Недавно Конституционный суд отказал в возбуждении иска по второй волне российских граждан, лишенных статуса постоянного ВНЖ. На кону выдворение из страны около 4 тысяч человек, у которых в силу возраста и болезней не получилось сдать экзамен по латышскому языку, необходимый для получения нового статуса постоянного жителя ЕС. Автор иска, юрист Елизавета Кривцова, считает, что Латвия находится накануне гуманитарной катастрофы, которая произойдет в ноябре, сразу после Дня независимости республики. Мы поговорили с Елизаветой о всей этой ситуации, о людях, которые попали в ловушку политики, о том, что им грозит, и как им могут помочь друзья и родственники.
– Елизавета, кому именно из граждан РФ грозит насильственное выдворение из Латвии и сколько реально таких человек?
– На сегодняшний день ситуация гораздо жестче, чем в 2022 году, когда Сейм принял первые поправки к законам. Но и тогда, и сейчас под угрозой выдворения могли оказаться тысячи человек. Сейчас речь идет примерно о 4 тысячах граждан РФ, постоянных жителей Латвии. Половина из них жертвы законодательной инициативы 2022 года, половина – такой же инициативы 2024 года. Абсолютное большинство из них – пенсионеры. Некоторые в силу возрастных изменений и оторванности от социума до сих пор не понимают, что их ждет и какие шаги нужно предпринять, чтоб не оказаться в один прекрасный день на границе Латвии и России без медицинской и социальной помощи, без возможности вернуться домой.
Факт
Массовое аннулирование ПМЖ для граждан РФ уже вызвало негативную реакцию Европейской комиссии по борьбе с расизмом (ECRI) и нетерпимостью. В прошлом месяце эта комиссия рекомендовала Латвии помогать людям готовиться к этим экзаменам, а не создавать вокруг них страх и напряжение. ECRI призывает латвийские власти проводить экзамены с учетом личной ситуации, возраста и здоровья. Кроме того, комиссия подчеркивает, что нельзя разжигать ненависть и вражду против русских в Латвии, а наоборот – нужно поддерживать взаимное уважение, объединение и включение всех жителей в общественную жизнь.
– Кого это может коснуться?
– Под угрозой выдворения оказалось две категории постоянных жителей Латвии. Осенью 2022 года, после начала войны на Украине, Сейм Латвии принял поправки к Закону об иммиграции, под которые попали 25 тысяч бывших неграждан Латвии, принявших гражданство России после 2003 года. То есть речь идет не о приехавших недавно иностранцах, а о людях, проживших в Латвии достаточно долго. Этим 25 тысячам человек аннулировали их постоянный вид на жительство (ПМЖ), обязав для получения нового ПМЖ пройти экзамен по госязыку на уровень А2 и проверку на лояльность. Причем сделать они это должны были в экстренном порядке. Это первая категория.
– А вторая?
– Вторая категория, это еще 5 тысяч человек. Они тоже граждане России, тоже постоянные жители Латвии, но все прожили в нашей стране более 34 лет. В 2022-м их посчитали достаточно малочисленной группой, чтоб трогать. Но после первого иска в Конституционном суде (2024 год), когда суд посчитал лучшие условия для этой группы оправданными, Нацблок поспешил «исправить недосмотр» в отношении этой категории и также предложил пройти им через проверку лояльности и языковой экзамен.
– Я правильно понимаю, что из этих 25 000 человек первого потока жертвами гуманитарной катастрофы могут стать 2 тысячи людей?
– Да, правильно. Большинство с ситуацией справилось самостоятельно, многие со значительными потерями как финансовыми, так и по здоровью. Оказалось, что примерно 8 тысяч человек из этой категории старше 75 лет, им языковую проверку проходить не надо, а все, что надо было, так это подать заявление. Из второго потока таких еще 2,5 тысячи. Но примерно 2 тысячи человек из обоих потоков не справились и с этим.
■ ■ ■
– Что значит – не справились?
– Ну вот так. Некоторые граждане РФ, может, и не хотят ничего делать. А некоторые, несмотря на всю шумиху в прессе, просто ничего не заметили или не поняли, что именно они должны сделать. Некоторые из них очень возрастные люди, особенно если они одиноки, живут в своем мире, не соприкасаясь с другими. Живет такая бабушка, газет не читает, телевизор не смотрит. Краем уха слышала, что дескать языковые проверки грозят гражданам РФ, но только тем, кто младше 75. А может и этого не слышала. Занят человек: цветы перед подъездом выращивает, кошек кормит, например. Латышский язык знает на уровне «Sveiki! Kā klājas? Paldies!» Официальное письмо прочитать не может. Во-первых, мелко, читать отвыкла, даже на русском не прочесть, во-вторых, знания госязыка не такие, чтоб понять, что написано. Мало ли что разные мошенники пишут! Опять же, ко многим старость приходит не одна, а с букетом болезней, порою смертельных. Когда человек смертельно болен, он просто может в стрессе не заметить или не понять суть предписания.
– Таким людям необходима помощь родственников или друзей для подачи пакета документов в УДГМ на переоформление вида на жительство.
– Конечно. Но для этого сами родственники и друзья должны понять, что пожилой гражданин РФ в опасности. Просто представьте: сотни таких стариков, которым некуда ехать, оказываются на границе с одним чемоданом, потому что потеряли правовое основание находиться в Латвии. Как это можно назвать иначе, кроме как гуманитарная катастрофа?
■ ■ ■
– А что с более молодыми гражданами РФ, теми, кому надо сдавать экзамен? Их, если я правильно понимаю, 17 тысяч из первого потока и 2,5 тысячи из второго?
– Приблизительно, я в точных цифрах не скажу. Половина от первого потока, то есть около 8,5 тысяч сдало экзамены сразу. Еще около 3 тысяч человек – со второй попытки. Около 4 тысяч человек на экзамене провалились, но так как они честно пытались сдать экзамен, депутаты Сейма сделали им поблажку и продлили статус ПМЖ до 2026 года, чтобы они могли подучить язык. Срок сдачи языковых экзаменов у этой группы истекает в конце этого года.
– Я правильно помню, что это решение депутатов – результат дискуссии, возникшей в результате вашего первого обращения в Конституционный суд в 2022 году?
– Верно. Формально мы тогда проиграли. Конституционный суд в 2024 году принял решение, что сознательно выбранное человеком российское гражданство (пусть и много лет назад) может рассматриваться как риск для безопасности Латвии. И что все российские граждане должны проходить и проверку лояльности, и языковой экзамен. И те, кто приехал год назад, и те, кто в Латвии давно, хоть с рождения. Но само наше обращение в суд позволило развить общественную дискуссию, показать этих людей, которым грозит выдворение, и по результатам 4 тысячи людей получили два года отсрочки. На мой взгляд, не так и мало.
■ ■ ■
– А что же с теми, кто не захотел сдавать экзамен или все проспал?
– Часть таких граждан РФ решила сменить государство проживания, около 2 тысяч выехало из Латвии. В Россию, в Белоруссию, на запад – во всех направлениях. Около 250 человек взяло временный ВНЖ, например, по родству. Для этих людей теперь потеряны бесплатные медицинские услуги и социальная помощь. Это довольно болезненно. Большинство российских пенсионеров в Латвии сейчас несколько месяцев не получают пенсию. Те из них, что имеют ПМЖ и декларацию в Риге, могут получить социальное пособие, и помощь в оплате квартиры. Нет ПМЖ – нет и помощи.
– Есть и выдворенные?
– Есть, но немного. Предписание на выезд получил 81 человек, еще 72 были привлечены к ответственности за незаконное пребывание в Латвии. Пока массовых депортаций не произошло.
– Как помочь тем, кто хочет остаться?
– Смотрите, сейчас под угрозой выдворения две группы граждан РФ. Большей группе надо сдать языковой экзамен, это их основная сложность. Меньшей, более возрастной, старше 75 лет, нужно просто дойти до УДГМ и сдать пакет документов. Но не стоит думать, что для них это просто. Люди разные, один в 90 лет пишет научные труды на трех языках, другой уже в 60 стремительно теряет когнитивные навыки и расписывается с трудом. Особо подчеркну, что большинство стариков уже справились с задачей и все сделали правильно, самостоятельно или с помощью родственников и друзей. Но не пришедшие пенсионеры исчисляются сотнями. О них ничего не известно. Кто-то наверняка настолько одинок, что до сих пор ничего не понял или понял все неправильно. Кто-то занял принципиальную позицию, мол, не буду ничего делать, как будет, так будет. Делайте со мной, что хотите. Кто-то просто очень сильно болен и не видит ничего кроме своей болезни.
– Одинокие и больные люди порой совершают ужасные ошибки. Все самое плохое случается именно с одиночками. Им некому помочь, за них некому вступиться...
– Все так. Поэтому важно донести информацию не только до самих стариков, но и, к примеру, до их детей, работающих и живущих за границей. До их друзей и знакомых.
■ ■ ■
– Давайте вернемся к языковому экзамену. В чем сложность? Ведь по сути А2 – это очень простой уровень. Это же уровень дворника или пакистанского курьера «моя твоя не понимай». Неужели люди не владеют «магазинным» уровнем языка?
– А2 действительно один из самых нижних уровней, но экзамен не только устный, но и письменный, и это то, на чем абсолютное большинство не сдавших засыпались. Смотрите, для сдачи экзамена нужно пройти четыре проверки: чтение, слушание (проверяется тестами), разговор и письменное задание. Именно на нем люди сыпятся. И для пенсионеров, которые и на родном языке уже несколько лет не писали, написать что-либо на неродном языке – задание очень сложное. Сложности начинаются там, где со стороны даже вообразить сложно.
– Например?
– Например, не все понимают, как писать на компьютере. Не могут справиться с мышкой. Представляете? Приходит такой пенсионер, и весь экзамен вместо письма, чертыхаясь, пытается попасть мышкой в нужную строчку. Таким людям нужна не только практика письма на латышском, но и практика работы на компьютере.
■ ■ ■
– Много ли пенсионеров среди тех, кому надо сдавать экзамен?
– Большинство. Например, до 2018 года российскую пенсию по возрасту могли получить 55-летние дамы и 60-летние мужчины. И вот представьте, бабушке 74 года, она 19 лет на пенсии. Или дедушка 14 лет на пенсии. Практики письма или работы на компьютере нет вообще, способность к обучению в силу возраста очень небольшая и на тебе, бабушка, Юрьев день – экзамен.
– Не позавидуешь. А есть ли помощь общественников? Благотворительные курсы или что-то такое?
– Очень многие помогают пенсионерам оформлять заявки, грамотно и юридически верно оформить документы. Насколько мне известно, этим занимается и Ольга Петкевич в Даугавпилсе, и офисы партии «Согласия», «Суверенной власти» и «Стабильности», РСЛ в Риге, Лиепайская русская община. Курсы делались, но о массовых курсах я не слышала. Возможности оппозиционных партий не безграничны.
■ ■ ■
– Ваш нынешний иск, отвергнутый Конституционным судом, он о чем?
– Он о второй волне, тех 5 тысячах постоянных жителей Латвии, что приняли российское гражданство до 2003 года. Та самая категория, в которой находятся люди, жившие в Латвии дольше, чем существует вторая республика.
Во-первых, в отличие от первой волны, этим людям не дали времени на подготовку, особенно к письменным экзаменам.
Во-вторых, часть граждан РФ, утративших ПМЖ и вынужденных взять временный ВНЖ, уже утратили доступ к оплаченной государством медицине и получению социальной помощи. После 18 ноября к ним присоединится значительная часть пытавшихся сдать экзамены и проваливших все попытки.
Некоторые из них не просто пожилые, а практически умирающие люди. Так, например, некоторые находятся в паллиативном отделении, то есть умирают в больнице, и медсестры не могут им поставить обезболивающий укол, бесплатный для граждан и жителей с ПМЖ. Понимаете уровень бесчеловечности?
– От чьего лица был подан иск?
– В нем два заявителя. Один из них – глубоко больной мужчина с комплексом различных заболеваний и подозрением на онкологию. Рак не дает освобождение от экзамена. Этому человеку 60 лет, он на досрочной пенсии, но экзамен не сдаст. Его сын – гражданин Латвии, поэтому этот заявитель может претендовать на временный ВНЖ по родству, но теряет возможность оплаченной медицины. По сути, для него это смертный приговор. В моем понимании тут уровень жестокости предельный, дающий возможность говорить о статье о запрете пыток и негуманного обращения.
– И что думает по его поводу Конституционный суд?
– Этому мужчине предлагают дождаться распоряжения на выезд из Латвии и в административном суде просить не только остановить выдворение, но и вернуть права на оплачиваемую государством медицину. Это в принципе невозможно, поскольку право на оплачиваемую медицину дает только ПМЖ, а требование остановить выдворение, это не есть требование выдачи ПМЖ. Людей с временным ВНЖ тоже не выдворяют, но и медицину не оплачивают.
■ ■ ■
– Что можете рассказать о втором заявителе?
– Это пожилая женщина, трижды пытавшаяся пройти экзамен на натурализацию. Все три раза безуспешно. Она в силу возраста и здоровья не может сдать экзамен до ноября, для нее суд – последняя возможность. Конституционный суд заявил, что уверенность женщины о том, что она не сможет сдать, это еще не факт. А вдруг у нее получится? Мол, пока ей дают возможность сдавать – она должна ей пользоваться.
– Как вы оцениваете проигрыш в Конституционном суде?
– Это не то дело, в котором можно проиграть по факту. Во-первых, любая публичная дискуссия может привести к послаблениям режима для граждан РФ, как это и произошло с первым иском. Во-вторых, отрицательное решение Конституционного суда дает возможность обращения в Европейский суд по правам человека. Оно уже готово.
Что надо делать на письменном экзамене по латышскому языку на уровень А2?
- Описать картинку пятью словами. (4 пункта)
- В предложение с пропущенным словом вставить его в правильной форме. (5 пунктов)
- Написать небольшой текст на 35 слов. Это может быть объявление о продаже, приглашение, письмо другу. (6 пунктов)
Экзамен на А2 считается пройденным, если претендент набрал 60% или 9 пунктов из 15.
Основные ошибки: неправильное применение знаков долготы, применение слов в неправильном склонении/спряжении.
Курсы с лупой
Юлия Сохина, депутат Рижской думы, летом 2023 года организовала бесплатные курсы для подготовки сдачи экзамена на А2 и не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми столкнулись пожилые граждане РФ в Латвии.
– Сколько человек тогда записалось на курсы?
– Записалось чуть менее тысячи человек, но реально пришло учиться около 400, до конца приходили около 300. Абсолютное большинство учащихся – это пенсионеры 65+. Курсы были онлайн, и около сотни участников просто не смогли подключиться. Кто камеру не смог включить, кто микрофон. Такое обыкновенное пенсионерское горе. Мы для таких делали отдельные компьютерные курсы, на которых учили элементарному – обращаться с мышкой и так далее.
– Много было учеников на таких компьютерных курсах?
– Как раз около сотни и было. Многие уже после провала на экзаменах. Представляете, человек не смог пройти часть экзамена «слушание», поскольку там правильные ответы нужно отметить галочкой на экране при помощи мышки, а человек не смог, он ни разу в жизни не работал с компьютерной мышкой.
– Какие основные проблемы возникали во время обучения?
– Возрастные. На уроке все понял, но на следующий день все забыл, и надо учить по второму кругу. Это не шутка, не преувеличение. Это практика обучения пенсионеров. Были слабовидящие люди, кто-то работал с лупой, кто-то только слушал и старался воспринимать информацию на слух, потому что ничего не видел.
– Много ли сдавших?
– Статистики, конечно, нет, ведь курсы благотворительные, отчет никто давать не обязан. Но многие потом писали, звонили и рассказывали, что сдали. Были и те, кто приходил повторно.
– Какой был уровень у учеников?
– Две трети вспоминали забытое. То есть люди в Латвии работали, а значит и на категорию знания госязыка когда-то сдавали, им надо было просто вспомнить, что через десять-двадцать лет тоже непросто. А треть были с нулевыми знаниями, из серии «Labdien – paldies». Кто-то не работал ни дня по болезни, кто-то приехал в Латвию уже пенсионером. Понятное дело, нулевым было сложнее всего.
– Планируете ли еще такие бесплатные курсы?
– Повторить можно. Основная проблема – финансирование.
– Сколько могли бы стоить платные курсы?
– У меня есть разговорный клуб латышского языка. Стоимость занятий за месяц – 45–50 евро. Если посмотреть предложение на рынке, конкуренты предлагают онлайн-курсы для подготовки к экзамену А2 по цене 80–110 евро для человека.
Арсений МАТВЕЕВ