Пенсионеры обратились к правительству и сейму: необходимо выплатить каждому сениору пособие в размере 200 евро и срочно ввести базовые пенсии
На прошлой неделе Латвийское общество пенсионеров потребовало, чтобы правительство наконец обратило внимание на проблемы пожилых людей. Растущие счета за электричество и цены в магазинах ставят под вопрос само выживание получателей маленьких пенсий. Что будут делать власти, которые больше не смогут делать вид, будто у сениоров Латвии все в порядке?
Платежи удвоились, помощи нет
Официальное письмо Латвийской федерации пенсионеров (ЛФП) адресовано президенту страны Эгилу Левитсу, спикеру Сейма Инаре Мурниеце, депутатам Сейма и премьер-министру Кришьянису Кариньшу. «Федерация обеспокоена незавидной ситуацией, в которой находятся получатели пенсий по возрасту и инвалидности, а также жители Латвии, получающие государственное пособие социального обеспечения (заменяющее пенсию тем латвийцам, которые имеют трудовой стаж менее 15 лет. – Прим. ред.), – говорится в письме ЛФП. – Ведь в стране резко растут цены на хлебобулочные изделия, молочные продукты и бакалею, на овощи и фрукты. Практически каждый день повышается стоимость услуг и товаров первой необходимости».
Авторы письма подчеркивают, что пожилые люди с огромным беспокойством ждут новых счетов за газ и электричество: «Многие сообщают, что выравненный платеж за свет удвоился, по новым счетам придется платить уже в феврале. Одновременно увеличиваются коммунальные платежи и расходы на транспорт. Существующие механизмы компенсации уже не могут покрыть стремительного ухудшения уровня жизни».
«Выпрашивать помощь – это унизительно для старика!»
К тому же в 2021 году Сейм принял неудачные поправки к нормативным актам, и многие получатели пенсий потеряли право на жилищные пособия, которые до сих пор получали в социальной службе своего города. Латвийская федерация пенсионеров напоминает, что Сейм, по сути, лишил пособия сениоров с пенсиями более 255 евро.
«В результате непродуманных решений в людях накапливается недовольство, возникает дополнительная нагрузка и стресс, – предупреждают политиков руководители ЛФП. – Сейчас парламент частично начал исправлять допущенные ошибки с жилищным пособием, но пожилым и больным людям придется повторно идти в социальную службу, подавать документы и справки, платить за заказ этих справок и тратить деньги на дорожные расходы». Вдобавок среди пенсионеров бытует мнение, что для человека, честно отработавшего свой трудовой век, унизительно просить социальную помощь: «Все основные законы государства устанавливают право человека на достойную жизнь в старости и должны защищать его от нищеты».
Сениоры считают, что пенсии следовало бы компенсировать по тем же принципам, по которым сейчас увеличивают зарплаты для депутатов Сейма и членов правительства.
Нужны срочные выплаты и изменения законов
Но чего же Латвийская федерация пенсионеров требует прямо сейчас? «Мы считаем, что высшие должностные лица нашего государства должны в срочном порядке принять решения для улучшения уровня жизни сениоров и инвалидов во время чрезвычайной ситуации, – говорится в письме. – Для этого необходимо из средств на непредвиденные ситуации выплатить каждому из них единовременное пособие в размере не менее 200 евро и без промедления рассмотреть вопрос о введении базовых пенсий из средств государственного бюджета. Базовые пенсии нужно выплачивать уже с 1 января 2023 года, для чего следует заблаговременно принять все необходимые изменения в нормативных актах».
Письмо подписали глава Федерации пенсионеров Айя Барча и ее заместители Виола Лазо и Дзинтра Жилде.
Что говорят сами сениоры? Представители трех регионов рассказали, как выживают в кризис
«Мы лишены возможности выжить!»
Мы обратились к сениорам разных регионов Латвии, чтобы узнать, поддерживают ли они инициативу ЛФП и каких срочных решений ждут от правительства и Сейма.
Айна Яунземе представляет Вараклянское общество пенсионеров, а также Латгальское региональное объединение пенсионеров, в которое входят 24 местных общества сениоров.
– Сениоры находятся в тяжелом положении, – говорит Айна Яунземе. – Вообще пенсионеры – это самая уязвимая группа населения Латвии. Многие вынуждены жить на минимальную пенсию, которая едва достигает 200 евро. Отдельный проблемный вопрос – это покупка лекарств. Аптека отнимает у нас большую часть дохода.
К тому же, как отмечает Айна Яунземе, пенсионеры, как правило, очень честные и добросовестные люди. Именно пенсионеры исправнее многих других оплачивают налоги и счета за квартиру.
– Сейчас, когда плата за отопление и электроэнергию так повысилась, люди просто в отчаянии, – говорит представитель Вараклянского общества пенсионеров.
– Федерация требует, чтобы каждому сениору было выплачено единовременное пособие в размере 200 евро. Как думаете, достаточная ли это сумма, чтобы улучшить уровень жизни пожилых людей?
– Спасибо федерации, она действительно думает и заботится о пенсионерах. Но выплатить сениорам 200 евро – это все равно, что положить их в дырявый мешок. Я не говорю о том, что пособие не нужно, боже упаси. Мы, пенсионеры, считаем центы каждый раз перед тем, как пойти в магазин. Посмотрите, как сейчас подорожали дрова и свет, неудивительно, что пожилой человек в магазине думает, может он себе позволить пачку творога или нет. Но единоразовая выплата в размере 200 евро не решит проблемы благосостояния пенсионеров в долгосрочной перспективе.
– Эту проблему могло бы решить введение ежемесячной базовой пенсии. Как вы считаете, каким должен быть ее размер?
– Это сложный вопрос. Я могу сказать – 500 евро, и не ошибусь, потому что это действительно необходимый минимум для выживания. Правительству особенно следовало бы думать о сениорах, которые живут на пенсию в размере 200 евро или чуть больше. Они в самом опасном положении.
– И к тому же бедные сениоры не получат никакой выгоды даже от объявленного Сеймом повышения необлагаемого уровня дохода для пенсионеров.
– Да, очень похвально, что правительство повышает необлагаемый минимум доходов (с 1 января – до 350 евро, с 1 июля – до 500 евро. – Прим. ред.). Некоторые пенсионеры благодаря этому после 1 января действительно получат кое-какую прибавку. Но правительству надо помнить, что большая часть пенсионеров Латвии – бедняки. Доходы таких людей не достигают установленного необлагаемого минимума, так что его прибавка им никак не помогает.
– По официальным данным, годовая инфляция повысилась на 3,3%. Но как реально за этот год выросли расходы пенсионеров?
– Цена на электричество и газ увеличилась в три-четыре раза, так что реальные расходы повысились очень сильно. Наши сениоры из Прейли, Резекне, Варакляны в один голос говорят, что стало невозможно выжить. Да, на селе у человека, возможно, есть своя картошка, но это же капля в море! Люди очень морально подавлены новыми счетами за электричество, газ и отопление.
– Вы получаете поддержку от самоуправления?
– Да, у нас очень хорошая мобильная бригада, которая обслуживает одиноких пенсионеров. Самоуправление регулярно выплачивает жилищное пособие. Сколько город может, столько помогает, за это им спасибо. Но этого недостаточно, нужны решения на государственном уровне. Правительство должно пойти навстречу и подумать о тех бедных людях, у которых дома нет даже куска хлеба.
«Впадаем в депрессию!»
«Прибавилась и еще одна проблема, это давление на пенсионеров в отношении обязательной вакцинации. Очень хорошо, если пенсионеры вакцинируются, но заставлять их было большой ошибкой. Многие сениоры просто впадают в депрессию».
«Пенсия не должна быть меньше минимальной зарплаты!»
Илга Ушака представляет общество пенсионеров Скриверской волости. Она тоже считает, что единовременное пособие в размере 200 евро порадует пенсионеров, но его нельзя считать решением проблемы.
– Несколько лет назад я провела опрос с целью выяснить, какие пенсии получают сениоры Скриверской волости, – рассказывает Илга Ушака. – На тот момент 85% получали меньше 300 евро. С годами эта сумма благодаря индексации, возможно, повысилась до 300 евро, но это такой мизер, что человек, который всю жизнь проработал, не может справиться с ежемесячными платежами. Посмотрите, тепло дорожает, электричество дорожает, дорожают продукты.
– Сениоры в один голос говорят о своей незавидной ситуации.
– Да, и особенно обидно за людей, которые проработали всю жизнь и теперь не могут выжить на пенсию. Например, у нас в обществе состоит учительница, которая трудилась в школе 52 года и получает только 270 евро.
– Как выжить таким людям?
– Знаете, я сама выключила бойлер, потому что боюсь новых счетов за электричество. Теперь обхожусь без горячей воды.
– Но ведь возможности экономии не бесконечны...
– Мне кажется, что пенсионеры друг с другом делятся. На селе, конечно, помогает сад и огород. Говорят еще, что дети должны помогать своим родителям. Но мы ведь понимаем, что наши выросшие дети сами находятся в таких трудных обстоятельствах, что не могут помочь пожилым матерям и отцам.
Если честно, то думаю, что совсем одинокие пенсионеры со статусом неимущих лиц находятся даже в более выгодной ситуации, чем семейные сениоры. Государство их больше поддерживает.
– Думаете, это неправильно?
– Нельзя делить пенсионеров на тех, у кого есть дети и у кого нет. Многие пожилые люди даже при наличии близких живут самостоятельно, своим домохозяйством.
– Что думаете про базовые пенсии? Каким должен быть их размер, чтобы пенсионеры почувствовали поддержку?
– Фактически базовая пенсия должна быть такой, чтобы гарантировать выживание человеку без трудового стажа. А если уж человек трудился, то базовую пенсию нужно просто прибавлять к той пенсии, которую человек сам заработал.
– Каких решений вы ждете от правительства?
– Мы, пенсионеры Скривери, считаем, что честно трудившийся человек должен получать пенсию в размере не меньше минимальной зарплаты. А сениор, который не работал и получает от государства пособие, должен что-то делать для общества.
– Что, например? Выполнять общественные работы?
– Хотя бы так. На примере нашего общества я вижу, что люди, которые всю жизнь работали и вырастили детей, охотно принимаются за общественную работу. У нас одна дама связала 50 пар носков и передала в Федерацию пенсионеров, чтобы подарить нуждающимся. А другие люди, которые даже пенсии не заработали и живут на государственные пособия, ничего не хотят делать и только высчитывают, что им положено от властей. Это неправильно.
«Добавили 15% министрам, добавьте 15% и пенсионерам!»
Карлис Сергеев – активный участник Салдусского общества пенсионеров. Он говорит, что сениоры края обсудили письмо ЛФП правительству и Сейму и хотели бы прибавить к нему свои требования.
– Да, мы просим выплатить сениорам единовременное пособие в размере 200 евро, как это было в прошлом году. Но в перерасчете на год это получается всего 16,60 евро в месяц: слишком мало, чтобы компенсировать бешеный рост цен. Посмотрите сами, хлеб подорожал на 30%, картошка – на 40%. Так что разовая выплата ничего особенно не меняет в положении сениоров.
«При повышении цен торговцы ссылаются на плохой урожай картофеля. Мы в Салдусском районе видим, что урожай был нормальный, и если какой-то лентяй не сумел собрать свой картофель, это не должно быть проблемой покупателей!»
– Какое же решение правительства могло бы реально помочь пенсионерам?
– В письме ЛФП мы просим, чтобы перерасчет пенсий осуществлялся по тем же принципам, по которым пересчитывают зарплаты правительству. Если добавили министрам 15%, то добавляйте и пенсионерам 15%. Вот это будет чувствительная добавка, причем мы будем получать эти деньги не раз в год, а каждый месяц. Счета-то платить нужно ежемесячно.
– Если правительство не согласится с этим предложением, как пенсионеры справятся со счетами?
– Я тоже задаю этот вопрос. В нашем обществе есть люди, которые 30 лет проработали во вредных условиях и со всеми добавками получают 310 евро на руки. Как им выживать, я хочу спросить.
– Возможно, следовало выдвинуть правительству более жесткие требования?
– Требования… Любые требования, это тоже палка о двух концах. Скажем, пенсионеры в Салдусе смеются над решением правительства повысить необлагаемый минимум доходов до 500 евро. Благо от этого получат только условно богатые пенсионеры с доходами более 330–350 евро в месяц. Стыдно правительству и Сейму принимать такие решения, когда около 300 000 сениоров получают намного меньше 500 евро, и даже меньше 350 евро! Политикам надо думать, как улучшить уровень жизни большинства пенсионеров. Вот сейчас обещают ввести базовую пенсию, но когда это будет? Когда нынешние пенсионеры умрут? Мы ведь с каждым годом становимся старше.
– Каких решений вы ждете от парламента, которые могли бы улучшить жизнь пожилых людей?
– Этот созыв Сейма просто игнорирует интересы пенсионеров.
– И все же, что следовало бы сделать Сейму, чтобы развернуться лицом к сениорам?
– Начать хотя бы с простого. Мы долгое время просим, чтобы пенсионерам, которые вышли на заслуженный отдых до 1996 года, удвоили надбавку за стаж. Сейчас этим людям по 85–90 лет, разве нельзя было им прибавить денег? При условии удвоенных выплат люди стали бы получать сразу на 40–50 евро больше и не ходили бы выпрашивать помощь у местных властей.
– Жаль, что об этом не упомянули в письме ЛФП.
– Письмо я считаю своевременным и правильным. Теперь мы посмотрим, как поведет себя министр благосостояния Гатис Эглитис. Он ведь сам сельский парень и должен понимать, как тяжело выживать людям в регионах!
«На селе 400 евро на человека считались в семье пенсионеров нормальным и даже очень хорошим доходом. Это не много, потому что семье нужна машина, в глубинке это не роскошь, а необходимость. У нас тут есть доступ к семейным врачам, но врачи-специалисты все в городе, автобусы же ходят раз-два в неделю. Когда человеку нужно пройти обследования, нужно ехать еще дальше – например, в Добеле. Если у тебя или твоего соседа нет машины, выжить очень тяжело, а сейчас дорожает и топливо, и дорожный налог. Все это надо учитывать, когда правительство рассчитывает доходы пенсионеров».
А что же правительство?
Министр благосостояния Гатис Эглитис сообщил, что требования пенсионеров заслуживают обсуждения на заседании правительства: «Возможно, будет что-то похожее на прошлый год (когда власти выплатили пенсионерам пособия по 200 евро. – Прим. ред.). Или же мы будем искать решения для дополнительной поддержки пенсионеров». Однако в понедельник, 17 января, правящая коалиция еще не договорилась о мерах поддержки населения.
Маргита СПРАНЦМАНЕ