Freepik.com
Freepik.com
Законы

С 1 апреля 2025 года в силу вступили поправки к Гражданско-процессуальному закону, которые коснулись сотен тысяч латвийских должников и существенно усложнили им жизнь. Подробнее о них нам рассказал юрист, член правления Общества заемщиков Айвар Руди.

«Согласен или нет»

– Прежде всего, напомню: перед началом разбирательства по долговому делу суд отправляет должнику письмо с бланком, в котором тому предлагают указать, признает ли он долг, не признает или признает, но только частично, – рассказал Айвар Руди. – До 1 апреля 2025 года такие предупреждения отправляли по обычной почте заказным письмом на задекларированное место жительства должника.

Должник имел право не открывать почтальону дверь и таким образом получалось, что он не получал письмо от суда.

Также должник имел право не приходить за заказным письмом на почту, тем самым он затягивал рассмотрение дела, что иногда шло ему на пользу.

После 1 апреля этого года суд отправляет письма исключительно на официальную электронную почту должника или, если тот живет вне Латвии, по его задекларированному месту жительства заказным письмом.

Нет у человека официальной электронной почты или он не прочел отправленное письмо – суд не интересует, отныне неполучение письма не станет препятствием для суда принять решение о взыскании долга.

– Что конкретно произойдет, если должник не ответит суду?

– Если он не даст ответ (например, потому что не получил письмо по электронной почте), то автоматически будет считаться, что должник согласен как с наличием у него долга, так и с суммой долга. Вот и представьте: вы считаете, что на вас долга нет, либо вместо суммы в 10000 евро признаете долг только в 10 евро. Но так как вы не отправили суду свой ответ («Признаю долг, но только частично»), то суд принимает решение о взыскании с вас долга в размере 10000 евро. Конечно, вы можете попытаться опротестовать решение суда, но это займет время и силы. Также вы можете судиться, что не получали извещения от суда, но вряд ли выиграете.

Три года без напоминаний

Наш собеседник рассказал, что поправки к закону пойдут во благо кредиторам должников, а самим неплательщикам, соответственно, во вред.

– По закону кредиторы обязаны хотя бы раз в течение трех лет напомнить должнику о его долге. Раньше они присылали заказные письма с напоминанием о долге, которые должник специально не получал. А когда дело доходило до суда, должник утверждал, что кредитор за три года ни разу не напомнил о долге и на этом основании просил суд прекратить дело о взыскании долга по причине истечения срока исковой давности.

– А чем заканчивались подобные случаи?

– Иногда кредитору удавалось доказать суду, что он писал должнику заказные письма и тем самым напоминал ему о долге. В таких случаях суд вставал на сторону кредитора. Но бывало и наоборот, должник убеждал судью, что ему ни разу не напомнили о долге и поэтому он хочет воспользоваться законной возможностью для того, чтобы долг не выплачивать. Как я уже сказал, с апреля этого года у должников больше не будет этой возможности. Если у должника нет официальной электронной почты, то будет считаться, что кредитор хотел связаться с должником, но по вине должника это не получилось. Суд встанет на сторону кредитора.

За 2024 год количество взысканных долгов выросло на 19% (по сравнению с прошлым годом) и составило 328 миллионов евро. При этом судебные исполнители получили 187 тысяч исполнительных документов на должников. Наибольшая сумма возвращенных денег была возвращена по гражданским делам, по которым было взыскано в общей сложности более 295 миллионов евро.

«Это алименты, с них взыскивать нельзя!»

Айвар Руди рассказал, что отдельные поправки к Гражданско-процессуальному закону пойдут должникам на пользу. Цель этих изменений – обеспечить детям должников получение алиментов в полном объеме.

– Но ведь и раньше судебный исполнитель не имел права проводить взыскание долга с алиментов. Так что же изменилось сейчас?

– Надо разделять алименты, которые выплачивает государственный Гарантийный фонд средств содержания, то есть государство, и алименты, которые выплачивает один из родителей – второму.

Гарантийный фон выплачивал строго определенную сумму, к которой у судебного исполнителя не было вопросов и которую он не имел права трогать (но родитель, который получал алименты, должен был предупредить судебного исполнителя о том, что на его счет придут средства содержания в определенном размере).

Но когда дело касалось алиментов от родителя, то судебный исполнитель не всегда мог знать, что это – алименты и использовал их для взыскания долга. А сейчас должник обязан известить судебного исполнителя, что на его счет будут приходить алименты в связи с решением суда или договоренностью у нотариуса, и судебный исполнитель обязан всю сумму алиментов оставить должнику.

– Приведите, пожалуйста, пример, как будут работать нововведения, чтобы было легче понять, в чем разница между тем, что было раньше?

– Раньше мать ребенка (должница) говорила судебному исполнителю, что ей придут алименты от отца ребенка в размере 700 евро. Но судебный исполнитель имел право руководствоваться решением суда или соглашением у нотариуса, которое оговаривало, что отец платит алименты в размере 500 евро. Поэтому судебный исполнитель 500 евро оставлял матери ребенка, а с 200 евро проводил взыскание. А сейчас, если в графе «цель платежа» стоит слово «алименты» или «средства содержания», и должница сообщает судебному исполнителю, что на ее счет придут алименты в размере 700 евро, судебный исполнитель обязан оставить всю эту сумму на ее счете.

А еще теперь запрещено взыскивать долги с компенсаций, выплаченных государством жертвам преступлений.

Кредит выплачен, отметка не поставлена

– Наша читательница Ирина рассказала, что девять лет назад у нее образовался долг, который она оплатила полгода назад в полном объеме. Недавно она захотела купить в лизинг машину, но ей не дали такой возможности. Причина отказа в том, что на сайте manakreditvesture.lv отсутствует отметка о том, что ее долг уже погашен. Между тем на руках у читательницы есть документ, подтверждающий, что она выплатила долг. Ирина хочет знать: могут ли эту отметку снять сотрудники сайта manakreditvesture.lv, если она покажет квитанцию об оплате долга?

– Нет, они не имеют права снимать отметку. Отметка может быть снята только по запросу кредитора и никак иначе.

Это незаконно!

– Еще одна наша читательница рассказала о другом вопиющем случае. Она была должна фирме более 1000 евро и заплатила эти деньги. Но ей пришло письмо от коллекторов, в котором сказано, что она должна заплатить им еще 53 евро за их работу – мол, они пару дней назад отправили ей письмо с напоминанием о долге и дважды звонили, но наша читательница не взяла трубку. Письмо от них она тоже не получила, долг оплатила сама. Женщина спрашивает, что ей делать?

– Если человек говорит: «Я вам ничего платить не буду», значит, коллектору придется подать иск в суд. В суде он должен доказать факт своей работы и взаимосвязь между действиями вашей читательницы (она оплатила долг в 1000 евро) и своим письмом, которое она не получила, и звонками, на которые она не ответила. А еще напомню, что по закону максимальное вознаграждение коллекторов не должно превышать 28 евро. Значит, они могут требовать оплатить только эту сумму, а не счет в 53 евро.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.