Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

Сейчас проблема алкоголизма в Латвии одна из самых актуальных, что признают и полицейские, и медики. Дичайший информационный фон в социуме, безработица, нехватка денег и прочее, прочее: все это подталкивает тысячи людей к тому, чтобы просто «заливать глаза» и так убегать от самых разных невзгод. А потом, когда одной рюмочки вечером уже недостаточно и человеку надо все больше, случаются страшные трагедии.

Однако, очень многие люди все же решают вернуться к нормальной - трезвой жизни. Как тогда быть? К кому обращаться за поддержкой, помощью? Насколько вообще реально и сложно победить зеленого змия? Корреспондент «МК-Латвии» решил разобраться в ситуации.

Самое честное содружество

Корреспондент «МК-Латвии» провел вечер в содружестве анонимных алкоголиков, точнее - в группе «Надежда», которая собирается по понедельникам и четвергам (с 19.00 до 21.00) на третьем этаже дома по адресу ул. Барддзиню, 2 в Риге.

Здесь встречаются люди, прошедшие, казалось бы, все круги ада, когда из-за чрезмерной тяги к спиртному они лишались и семьи, и работы, и серьезного  бизнеса, конечно, и здоровья (часто вообще буквально балансировали на грани жизни и смерти). Однако они все же смогли подняться и в содружестве анонимных алкоголиков («АА») вернуться к нормальной трезвой жизни.

Истории, которые ваш автор услышал в группе «Надежда», были хоть и разными, но, по сути, одинаковыми: из-за горячительного люди лишались всего, нередко начинали употреблять самые тяжелые наркотики, через тюрьмы проходили. А потом, буквально чудом оставшись на этом свете, решались найти выход из ада зависимостей, присоединялись к содружеству анонимных алкоголиков.

В группе «Надежда» люди встречаются, общаются, делятся жизненными историями, рассказывают о беде и поисках выхода, причем все предельно честно и откровенно.

Некоторые из собравшихся потом соглашались пообщаться и с корреспондентом «МК-Латвии» (разумеется, без фамилий и фотографий, чтобы не нарушать основных принципов анонимности своего сообщества).

Первый шаг – он трудный самый

В группе «Надежда» и вообще в содружестве «АА» все построено на принципах «12-шаговой программы» ухода от зависимости (к выздоровлению).

Вот что вашему автору рассказала одна из участниц «Надежды» Мария Кассе (фамилия, понятное дело, изменена).

Симпатичная молодая женщина, модно и со вкусом одетая, очень старательно следящая за собой, не соответствовала образу типичного алкоголика.

Красотка Мария сейчас и работает, и спортом занимается, и семья у нее (в которой растет молодой сын) есть, а недавно даже очередное профессиональное образование получила.   

- Что, не похожа на алкоголика? А я ведь - настоящий алкоголик, только не пью уже 11 месяцев! И тебе повезло, что не видел меня, когда пила. Зрелище тогда было самое плачевное… - говорит Мария. - На самом деле, люди, которые выбирают путь избавления от зависимости, очень сильно меняются. И те, кого ты видел в группе «Надежда», прошли, казалось бы, через все возможное, опускались на самое дно. Но потом смогли подняться и стали действительно другими людьми, по которым внешне и не догадаться, что они - алкоголики.

А раньше некоторые допивались до того, что теряли в жизни все (и семью, и работу, и жилье) и буквально бомжами становились. Вот уж не знаю, каким Божьим промыслом, но они все же попали в наш круг анонимных алкоголиков. Если человека зацепила сама суть этого мира «АА», идея выздоровления, то есть шанс, что он станет меняться, хоть и с огромным трудом и не за один месяц.

Вот ты сейчас видишь перед собой красивую молодую женщину, но у меня до сих пор есть фото, на котором я с опухшим лицом лежу в грязной кровати, трясущимися руками обхватив «пузатую» бутылку пива, и не могу даже встать, поскольку ноги не держат. Я не понимаю, как даже до ванной дойти, а мысль в голове одна: «Вот  эта бутылка сейчас опустеет, и... жизнь закончена!» Да, так было, но это уже в прошлом…

В первый раз я смогла завязать и не пила восемь лет, правда, потом из-за разных проблем в жизни случился срыв. Снова начала сильно пить. И теперь у меня второй этап – не пью одиннадцать месяцев. Ни капли ни на День рождения, ни на Лиго, ни на Новый год. Теперь я просто счастлива и надеюсь, что это уже на всю жизнь.

Мы все в содружестве «АА» равны – и мужчины, и женщины. И все это миф, что якобы мужской алкоголизм проще проходит, а женский вообще не излечим. Алкоголизм, вообще, неизлечим, просто у женщины слабее организм, поэтому ей тяжелее избавиться от зависимости и выход к нормальной жизни подольше. И я – алкоголик, просто не пью, поскольку в ремиссии.

А в прошлом потребляла даже не систематически, но запоями – неделями, без перерыва, изо дня в день, причем, в огромных дозах, когда один день – просто продолжение пьяного другого, и организм даже не успевал очиститься от алкоголя.

В прошлом я была себе настолько отвратительна, что теперь, наоборот, стараюсь максимально за собой следить – и спортом занимаюсь, и красоту навожу, и за модой слежу. В общем, слава Богу, что вернулась в круг анонимных алкоголиков!

«Душа и нервы оголены…»

Мария выходила из зависимости через Миннесотскую программу (программа реабилитации, направленная на лечение алкогольной и наркотической зависимостей, основанная на принципах 12-шаговой системы. Она была разработана в США в 40-х годах прошлого века и изначально применялась в государственных больницах штата Миннесота. В основе модели лежит комплексный подход, включающий стационарное лечение, работу с психологами, участие в группах самопомощи и поддержку семьи, -  И.М.). Есть реабилитационные центры этой программы и в Риге, и в Елгаве, причем участников в этих занятиях никогда не становится меньше.

- Там действует первичный курс избавления от алкоголя, - вспоминает женщина. - В начале человека «откачивают», кладут под капельницу, дают успокоительные препараты, колют витамины. С человеком по этой программе работают достаточно жестко, например, отнимают любые средства связи. Нельзя пользоваться никакими смартфонами и выходить за территорию, чтобы не иметь связи с внешним миром и не случился бы соблазн выпить. Вначале душа у алкоголика, который только бросает пить, очень ранимая, а нервы оголены. Мне, например, казалось, что с меня содрали всю кожу и остались только нервы. Меня задевало буквально все, любое дуновение ветра, каждое оброненное кем-либо слово. И вот в этом реабилитационном центре ты живешь с такими же людьми, которые друг друга прекрасно понимают. Мы ведем «Дневник чувств», пишем историю своей жизни, находим, где ты - и только ты! - был неправ, и при этом стараемся не врать (хотя у алкоголиков вранье – это защитный механизм, чтобы было оправдание пить).

По программе я провела в реабилитационном центре  не привычных 28 дней, а целых 35. И все это время ты борешься с собой, и плачешь, и душу выворачивает, и стонешь буквально. Но, наконец, вышла из этого реабилитационного центра. Правда, полагаю, если бы не познакомилась с содружеством «АА», в лице группы «Надежда» на Барддзиню, 2 в Риге, то могла бы снова начать пить. Такие случаи, увы, известны…

А так теперь у меня все наладилось, и любые праздники я отмечаю без алкоголя и умею веселиться в кругу знакомых без этого, - говорит Мария. 

Алкоголик или просто пьяница?

- Зафиксировать момент, когда человек становится  не просто пьющим, но именно алкоголиком, фактически невозможно, - продолжает собеседница. - Я полагаю, что уже родилась с этой болезнью – она передалась генами от родителей, плюс еще и предрасположенность... Важно признать, что алкоголик не может полностью выздороветь никогда. Бывают срывы, как только человек отвлечется и забудет, что он алкоголик. То есть человек всегда должен «держать себя», понимая, что обратной дороги нет.

У некоторых людей есть так называемая аллергия на алкоголь, в крови отсутствуют ферменты, отвечающие за расщепление спирта.  

Да, есть просто пьющие люди (они могут и потреблять, и не потреблять), есть бытовые пьяницы, а есть алкоголики. Алкоголизм – это уже просто невозможность отказаться от выпивки. Человеку кажется невыносимым жить трезвым в социуме и с самим собой, поскольку он уже родился с огромной черной дырой в душе. И какое-то время душу удается лечить алкоголем, пока его не становится столько, что весь организм рассыпается, и ты погибаешь…

Теперь у меня фантастически огромная жажда жить – учиться, заниматься спортом. И мне не стыдно говорить: я не пью потому, что я – алкоголик.

Соседняя каюта «Титаника»

Мария говорит, что некоторые алкоголики, чтобы не пить, начинают, например, курить «травку» (марихуану, гашиш): 

- Но такое вот «переключение» с алкоголя, например, на так называемые «легкие наркотики» - не спасение с тонущего «Титаника». Это всего лишь переход в соседнюю каюту.

Такой образ привел другой активный участник группы «Надежда» Роман Картунов (фамилия тоже изменена, - И.М.), согласившийся пообщаться с «МК-Латвии»:

– В прошлом у меня было всё: и бизнес приличный, и деньги хорошие, и семья счастливая, но я лишился всего. И теперь благодаря движению «АА» жизнь уверенно налаживается. Есть дом, семья, двое детей, опять занимаюсь предпринимательством. Я постепенно раздаю долги, которые наделал в годы беспробудного пьянства, пока я не узнал о содружестве «АА» и 12-шаговой программе избавления от зависимости. В то время я и по психологам, было, ходил, и кодировался, и «зашивался» больше десяти раз, однако ничего не помогало.

Вот история: в последний раз я «зашивался» (человеку в живот зашивают специальные таблетки или ампулу, сдерживающие на некоторый срок от употребления) и не пил шесть лет. Но потом во время одной из поездок за границу я подхватил коронавирус, и мы в компании решили выпить, чтобы задушить заразу. И через неделю уже друзья отбирали у меня все банковские карты, телефон, поскольку, как только я просыпался, сразу шел в магазин за выпивкой. В итоге я просто стоял у магазина и попрошайничал. Буквально за неделю опустился до состояния бомжа, представлял из себя самое жалкое зрелище. Вот это уже настоящий алкоголизм! 

Там, где помогут

Когда человек осознал проблему и хочет от нее избавиться, то может приходить в группы поддержки по адресам в Риге – на Барддзиню, 2, Балта,7, Католю 14а. Все адреса и телефоны есть и на сайте www.aa.org.lv.  Вообще группы содружества «АА» действуют по всей Латвии – и в Риге, и в Даугавпилсе, и в Лиепае, и Елгаве.

В Латвии в сообществе  анонимных алкоголиков состоят тысячи людей, все группы друг друга знают, то и дело  устраивают совместные мероприятия.

Разумеется, в той же «Надежде» любые встречи и работа по 12-шаговой программе абсолютно бесплатны.

Самообман не поможет

Есть мнение, будто в какой-то момент человек начинает пить все больше и больше, поскольку тяготит окружающий мир, устал от обыденности, и тогда, мол, надо просто «поменять картинку», например, съездить куда-нибудь. 

Но, по мнению Романа, если человек не просто иногда выпивающий, но именно алкоголик, такая «смена картинки» -  самообман, так от зависимости не избавиться. Ведь куда бы человек не поехал, хоть отдохнуть на курорт, хоть по делам в другую страну, он болезнь возит с собой, причем она с каждым годом только прогрессирует.

- И у меня болезнь прогрессировала, пока я не присоединился к содружеству «АА», не проработал глубоко проблему и не избавился от нее, - продолжает Роман. – Есть, например, так называемая «Большая Книга анонимного алкоголика» (ее начали составлять в прошлом веке на основе жизненного опыта самых разных людей); ты ее читаешь и понимаешь, что это – про тебя. Потом встречаешься с такими же, как и ты, людьми и тебе с ними легко. Тебя отпускает, поскольку другие анонимные алкоголики, как никто другой прекрасно понимают тебя и проблему. Мы в той же «Надежде» все с одной и той же бедой, все знаем, что такое запои, когда невозможно остановиться, как опускаешься до самого дна (хотя и глубина у всех разная).

Наша методика еще называется «24 часа». Вот ты сегодня не пил – и уже победил. И вот так ты считаешь не годы, а всего лишь дни трезвости. У меня вот сейчас 1217 дней трезвости. Значит, я, вообще, «чистый». И именно благодаря 12-шаговой программе выздоровления.

Подозреваю, что я уже родился алкоголиком (думаю, от отца досталось). Хотя у некоторых алкоголизм проявляется, скажем, к тридцати годам, когда раскрылся «феномен тяги» к спиртному. И тогда у человека начинаются уже запои. Запой – это не просто «пропустить рюмочку» в один и второй выходной вечерком. Запой – это когда ты не можешь остановиться ни в один день: тебе плохо, тошнит, ни ноги ни руки не держат, но все равно пьешь.

Я – настоящий алкоголик, в какой-то момент переключился на наркотики (перешел в соседнюю каюту «Титаника»), думал, что смогу контролировать ситуацию, однако дошло все в итоге до того, что попал за решетку и только чудом избежал серьезного срока.

Сатанинская болезнь

- Алкоголизм, когда не ты контролируешь потребление алкоголя, а он – тебя. Это бес, который тебя ведет в ад, - считает собеседник.  - Вся жизнь что алкоголика, что наркомана  – это крысиные бега по кругу: заработал денежку – пропил (или проколол), снова бежишь, чтобы еще получить что-то на «дозу».  Это все замкнутый круг, и в конечном итоге человек нередко хочет умереть. И я хотел, и очень злился на врачей, когда они меня откачивали. Алкоголизм – страшное душевное заболевание - вообще считаю его сатанинским.

Вот, скажем, что такое «зашиться»? Человеку «в пузо» зашивают таблетки или ампулу, например, дозу на три года. Они это время постепенно рассасываются, сдерживают тебя и как бы удовлетворяют без алкоголя, ну и с алкоголем попросту не сочетаются (то есть держат тебя страхом смерти). Но я знаю случаи, когда человек в компании, если очень хотел выпить, брал со стола нож или вилку и буквально выковыривал из живота таблетки или ампулу.

Когда тюрьма – спасение

Сейчас Роман считает своим служением помогать людям избавляться от зависимости. Ездит даже по тюрьмам, где общается с людьми, попавшими за решетку из-за алкоголя или наркотиков.     

- Я теперь, когда езжу по тюрьмам, говорю людям: скажите Богу «спасибо», что вы в тюрьме, а не на кладбище. В тюрьме, конечно, тоже бывает, что пьют, но там все как бы запрещено и под строгим контролем. И тюрьма, бывает, спасает на время, хотя часто человек выходит на свободу - и снова начинаются запои.

Мое мнение, что без погружения в мир «АА» и систему 12 шагов для большинства алкоголиков выход из ада зависимости невозможен. А у нас спасение от алкоголя и наркотиков во многом основано именно на вере, причем не важно – христианстве, исламе или иудаизме. У меня, в частности, проходит  реабилитация при католическом храме в Риге на Католю, 14а.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.