10 лет назад этнограф и лингвист Кирилл Бабаев открыл в Риге музей головных уборов «Мир шляпы» с коллекцией этнографических экспонатов, собранных в разных уголках мира. Музей полюбился рижанам и гостям столицы, его часто рекомендуют посетить на туристических порталах. О том, как создавалась необычная коллекция, Кирилл Бабаев рассказал «МК-Латвии».
В музее собраны ритуальные и традиционные головные уборы и шляпы самых разнообразных фасонов и форм, которые носили в старину или продолжают носить сейчас народы Европы, Азии, Африки, Америки. В коллекции можно увидеть головные уборы-обереги и используемые для инициации, свадебные головные уборы и даже шаманские. Есть, например, загадочная заколдованная наголовная маска, которую нельзя трогать руками.
Глядя на экспонаты, поражаешься умениям и фантазии мастеров, любуешься старинным искусством создания головных уборов, удивляешься находчивости разных этносов и их самобытности.
Основатель музея – Кирилл Бабаев – ученый-лингвист, историк, этнограф, востоковед, доктор филологических наук, автор множества книг, в том числе книги о головных уборах «Венец моды и традиции». При этом Кирилл Бабаев – представитель крупного бизнеса и неутомимый путешественник: он объехал 161 страну мира, побывал во всех странах Европы и Азии.
Как ему удается совмещать столько ипостасей? На этот вопрос Кирилл отвечает так: «Я исследователь – это самое главное. Мне нравится изучать мир во всех его проявлениях. Я стремлюсь, чтобы жизнь была разнообразной, сотканной из разноцветных ярких лоскутков, каждый из которых представляет собой какой-то интерес. Потому я стремлюсь попробовать себя в разных профессиях и разных сферах деятельности». В качестве лингвиста Кирилл побывал в нескольких экспедициях по изучению языков разных народностей и даже открыл ранее неизвестный науке язык зиало в Западной Африке. «Экспедиции проходят так: на месте находишь информаторов, которые разговаривают на известном тебе языке и на своем родном, с ними проводишь по восемь часов ежедневно, изучая язык.
Особенно интересны экспедиции по изучению малоизученных или совсем не изученных наукой языков. Тогда можно сделать неожиданные открытия, так мне повезло открыть в Африке в 2010 году язык, описать его и выпустить о нем книгу. Такие удачи для ученого очень ценны».
Страсть к коллекционированию
– Вы объездили большую часть стран мира. Какие страны вас больше всего поразили? Где вы чувствовали себя лучше всего?
– Сложно ответить однозначно, везде своя специфика. Мне нравится изучать культуры разных народов мира, поэтому с интересом путешествовал и по Азии, и по Латинской Америке, и особенно по Африке, которой я много лет профессионально занимался. Интерес и комфорт – это противоположные понятия. Если тебе удобно, комфортно путешествовать, то, как правило, в таких поездках мало интересного с точки зрения исследования – это если говорить о Европе, которая вся изучена и переизучена. А когда углубляешься в уникальные впечатления, в чудеса – там комфорта чаще всего нет. Для меня одно из самых комфортных мест на свете – Юрмала, где я прожил много лет. Там идеальное сочетание факторов, которые мне нужны для жизни, для работы, для научных исследований.
– Почему вы стали собирать именно головные уборы? Может быть, у вас есть и другие коллекции?
– Вообще я человек, склонный к коллекционированию, я постоянно что-то собираю. Занимаюсь профессионально нумизматикой, собрал коллекцию монет средневековых княжеств Восточной Европы, там есть достаточно редкие экземпляры – об этом я тоже книгу написал в свое время. Посещение разных стран – для меня тоже своего рода коллекционирование. Мне осталось посетить еще 42 страны мира (в основном в тропической Африке и Океании), чтобы объехать весь мир. И пока я там не побываю, покоя мне не будет. Что касается головных уборов, я начал собирать их более 20 лет назад, первый экспонат был куплен за смешные деньги на ночном рынке в Таиланде, его продавала женщина в национальном костюме. Тогда и родилась идея – почему бы не коллекционировать головные уборы. Эта шапочка до сих пор стоит на почетном месте в музее «Мир шляпы». Я собираю не все головные уборы, а только традиционные для костюма разных народов. Для меня создание такой коллекции – это способ изучения разных культур, меня всегда интересовала история костюма, его символика. Я уверен, что головной убор – это квинтэссенция традиционного народного костюма. Таких коллекций на свете не так много. Прознав о моем увлечении, друзья и коллеги стали пополнять мою коллекцию: привозили со всего мира разные платки, шляпы, шапки, бурнусы. Сейчас в моей коллекции более 600 экземпляров, из них в рижском музее выставлено около 350. Остальные хранятся дома – это те экспонаты, которые мне особенно дороги или же парные.
– Почему вы решили открыть музей именно в Риге?
– Как-то раз совершенно случайно мне предложили посмотреть в Риге помещение, выставленное на продажу одним из банков. Я посмотрел и понял, что оно в точности подходит для моей идеи создать музей. А открыть свой музей – моя мечта с детства. Конечно, я сразу купил это помещение, ведь оно находится в подходящем месте для туристов – это красивый район, тихий центр. В музее пять залов, которые соответствуют разным континентам. В первом зале выставлены латышские головные уборы, во втором – европейские, в третьем – азиатские, а четвертый поделен пополам между Африкой и Латинской Америкой. За полчаса у нас можно совершить целое кругосветное путешествие.
– Насколько рентабельно содержать частный музей?
– Для меня это некоммерческий проект. Даже если есть прибыль, мы с моим замечательным директором Ланой Земжане вкладываем ее в развитие. Я другими вещами профессионально занимаюсь, а музей – это для души, чтобы моя коллекция служила людям.
В свободной продаже не встретишь
– Как вы выбираете головные уборы для коллекции? Покупаете их у местного населения или обмениваете на что-то? Охотно ли их отдают?
– Главный критерий – головной убор должен принадлежать к национальному костюму. Я не собираю профессиональные, военные, религиозные головные уборы. Интересующие меня вещи чаще всего обнаруживаю во время путешествий, наблюдая, в чем ходят местные жители. Не раз приходилось подходить к старушкам, на которых увидел интересный головной убор, и просить, чтобы его продали или отдали. И далеко не всегда они соглашались. Такие вещи непросто получить, ведь в свободной продаже их почти не встретишь. В продаже имеется в основном сувенирная продукция, которую делают специально для туристов. А головные уборы и элементы национального костюма люди создают для себя. Каждый раз приходится налаживать контакт с человеком, договариваться, предлагать деньги или что-то взамен.
– В вашей коллекции есть и старинные головные уборы?
– Да, есть и старинные. В России или Европе национальные головные уборы никто давно не носит, их надевают по праздникам или на выступления фольклорных коллективов. Поэтому обнаружить их можно в основном у старичков в сундуках, приходится приложить много усилий, чтобы их добыть. В Азии и Латинской Америке множество людей до сих пор ходит в национальной одежде и носит национальные головные уборы.
– Какой головной убор самый старинный в вашей коллекции?
– Это головной убор чувашей – на нем нашиты монеты начала и середины XVII века. То есть ему уже 400 лет, он сохранился еще со времен царя Михаила Федоровича. Но лишь редкие экземпляры можно датировать с помощью конкретных элементов, например монет. Если нет опознавательных признаков, сложно понять, когда был создан головной убор – 100 или 200 лет назад.
Полезно знать!
Этномузей «Мир шляпы» находится в Риге по адресу ул. Виландес, 7, и работает со среды по субботу с 12.00 до 17.00. В музее проводятся экскурсии на трех языках, мастер-классы для детей и для взрослых. Подробная информация на сайте: https://worldhat.lv/ru.
Униформа шаманов и колдунов
– Как в вашу коллекцию попал заколдованный головной убор?
– На самом деле в коллекции довольно много заколдованных головных уборов. Но я к этой теме с осторожностью отношусь, стараюсь ею не злоупотреблять. Некоторые шаманы, которые эти уборы продавали, просили их не надевать, говорили, что если белый человек его наденет, сразу умрет. Я и не надевал.
– А в музее хранить их не боитесь?
– Ну пока летальных случаев не было.
– Заколдованные головные уборы вам от шаманов доставались?
– От шаманов, колдунов, целителей. У них есть своя униформа, которая включает в себя головной убор. Зачастую, надевая головной убор, шаман обретает силу – на него снисходит возможность общаться с потусторонним миром, с духами, с предками. А без головного убора этого не происходит. Иногда я эти головные уборы покупал, иногда шаманы специально изготавливали их для меня: их же надо особым образом делать, например, в полночь в джунглях набрать особой травы и окуривать ею помещение или материалы. Это целый ритуал, зачастую очень сложный.
– Читала, что вы излечились от мигрени с помощью шамана. Как это произошло?
– Да, так и было. Я общался с одним целителем в Гане, и он предложил: «Если не веришь, что я могу творить чудеса, давай для тебя что-то сделаю». Я предложил ему вылечить мою мигрень, которая преследовала меня много лет. Он провел сеанс и рассказал рецепт, что делать дальше. Я все это выполнил, и мигрень больше не проявлялась. Может, это психологический момент, хотя я в чудеса не верю, считаю, что это просто какое-то совпадение.
– Вам наглядно продемонстрировали чудо, а вы все равно не верите?
– Я как ученый не могу ни во что верить, мне нужен научный материал, который может подтвердить тот или иной факт. Вера и знание – вещи противоположные.
– В вашей книге «Венец моды и традиции» вы пишете, что у многих традиционных головных уборов есть своя символика: например, количество узелков на платке женщин Антильских островов подает сигнал мужчине – свободна ли она для новых отношений. Что еще может символизировать головной убор?
– У национального костюма всегда есть своя символика, как правило, довольно сложная. У головных уборов – в том числе. Они могут отражать занятия человека, его семейное положение, профессию, уровень дохода, социальный статус. Богатые носят одни головные уборы, бедные – другие. Часто головные уборы указывают на племенную или родовую принадлежность – по головному убору все местные жители могут определить, к какой народности человек принадлежит. Об этом и написана моя книга «Венец моды и традиции» – она рассказывает не только об истории головных уборов, но и о материалах, из которых они изготавливаются, о символике, которую они несут. Книгу можно приобрести в нашем музее.
Идентификация по шляпе
– Чем отличаются функции головных уборов в различных странах мира?
– В нашем мире и в традиционных культурах подход к применению головных уборов очень различается. В странах Европы, Северной Америки головные уборы созданы ради функции: они защищают от ветра, от дождя, от солнца или же украшают своего владельца. В традиционных культурах головной убор не столько защищает голову, сколько имеет социальное значение. Он нужен, чтобы человека могли идентифицировать, чтобы показать людям, что ты замужем или относишься к такому-то народу, показать твою профессию или статус в обществе. Ведь не зря многие народности нашивают на головной убор драгоценные камни, серебряные и золотые монеты – это все показывает общественный статус носителя. Кто ты – правитель, вождь, жена вождя, шаман. Конечно, некоторые головные уборы защищают от дождя или холода: например, конические шляпы из листьев или тростника в Юго-Восточной Азии плетутся, чтобы работать в поле, в дождь или на солнце. Но при этом у них есть и свои национальные особенности: каждый народ делает их по-своему – особой формы или из особого материала.
– В вашей коллекции в основном представлены головные уборы для мужчин или женщин. А есть ли уборы унисекс?
– Понятия унисекс нет в традиционных культурах, это изобретение нашей эпохи. Мужчины и женщины в традиционных культурах ведут себя по-разному, имеют разные социальные роли, и почти невозможно найти одинаковые головные уборы для мужчин и женщин. Разве что это могут быть платки: например, кхмеры в Камбодже носят национальные клетчатые платки – их и мужчина, и женщина может повязать. Это повседневная рабочая одежда.
Шлем невесты
– Видела в вашей коллекции шлемы невесты. Мы привыкли, что невеста носит фату, что она как прекрасный цветок. Почему некоторые азиатские невесты носят шлемы?
– У многих кочевых народов, особенно живущих в степи, в прошлом женщины наряду с мужчинами играли роль охотниц или воинов. У них была своя военная форма, в том числе шлемы. Хотя сейчас необходимость в ведении войны отпала, они носят такие вещи для красоты. Поэтому в некоторых женских костюмах в Центральной Азии сохранились шлемы, которые женщины надевают на свадьбу или на традиционные праздники. Это, например, туркмены или кашкайцы.
– Какие головные уборы для вас самые ценные или особенные в коллекции?
– Есть экспонаты дорогие в денежном выражении – например, корона из индийских Гималаев, которая весит 6,5 кг. Этот вес создают полудрагоценные камни – лазурит, бирюза и другие. Это штучная вещь. Но для меня каждый из экспонатов дорог, с каждым связана какая-то история – воспоминания о путешествии или экспедиции, напоминания об общении с местными жителями. Особенно ценны те головные уборы, которые достались с трудом.
Торговаться не умеют
– Есть ли головные уборы, с которыми связаны курьезы, забавные истории?
– Да. Я довольно часто вспоминаю случай, как один из индейцев народности аймара пытался продать мне головной убор – красивую шапку с помпоном. Он носил эту шапку, а мне предлагал купить точно такую же, но новую, которую связала его мама. Он назвал несусветную цену в 200 долларов. Я торговался, предлагал ему 100 долларов, потом 150 – он не соглашался, я даже 190 долларов предложил, но он ни в какую. Потом, указав на его шапку, я спросил: «А сколько твоя стоит?» Он ответил: 10 долларов. И я купил его шапку за 10 долларов. Видимо, он не понимал разницу между 10 и 200 долларами. Мама сказала ему продавать за 200, он и продавал.
– Может быть, у этого народа нет традиции торговаться?
– Да, есть такая проблема. Большинство народов мира торговаться не умеет, они не понимают, за что у них просят скидку. В Тибете, откуда я на днях вернулся, та же проблема. Они зачастую плохо понимают цену денег и стоимость предметов и не могут назвать адекватную сумму – называют или слишком низкую, или слишком высокую.
– Часто ли вам дарили головные уборы? У многих народов есть традиция дарить то, что понравилось гостю?
– Такие вещи обычно не дарят. Местные, как правило, не понимают, почему я, белый человек, интересуюсь их головными уборами. По их мнению, человек другой национальности не может носить их костюм.
– А вы объясняли им свою цель?
– Да, рассказывал, что собираю коллекцию, что у меня музей, но в большинстве случаев это для них пустой звук.
– Приходилось ли сталкиваться с недружелюбным отношением народов во время экспедиций?
– Есть агрессивные народности, разумеется. Обычно это кочевые народы пустынь или жители гор. Например, африканские кочевники туареги негативно относятся к белым, говорящим по-французски, потому что французы остаются для них колонизаторами.
Поэтому чаще всего я сразу говорю: я русский. Почти в любой стране Африки или Азии это сильно улучшает отношение людей, они начинают улыбаться.
Еще три необычных музея
■ Невидимый мир
В интерактивном пространстве в полной темноте вы превратитесь в исследователя, и на время отключив зрение, по максимуму используете другие органы чувств – слух, осязание, обоняние и вкус. В сопровождении незрячего гида вы будете на ощупь исследовать предметы в темноте – пройдете по квартире, заполненной мебелью, потрогаете статуи и картины, «посетите» городской рынок с пряностями, фруктами и овощами, «пройдетесь» не глядя по улице и парку, а напоследок отдохнете в летнем кафе.
Ул. Кенгарага, 1A, Рига. Вход по предварительной резервации по тел. 27722210. Сайт: https://www.neredzamapasaule.lv/ru.
■ Музей кукол в Прейли
В музее, созданном местной художницей, можно увидеть более 300 кукол, а также переодеться в принцев и принцесс. Куклы находятся в разных интерьерах, каждая из них имеет свою историю.
Во внутреннем дворе музея расположен миниатюрный замок с башенками, мостами и водяными мельницами, особенно романтично он выглядит в вечерние часы, когда из окон льется свет.
Ул. Даугавпилс, 21, Прейли, Прейльский район, тел. 26423837, сайт: www.lellukaralvalsts.lv/lv.
■ Музей молока
Единственный в Латвии музей молока предлагает вам понять, что такое молоко, почувствовать и попробовать его на вкус, узнать, откуда оно берется и что с ним происходит, прежде чем оно попадает к вам на стол. Детей и взрослых приглашают на экскурсию «Млечный путь», во время которой можно самостоятельно сцедить молоко, отделить сливки от молока и взбить масло. О том, как производится молоко, расскажут говорящая деревянная корова Вента и теленок Друвис.
Адрес: Сиексате, поместье Пиена, тел. 63331233, сайт www.pienamuzejs.lv.
Марина СИУНОВА