Unsplash.com
Unsplash.com
Общество

Об этом и другом – в обзоре прессы от агентства BNS.

Битва с ветряными мельницами продолжается

Проявления подростковой агрессии как в воспитательных учреждениях, так и за их пределами вызывают тревогу. Школы бессильны, потому что часто, даже в очень серьезных случаях насилия, когда школьник ранит другого ученика, невозможно временно изолировать обидчика от учебного заведения, если родители не согласны. Ни педагоги, ни полиция не имеют права даже обыскать школьную сумку ребенка. Ситуация осложняется отсутствием вспомогательного персонала. Кроме того, в вузах больше не готовятся социальные педагоги для работы с трудными детьми и семьями, так как такая учебная программа просто упразднена. Ответственные учреждения и министерства говорят о "мониторинге, профилактике и вмешательстве". "Я буду сурова. Обо всем этом мы будем говорить долго, а реальные решения, скорее всего, будут приняты только тогда, когда последствия насилия станут для кого-то фатальными", - так описала ситуацию председатель Латвийского профсоюза работников образования и науки Инга Ванага на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке, на котором продолжилось рассмотрение наболевшего вопроса подросткового насилия. К ее мнению также присоединился президент Латвийской ассоциации лидеров образования Рудолф Калванс: глядя на бездействие ответственных учреждений, он испытывает чувство deja vu, перекликающееся с трагическим случаем в Екабпилсе, когда после убийства в отделах МВД и Минюста была проведена разъяснительная работа в попытке найти виновных. "То же самое будет, если что-то подобное произойдет в одной из школ: тогда большой части присутствующих придется оправдываться и рассказывать, как мы здесь решали и обсуждали, какие в нашем распоряжении имеются рекомендации, процедуры, профилактика, курсы и инструменты. Это никому не будет интересно. И тогда мы вернемся к основной функции законодательной власти и, наконец, сместим чашу весов закона в пользу школы, дав ей по закону более широкие юридические полномочия на оперативные действия в случаях, когда интересы большинства находятся под угрозой". В том числе школам должно быть разрешено принудительно обыскивать школьную сумку ученика и конфисковывать опасные предметы и телефоны, поскольку кибернасилие также набирает обороты. (Diena)

Спешка была неуместной

Во второй раз Конституционный суд признал несовместимыми с Конституцией положения закона о высшем образовании, которые обязывают латвийские высшие учебные заведения вести обучение в основном на латышском языке. При этом суд возражал не столько против обучения на латышском языке, сколько против того, как Министерство образования и науки (МОН) разработало, а Сейм утвердил соответствующие положения закона. Это уже третий вердикт Конституционного суда по языку обучения. Начало этому судебному производству было положено в 2018 году, когда Сейм принял довольно жесткие условия относительно языка обучения, в основном для того, чтобы не допустить преподавания на русском языке в частных вузах. Хотя частные университеты заявляли, что обучение на русском языке привлекает иностранных студентов, зачастую на русском учились и жители Латвии. Таким образом повышалась самодостаточность русского языка и снижалась мотивация молодежи к изучению государственного языка на высоком уровне. Однако это решение Сейма не удовлетворило как часть частных университетов, так и тогдашнюю парламентскую фракцию партии "Согласие", которая обратилась с иском в Конституционный суд. В июне 2020 года Конституционный суд признал, что вузы, в том числе частные, обязаны поддерживать и развивать государственный язык, однако Сейм поступил несоразмерно, существенно ограничив их право на реализацию образовательных программ на иностранных языках. Например, ограничение на разработку и преподавание учебных курсов на иностранных языках считается ограничением академической свободы профессорско-преподавательского состава. Поэтому суд обязал парламент к маю 2024 года исправить нормы закона о высших учебных заведениях, касающиеся языка обучения. МОН разработало новые нормы и начало вносить их на рассмотрение лишь за месяц до установленного судом срока. Министерство не продвигало законопроект обычным образом путем рассмотрения в правительстве, согласования с Государственной канцелярией и другими учреждениями, а направило его напрямую в комиссию Сейма по образованию, культуре и науке, где депутатам было предложено рассмотреть его в срочном порядке - только в двух чтениях. Потому что времени на рассмотрение законопроекта в обычном порядке уже не было. Парламент послушался и принял закон без углубленного обсуждения. (Latvijas Avīze)

Дорога в никуда, или Почему партии не могут договориться об изменении коалиции

В переговорах о расширении коалиции наступило затишье, похожее на школьные летние каникулы. Переговоры все еще продолжаются, но политики, по крайней мере в публичной риторике, избегают суждений о каких-либо временных рамках. Более-менее конкретные сигналы могут начать поступать после предстоящей 8 июля инаугурации новоизбранного президента Эдгара Ринкевича. В этом контексте премьер-министру Кришьянису Кариньшу важно лишь то, чтобы не задержалось планирование государственного бюджета на следующий год. Переговоры, которые ведутся с 31 мая, имеют несколько общих черт с процессом формирования правительства прошлой осенью. Во-первых, они неторопливы. Как подчеркнули в интервью порталу "Delfi" некоторые политики, нынешние переговоры касаются работы правительства, а не его состава. На этой неделе планируется разобраться с планом работы "трудного ребенка" - Министерства образования и науки. Однако неформально доминируют темы переговоров иного характера, а именно - состав коалиции. В целом, как отмечает лидер "Прогрессивных" Каспар Бришкенс, переговоры о расширении правительства "могли бы пройти быстрее", но, с другой стороны, на их темп влияет смена президента и предстоящий в июле саммит НАТО. Еще одно сходство нынешних переговоров о расширении коалиции с процессом формирования правительства прошлой осенью заключается в намерении Кариньша возглавить как можно более широкий "кружок школьников". Еще в день подписания меморандума о сотрудничестве существующей коалиции премьер-министр сохранил свою позицию по этому вопросу и в интервью "Delfi" заявил: "Я не могу исключить, что со временем тем или иным путем мы дойдем до коалиции из четырех партий". Правда, в то время расширение круга партнеров подразумевало вовлечение "Прогрессивных", а сейчас в списке подлежащих включению в коалицию оказался еще и Союз зеленых и крестьян (СЗК). Об осенней волоките напоминает и устоявшийся тандем Национального объединения и "Объединенного списка". Как писал ранее "Delfi", трехпартийная коалиция дает этому дуэту больше власти в политической математике. А именно, в триаде между "Новым Единством", Нацобъединением и "Объединенным списком" номинально главой правительства является "Новое Единство", но тональность власти определяют Нацобъединение и "Объединенный список". У "Нового Единства" 26 депутатских мандатов, а у "тандема" - 28. Даже сейчас, когда премьер-министр, судя по его публичным выступлениям, намерен возглавить более широкую коалицию, "Объединенный список" и Нацобъединение продолжают вставлять палки в план премьер-министра. (Delfi.lv)

Латвийский феномен

Инфляция, которая еще недавно взлетела до невиданных высот, сейчас, может быть, и падает по данным официальной статистики, но среднестатистический человек в повседневной жизни не особо ощущает это падение в своем семейном бюджете. И вполне вероятно, что уже в ближайшие месяцы мы можем пережить даже не снижение инфляции, а опять же, пусть и небольшой, но рост цен за счет увеличения затрат на электроэнергию. Парадокс: несмотря на то, что многие эксперты в один голос утверждают, что цены должны падать, этого не происходит. Руководитель отдела продвижения сельскохозяйственного рынка Института аграрных ресурсов и экономики, ведущий научный сотрудник Ингуна Гулбе указала, что падение цен на продукты должно быть больше, а рост цен - меньше. Она допускает, что на рынке могут иметь место ценовые спекуляции: торговые компании обосновывают рост цен глобальными событиями, такими как засуха в Европе или разрушение Каховской ГЭС. По мнению Гулбе, такие события используются как прикрытие для повышения цен, и их влияние не так значительно, как можно предположить по ценам в магазинах. Председатель правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Гунтис Гутманис заявил, что наценка на многие продукты, произведенные в Латвии, в супермаркетах несоразмерно высока, добавив, что стоило бы ввести регулятор для магазинов, который контролировал бы размер наценок на товары и в случаях, когда наценка слишком высока, применялся бы дополнительный налог. Не остался в стороне и Совет по конкуренции, который начал процессы надзора за рынком, в том числе за основными продуктами питания. Из всех этих историй можно сделать вывод, что в Латвии наблюдается весьма своеобразное явление: вполне возможно, что уровень цен и, соответственно, инфляция (и ее прямое влияние на финансовое положение каждого человека) подвержены не влиянию рыночных принципов и законов экономики, а стремлению каких-либо компаний или групп заработать как можно больше сегодня, не задумываясь о том, как это действие повлияет на ситуацию в будущем. (Diena)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.