Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

В конце 2025 года Государственная полиция каждую неделю регистрировала около 250 случаев мошенничества, примерно каждая четвертая жертва теряла деньги. «Чаще всего мошенники выдают себя за сотрудников Latvenergo, Sadales tīkls, Госполиции, мобильных операторов, Службы госдоходов, банков или социальных служб», – сообщают в полиции.

За расследование таких дел отвечает Солвита Слядзе, заместитель начальника Второго отдела Управления по борьбе с киберпреступностью Главного управления криминальной полиции. В интервью «МК-Латвии» она рассказала о масштабах мошенничества и о том, как полиция ведет расследование подобных дел.

Ущерб растет

– Статистика такова: в 2023 году ущерб по преступлениям, находящимся в нашей компетенции (кибермошенничество, замена Smart ID, звонки от имени какой-то службы, инвестиционное мошенничество или SMS-фишинг c рассылкой ссылок на фиктивные платформы) составил 8500000 евро. В 2024 году мошенникам удалось выманить у своих жертв в Латвии уже свыше 16 миллионов евро, а за десять месяцев 2025 года ущерб превысил 18 миллионов евро.

– За неполный год!

– Очень плохо, что преступные группы с каждым годом зарабатывают все больше.

«Ловим и сажаем сотни мошенников»

– Скольких мошенников удалось поймать? Жертвы таких преступлений часто жалуются, что следователи только разводят руками: номера телефонов не настоящие, жулики звонят из других стран, поэтому до них из Латвии сложно дотянуться. Так ли это и всегда ли преступники остаются безнаказанными?

– Мы каждый месяц задерживаем мошенников и передаем для уголовного преследования. Каждый месяц находим украденные деньги, замораживаем их и работаем над тем, чтобы вернуть пострадавшим. Поверьте, очень много людей задержано, осуждено, получило лишение свободы или другие наказания как в Латвии, так и за ее пределами.

– Очень много – это сколько?

– В год это сотни преступников, все они привлекаются к ответственности. И, несмотря на это, появляются сотни других людей, которые согласны заниматься мошенничеством. То есть – нескончаемый процесс.

– Насколько успешно полиции удается выявить мошенников, которые заметают следы? Были ли успешные случаи возвращения обманутым людям крупных сумм денег?

– Работать и правда непросто, но полиция не отступает: я сама тружусь по двенадцать часов в сутки. Понятно, что нам рабочих рук не хватает. Но результаты есть: накануне нашего разговора Госполиция всего за две недели по всей Латвии задержала 16 так называемых «денежных мулов» или «денежных курьеров», связанных с телефонным мошенничеством. Эти люди за вознаграждение соглашались забирать у латвийцев деньги и банковские карты, выманенные обманным путем, и передавать их другим участникам преступной схемы. Все задержанные – жители Латвии, среди них и несовершеннолетние. По всем эпизодам возбуждены уголовные дела, в основном по статьям о мошенничестве в крупном размере, мошенничестве, совершенном организованной группой, а также по фактам отмывания преступно добытых средств в крупных размерах или в группе лиц.

Стоит помнить – участие в подобных преступных схемах наказуемо лишением свободы. Жителям стоит быть начеку и не соглашаться на легкий заработок, особенно если речь идет о передаче или получении денег без официального договора.

Был случай

В одном из случаев жертве позвонили от имени сотрудников компании Latvenergo, предлагали замену бракованных счетчиков электричества. Чуть позже был еще один звонок от других обманщиков, которые якобы «разоблачили» своих подельников, а себя выдали за полицейских. Во время разговора эти лжеполицейские предложили жертве защитить свои средства: «Вам нужно как можно скорее снять деньги с банковского счета и переместить их на более безопасный счет». Женщина послушно сняла 1690 евро и передала их курьеру мошенников. Но когда ее попросили еще и оформить кредит на 4000 евро, она заподозрила неладное и обратилась в полицию. Уже через три дня правоохранители задержали шестерых «денежных мулов» в возрасте от 16 до 34 лет. А 6 ноября в Риге был задержан еще один участник этой схемы – семнадцатилетний подросток. При нем нашли 7500 евро наличными, мобильный телефон, две чужие банковские карты, а также газовый пистолет и боеприпасы.

Действуют целые группировки

В мошеннических преступных группах работа ведется на нескольких уровнях: с потенциальной жертвой общается оператор, который звонит и уговаривает человека совершить какие-то действия, рассказывает майор Слядзе:

– Затем нужны те, кто приезжает за деньгами к жертвам лично, у таких курьеров есть кураторы, которые их координируют. В группировке должны быть люди, которые меняют деньги на виртуальную валюту. Есть и те, кто обучает операторов, принимает их на работу, проверяет их надежность. Есть те, кто охраняет колл-центр на трех уровнях.

Чтобы такой преступный бизнес работал, нужно, чтобы в одном формировании работало не менее 100 человек, на деле их могут быть тысячи.

– Ого!

– Да, это очень большие группировки, в такой мафии задействовано много людей. А с  каждым годом их становится все больше, потому что организаторы преступных схем видят в этом выгоду – можно хорошо заработать.

Привлекают в группировки специалистов

– Но как им удается так долго оставаться на плаву, когда за ними охотятся стражи порядка?

– Это как бизнес-проект: ты вкладываешь деньги, покупаешь идею, схему, подбираешь персонал.

Ведь в мошеннических телефонных центрах работают финансисты, IT-специалисты, которые делают все, чтобы обманщиков не поймали.

Они шифруются, используют приемы, чтобы усложнить обнаружение, чтобы не было видно IP-адреса или прямых транзакций. Это прибыльный способ заработать преступные деньги, потому что сейчас цифровое время, и многие люди переходят на новые технологии, не удосуживаясь вникнуть в суть и понять, как все это работает. Многие относятся беспечно, не осознавая опасности.

И вот таких людей пока довольно легко обмануть. С каждым годом организованные группы все больше средств инвестируют в инфраструктуру, покупают программы, компьютеры, обучают готовых на обман людей, выбирают хорошие помещения и работают на стороне зла.

И, как мы видим, работают они с хорошей прибылью.

Научить не попадаться

– Случается ли латвийской полиции раскрыть целые группы мошенников, а не отдельных курьеров?

– Бывает, что задерживаем и всю группу, а бывает, что удается установить и задержать только отдельных людей из группировки. Все зависит от уровня преступников. Но им все равно удается обманывать, сколько бы людей мы ни задержали.

– Почему?

– На следующий же день появляются другие, которые занимают место задержанных. Поэтому для государства намного эффективнее тратить силы на обучение потенциальных жертв, – научить наших людей не заглатывать крючок жуликов, а распознавать, где законная деятельность, а где мошенничество.

Можно сесть на десять лет

– Какие наказания грозят участникам преступных схем?

– Если ты был «денежным мулом» или курьером, который приехал к потерпевшему, забрал деньги и куда-то отвез, суд может дать год или два тюрьмы. Если ты был оператором, который общался с жертвами, обманывал их, выманивал деньги, и делал это в течение длительного периода, то срок может быть и 10 лет лишения свободы. У нас есть такие примеры, просто это особо не афишируется. Если у тебя, например, 50 эпизодов, и ты обманывал людей в течение года, похитил за это время 1 миллион евро, то наказание может быть очень строгим.

– Сроки могут уменьшить, если преступник сдает своих партнеров по преступному бизнесу?

– Есть прокурорские соглашения, где обвиняемый может договориться с прокурором о смягчении наказания, в случае, если он чистосердечно признает свою вину. Это хорошее решение, чтобы человек быстрее понес ответственность и отбыл наказание. Оно было задумано для ускорения судебного процесса и разгрузки судов. Например, ты признаешь вину и утверждаешь это соглашение в суде. Тогда тебе придется отсидеть в тюрьме не 10 лет, а, скажем, три года, по договоренности с прокурором. Можно и не заключать такого соглашения, это означает: «Я не признаю вину и хочу, чтобы все доказательства были проверены в суде». Тогда, если вина будет доказана, придется отсидеть по полной программе – все десять лет.

– А были  случаи, когда ловили тех самых операторов, которые имеют по 50 эпизодов обмана людей и украли миллионы?

– Да, и каждый год такие результаты есть, и тюрьмы, как известно, не пустуют. Работа ведется, но, к сожалению, задержания и посадки проблемы не решают. Технологии позволяют обманывать, а с развитием искусственного интеллекта обмануть будет еще проще: мошенники все успешнее копируют чужие услуги, выдают себя за других людей. Если человек проинформирован, уже знает о рисках и обучен распознавать мошенников, то он лучше защищен.

Как распознать мошенника

– Что должно стать тревожным сигналом «стоп» в общении по телефону или в Сети?

– Предположим, на телефон пришло SMS со ссылкой (мы называем это эсэмэс-фишинг или «смишинг»), и человеку предлагают кликнуть на нее. Первое, на что нужно обратить внимание, – это грамматика, латышский язык и то, как выглядит ссылка. Если это какой-то набор букв, лучше вообще не нажимать на нее. Но если человек все-таки нажал на ссылку, полученную в SMS, и она ведет в интернет-банк, где уже нужно вводить PIN 1 и PIN 2, в этот момент надо остановиться – ничего делать нельзя. Никто, кроме мошенников, не пришлет SMS-ссылку, которая ведет в интернет-банк. Это не может быть законной процедурой ни для одной компании или поставщика услуг. Так делать запрещено.

– И неважно, кто именно прислал такую ссылку?

– Если, например, сообщение пришло от имени системы Э-здоровья E-veselība, Дирекции безопасности дорожного движения или суда, нужно не кликать ни на какие ссылки, а самому связаться с этой компанией. Если вдруг Swedbank прислал ссылку на свой интернет-банк, то и здесь не следует слепо доверять: нужно зайти в интернет-банк не по ссылке, а так, как вы делаете это обычно – через сайт или приложение. Или же позвонить в банк, используя другой путь. Но никогда не заходите в интернет-банк через эту ссылку – она может быть фальшивой, в результате вы лишитесь всех накоплений.

Чтобы обезопасить себя от таких нападок, лучше установить на телефон специальную защиту – DNS-брандмауэр от CERT.lv. Он тоже защищает, сомнительные ссылки блокирует. Если вы получили такую ссылку, нужно сообщить CERT.lv, чтобы они внесли ее в брандмауэр (блок-лист), чтобы другой человек ее не получил и не попался.

Хочешь инвестировать – иди в банк!

– Как еще мошенники успешно «ловят» латвийцев?

– По-прежнему распространено и инвестиционное мошенничество. Человек хочет заработать, во что-то вложить деньги, и ищет, через какую компанию это можно сделать. Неопытные люди ищут через Facebook, Instagram, YouTube. Это риск, поскольку там активно рекламируются участники организованных преступных групп, которые копируют честные компании. Они обещают: «Напишите мне, и получите в 10 раз больше прибыли: вложите 100 евро, на следующий день будет 1000!» Ясно, что это обман. Так компанию для инвестирования ни в коем случае выбирать нельзя.

– А как нужно?

– Чтобы выбрать надежную, нужно зайти на сайт Банка Латвии, и только там выбирать из списка лицензированных брокерских компаний. В Facebook легальные компании вообще не рекламируются. Если в соцсетях вас убеждают, обещая десятикратную прибыль, нужно проверить название этой компании в Банке Латвии, есть ли у них вообще лицензия. И напомню, что десятикратной прибыли вообще не существует в природе. Это фикция и обман.

Не впадайте в азарт!

– Но почему же люди так верят этим жуликам?

– Дело в том, что мошенники создают фиктивные инвестиционные платформы, и жертвам обмана наглядно демонстрируют, что их деньги там якобы работают – кривая роста идет вверх. На самом деле это просто фальшивка. С помощью специальной программы эти картинки рисуют, чтобы ввести человека в заблуждение. Задача – чтобы он регулярно вносил дополнительные взносы. Цель – опустошить карман жертвы до конца, заставить взять кредиты, что-то продать, занять.

– А когда человек говорит: «Я хочу снять свою прибыль», всегда возникают препятствия: то нужно заплатить налог, то еще какие-то отговорки, – мол, сейчас не время.

– Да, никто, никогда и ничего не получает обратно. Позже, поняв, что обманут, человек идет в полицию и спрашивает: «Где мои деньги?» Но ваши деньги никто не вкладывал в инвестиции, их просто распределили по левым счетам, легализовали и поделили между мошенниками.

– Неужели концов не найти?

– Для работы с этими украденными деньгами нужна целая армия. У мошеннических компаний есть фиктивные «директора», которых преступники возят по Европе и в разных странах регистрируют на них массу компаний, имитирующих хозяйственную деятельность. И есть множество «денежных мулов», которые зарегистрировались на платформах виртуальной валюты или в банках и отдали мошенникам свои счета для перевалки денег.

Доверчивые люди... дорого стоят

– Почему же люди верят, что могут вернуть деньги, и отправляют на фальшивые инвестиционные платформы новые и новые суммы?

– Это такое азартное мышление. Если ты уже вложил 100000 евро, тебе кажется: «Ну, дам еще 5000, и мне все вернут». Но это утопия: получить какую-то компенсацию можно только через суд.

Более того, группы, которые похищают средства, сами же создают филиалы, которые якобы помогают вернуть средства. Но они только снова и снова обманывают уже пострадавших людей.

Бывает и так, что одни мошенники просто продают базу данных жертв другим. В ней масса сведений, которые сам пострадавший инвестор ранее поведал мошенникам о себе, своей семье, работе, жизни. Чем больше человек уже отдал обманщикам, тем больше вероятность, что он попадет в категорию VIP-клиентов и такую особую базу данных. Доверчивые люди – это особо прибыльная категория для преступников. В таком случае очередные жулики начинают обработку уже пострадавшего человека с козырей: «У вас же счет в таком-то банке, с вами приключилась такая-то история обмана, вы подписали то-то». Все это зафиксировано в базе данных, которая перепродается, как очень ценный материал, от одного жулика другому. А бедный обманутый житель верит, что ему наконец-то позвонили из полиции, ведь человек на том конце провода очень осведомлен.

А жертва кто?

– Каков портрет жертвы?

– Часто это одинокие люди. Пожилые горе-инвесторы рассказывают, что мошенники звонят им каждый день, часами беседуют, расспрашивают, как дела, втираются в доверие. Люди настолько привыкают к общению с мошенником, что уже не могут от него отказаться, – ведь зачастую это единственный человек, который регулярно им звонит.

Но есть и другие жертвы: очень много мужчин среднего возраста хотят заработать больше, чтобы купить что-то для семьи. Это люди, которые многого достигли в своей профессии, благоразумные, расчетливые, но они подвержены азарту и в своем стремлении заработать еще больше не могут остановиться. Такие люди легко покупаются на обещание 1000-процентной прибыли.

На просьбу отдать деньги – сразу «нет»

– Мошенники часто представляются работниками полиции, банка, Государственной службы социального страхования. Как отличить их от настоящих должностных лиц?

– Если кто-то звонит вам по телефону и говорит, что нужно за что-то заплатить, перечислить, ввести коды от SmartID, это должно быть для вас сигналом «Стоп!». Разговор сразу же прерываем и кладем трубку – и больше никакого общения! Если вам заявляют, что что-то происходит с вашим банковским счетом, пропали деньги, то позвоните сами в свой банк и спросите, что происходит. Телефон для блокировки или срочных сообщений в банках работает круглосуточно.

Надо просто запомнить: сотрудники банка никогда сами не звонят клиентам. И полицейский никогда по телефону не будет спасать ваши деньги.

Настоящий полицейский никогда не попросил пенсионера «помочь в поимке преступника» и для этого перевести деньги на некий безопасный счет.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.