный хутор на острове Доле. Там около вод Даугавы собирала лекарственные травы, о которых знала буквально с рождения, а что не удавалось найти в дикой природе, выращивала на участке. Сейчас Агнесе открыла у себя даже чайный домик, где угощает гостей целебными напитками из трав с острова Доле.
На защиту от простуд
– Если говорить о лекарственных растениях, которые теперь все хуже радуют нас, травников, так, пожалуй, первое из всех – эхинацея, – рассказывает Татьяна Берзиня «МК-Латвии». – Ее каждый латвийский целитель всегда выращивал на участке, поскольку в дикой природе она у нас в Балтии не встречается. Но теперь климат в Латвии поменялся и многолетней эхинацее все менее комфортно – она погибла и у меня на участке, и у дочери.
В этом году мы планируем заняться восстановлением посадок эхинацеи. Ведь она идеальное средство от простуд и гриппа, а также основательно укрепляет иммунитет. Без нее в антипростудных растительных сборах не обойтись.
Кстати, первый лекарственный сбор, который я составила давным-давно, был именно «грудной». Я до сих пор его делаю, это необходимо при нашем-то вечно промозглом климате. В состав сбора всегда входили тысячелистник, коровяк (я его издавна у себя на участке выращивала и теперь продолжаю), исландский мох, шалфей, душица. Рецепт этого лекарственного сбора фактически не изменился за тридцать с лишним лет; и до сих пор его латвийцы особенно часто спрашивают, как раз – весной и, понятно, осенью.
Из многих лекарственных растений особенно хорошо себя чувствует душица, которую, как и коровяк, я всегда у себя выращивала, – продолжает Татьяна. – Душица, что из леса, что с огорода, превосходно помогает от кашля, хорошо чистит кожу (недаром ее добавляют в теплую воду и женщины и мужчины, когда принимают ванну), омолаживает организм.
Чего Латвия может лишиться?
– И в природе многое, что используют целители, пропадает. Вот, например, по совершенно непонятной причине меньше становится березовой чаги. Я, конечно, знаю, где есть большие запасы чаги, туда и хожу. Конечно, сама в 74 года по березам, тем более в заболоченных местах, не лажу, но договариваюсь со знакомыми, чтобы они, когда надо, пополняли мои запасы. Чагу народ на рынке всегда спрашивает, а особенно сейчас, когда она в моде. И эта мода, само собой, не надуманная. Дело в том, что теперь в Латвии многие болеют самым разным гриппом, коронавирусом, а чага, которую можно и заваривать, и настаивать, превосходно помогает в восстановлении организма, сильно укрепляет иммунитет, вообще возвращает жизненные силы, например, после тяжелых операций и пожилым людям.
Считается, что у березы самые глубокие корни, а значит, она вытягивает из земли максимум возможного, самые разные микроэлементы. Высушенную и перемолотую чагу, буквально чайную ложку, полезно заваривать рано утром сразу после сна (или с ночи настаивать в термосе) и пить стакан натощак.
Я нередко здесь на рынке вижу совсем уж ослабших людей, стоят передо мной, буквально качаются на легком ветру; так им всегда советую чагу, чтобы вернуть силы и желание жить, например, после опасных операций, когда происходит особенно долгое восстановление организма. Силы чага возвращает чуть ли не на третий день, как, кстати, и хороший аппетит. Будем надеяться, что чага в Латвии не пропадет.
Да, часто неподалеку от заболоченных мест, где обычно и собирают чагу, можно найти чистые слои торфа, который тоже полезно дома иметь про запас.
Если торф подержать «на солнышке», а потом прикладывать к ноющим местам (скажем, к щеке, когда зуб болит, а к врачу сразу попасть не можете), то он хорошо «вытягивает боль», что знахари издавна знали. И еще в сырых местах иногда можно найти и корень дягиля (он же дудник лекарственный), который тоже избавляет от самых разных болей, а также нормализует гормональный уровень у женщин.
Только теперь, поскольку многие ранее заболоченные места пересыхают, как, например, у меня в Латгалии, некоторые растения, любящие обилие влаги, «уходят» из привычной среды обитания, и их надо искать в новых регионах.
Еще заметила, что становится меньше иван-чая (он же кипрей золотистый). Без него травникам тоже никак. Иван-чай оказывает противомикробное, болеутоляющее, противовоспалительное, противогрибковое, спазмолитическое, смягчающее, обволакивающее, успокаивающее, тонизирующее действие. Наконец, он просто очень приятный на вкус.
Даже не знаю почему, но почти все травники заметили, что иван-чая становится меньше. Кипрей любит кислую почву по берегам канав и близ речек. Еще он всегда любил расти на вырубках. Но теперь пропадет, может, потому, что Латвии уже все, что можно, спилили да выкорчевали. Теперь почти ничего не осталось в местах, которые всегда любил иван-чай.
Хотя я знаю некоторые тайные места, например, в районе Плявиняс, где кипрея пока еще много.
Да, иван-чай часто видят растущим у канав вдоль автомобильных трасс, но там его собирать не советую ни в коем случае, поскольку надо искать чистые места, – советует Татьяна.
Как говорит собеседница, климат действительно меняется, и в природе у нас все теперь чересчур нестабильно; это же относится и к миру лекарственных растений:
– Я это особенно явно вижу на своей родине в Прейльском районе: там, где раньше было сыро и болотисто, теперь – очень сухо. Значит, уходят травы, любящие сырые места, а появляются те, которые предпочитают безводную почву. Хотя теперь те травы, которые пропали в Прейли, можно найти в других районах; они словно переходят с места на место, ища, где комфортней среда обитания.
Готовимся к открытию сезона!
– Сейчас я, уже соскучившись за зиму по прогулкам в глубинке, жду начала сезона, когда в лесах и на лугах можно будет собирать дары природы, – делится Татьяна. – Первая целебная трава, которая появляется в Латвии – мать-и-мачеха. Она под первыми лучами весеннего солнышка уже постепенно пробивается из земли, собирать ее можно будет уже в начале мая. Большие ее плантации знаю в разных чистых местах за Даугавой. Мать-и-мачеху полезно пить при острых и хронических бронхитах, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, ларингитах, бронхоэктазах, бронхопневмонии, астме, хриплом голосе. Между прочим, лечебные свойства мать-и-мачехи были известны еще в Древней Греции и Древнем Риме.
А чуть попозже, уже летом, появится любимый многими зверобой, который в Латвии много где растет в чистых местах. А это растение сейчас тоже очень популярно. Время теперь нервное, а зверобой отличный антидепрессант. Зверобой иностранцы из Западной Европы называют «травой святого Иоанна». В Германии было даже проведено клиническое исследование среди 3000 человек, в результате которого ученые выяснили: зверобой очень благоприятно действует на мозг. Существует и немало народных поверий, связанных со зверобоем. Эта трава очень сильная. В старину в деревнях ее всегда подвешивали веничком или в мешочке дома над дверью. Тогда, считается, если к вам в гости придет человек со злыми намерениями, он очистится от негативной энергии, успокоится и вредить не станет. Зверобой можно еще и на шее в медальонах носить, чтобы защищал в трудную минуту. Предки полагали, что похожими свойствами обладает и можжевельник, веточку которого мужчины всегда на груди носили. А ягоды можжевельника, которые можно найти в лесу и теперь, отлично помогают при простуде и от расстройства желудка.
Займемся сбором коры
– Ну а пока лекарственные травы не появились, я рано утром собираю почки березы, а на вырубках – почки сосны, – рассказывает травница. – Еще сейчас самое время собирать кору. Дело в том, что весной она хорошо отходит от ствола, чего не бывает ни летом, ни осенью, когда ее трудно отодрать. Кора осины хороша для улучшения пищеварения. Кстати, кора осины сейчас тоже популярна в народе. Это очень светлое дерево, и ее кора исключительно хорошо очищает кровь и внутренности, а также понижает уровень сахара, поэтому помогает даже от диабета. А кроме того, полезна для почек, печени и для снятия жара (особенно, когда желчный жар). Пить ее много не надо: нормально – заваривать измельченной две ложки и пить три раза в день.
Кору белой ивы, опять же, сейчас хорошо пособирать, заодно и в дюнах у моря свежим воздухом подышите. Даже если вы ее много наберете, то природе не навредите: белая ива очень легко и быстро восстанавливается. Кора белой ивы полезна и при болях суставов. Надо набрать мешочек коры, отварить, попарить, а потом на ночь прикладывать на самые больные места, особенно – на колени, бедро, лодыжки. Если так поделать дней семь, то через пару недель пройдут все даже застарелые боли суставов. Только постараться надо и нельзя лениться – несколько дней без перерывов на ночь прикладывать в марле компрессы. Можно компрессы приматывать перед сном на колени и другие суставы.
А те, у кого вдруг онкологию обнаружили, то вдобавок к обычному лечению рекомендую пить один лекарственный сбор из осиновой коры (она чистит кровь), второй – из коры белой ивы (снимает боль, отгоняет озноб и холод; а у людей с онкологией тело обычно холодное, поскольку нарушается циркуляция крови).
В свою очередь для нормализации пищеварения я советую собирать кору крушины, но только рвать надо от вершины вниз.
Есть, конечно, правила при сборе лекарственных растений. Ведь если собрать кору снизу вверх, то она вызывает рвоту. Еще очень хороша кора черемухи. Ее, по традиции, в деревнях всегда собирала самая молодая в семье, и так она помогала более старшим от разных женских проблем. Кора черемухи превосходно останавливает кровь, быстро и очень хорошо заживляет любые внутренние кровотечения. Но, чтобы она кровь останавливала, ее собирать надо снизу вверх.
Да, еще сейчас время собирать кору орешника (тоже снизу вверх), которая хороша для эластичности сосудов и суставов. Еще кора орешника замечательно очищает сосуды, а главное – лимфу, что особенно важно для тех, кто много лет пил разные химические препараты или работает на грязном производстве и основательно замусорил организм. А когда лимфа засорена, тогда масса самых разных проблем, как и тромбоз вен и артроз, – уверена травница.
Экзотика к нам пока не пришла
– Климат-то меняется, какие-то растения пропадают в дикой природе, вдруг что-то новое появляется в самых неожиданных местах. В то же время совсем уж далекой экзотики я у нас не жду. Сомневаюсь, что у нас вдруг начнут расти сибирские маралий корень (общеукрепляющее, поднимает иммунитет, выравнивает давление) или гинкго (улучшает работу мозга), да и дальневосточный женьшень мы тут не ждем. Да, есть люди, которые и в Латвии сажают женьшень на огородах. Вот только заниматься им надо по меньшей мере лет пять до первого урожая. Так ли он, латвийский женьшень, силен, как и дальневосточный? Вопрос спорный. Однако я считаю, что местным жителям лучше избавляться от недугов при помощи привычных растений со своей земли. Считается, что собирать надо исконно местные растения, которые связаны с нами невидимыми нитями, и всегда помогают лучше, чем любая экзотика из дальних стран, что, кстати, вполне логично.
Составляем лекарственный список
– На этот сезон у меня очень большие планы, как всегда бывает перед долгожданным теплым временем года. Вот, скажем, чем полезны местные ягоды, – делится секретами знахарка. – Я из ягод для своих сборов всегда использую рябину, шиповник, боярышник, которые особенно хороши, чтобы сбить давление и температуру во время простуд. И еще летом всегда заготавливаю ежевику, которая содержит очень много магния и для сердца хороша. Обязательно в сезон, который наступит, подозреваю, раньше обычного, соберите и засушите ягоды боярышника (регулирует давление), желтый донник (для нормализации нервного состояния и улучшения работы сердца), пустырник (он от тревог, разжижает кровь и тоже хорош для сердца).
За здоровьем – в лес, а не в аптеку
Татьяна убеждена, что за здоровьем надо в первую очередь в лес идти, а не по аптекам ходить. Природа родной земли уж точно не подведет. Сама Татьяна даже в свои 74 года к врачам не обращается, даже забыла, когда в последний раз на прием записывалась. И она, и ее дочь Агнесе на самом деле вообще не болеют, что вовсе не фантастика, а вполне реальность.
– Я травы очень чувствую, – замечает знахарка. – Как? Сложно описать... Говорят они со мной, что ли. Есть, конечно, уже давно известные в народе базовые компоненты лекарственных сборов, к которым я потом добавляю разные составляющие. Иногда сухих знаний для этого мало, нужна еще и душа. Само собой, важно изучать мир лекарственных растений, в чем мне помогают и книги, и некоторые наиболее выдающиеся коллеги, особенно когда планирую составить новый травяной сбор и хочу выработать самый действенный рецепт. Иногда на составление нового рецепта травяного сбора уходит и по полгода. Конечно, бывают случаи, что без врачей в поликлиниках не обойтись. Однако не всегда к ним вовремя попасть можно, да и удовольствие это не из дешевых. Поэтому лучше запастись дома лекарственными растениями, и в первую очередь рассчитывать на дары природы, а потом уже на врачей в кабинетах.
Игорь МЕЙДЕН