Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

Продолжительность жизни в Латвии растет, а здоровье пожилых людей ухудшается. Специалисты регулярно пишут о действиях для его сохранения, но только заведующий геронтологической клиникой Рижской Восточной клинической больницы, профессор Янис Залкалнс точно знает, какие рекомендации действительно работают, а какие – нет. В интервью «МК-Латвии» профессор рассказал, почему Латвия является страной пожилых женщин, чем здоровье современных сениоров отличается от здоровья их сверстников 50 лет назад и чем врачи-гериатры могут помочь своим пациентам.

Для информации: геронтология – это наука, которая изучает процессы старения организма, в свою очередь гериатрия – это врачебная практика, связанная с профилактикой, диагностикой, лечением и реабилитацией пожилых пациентов.

Латвия – страна пожилых женщин!

– Профессор, что такое старость с точки зрения медицины?

– Всемирно принято считать «сениорами» людей 65+, и именно эта возрастная группа в мире растет. Но в Латвии заметен перекос: женщин пожилого возраста больше, чем мужчин.

Более того, скажу, что около трети мужчин у нас не доживает до пенсионного возраста.

Поэтому средняя продолжительность жизни женщин у нас выше, чем у мужчин примерно на 10 лет, тогда как в Европе этот разрыв обычно 3–4 года.

Причины – вредные привычки мужчин, например, они чаще женщин употребляют алкоголь и чаще ломаются под стрессом. Женщины по-прежнему – «сильный пол», более выносливы, поэтому и живут дольше, чем мужчины. Но качество второй половины жизни зависит не только от генетики, но и от образа жизни – важны и привычки, физическая активность, питание. Ну и вовремя подобранное качественное, подходящее лечение.

Возраст один – проблемы разные

– Раз мы перешли к медицинскому вопросу, то спрошу: кто такой врач-геронтолог, чем он занимается?

– Я понимаю причину вашего вопроса, так как гериатрия это относительно новая для Латвии врачебная специальность и на всю страну у нас всего 12 сертифицированных врачей-гериатров. Гериатры – это клиницисты очень высокого уровня, они знают все особенности здоровья людей старше 65 лет.

– Почему именно 65 лет?

– С этого возраста человек считается пожилым, а значит – нашим пациентом. Впрочем, люди стареют по-разному, и тогда в 75 или даже в 90 лет человек живет полноценно и не вспоминает о врачах. Он – не наш пациент. А есть «версия нездоровья», когда одно заболевание запускает цепочку других, словно цепная реакция, такое часто бывает у людей старше 65 лет. Именно поэтому к пожилым требуется особый подход.

– Младенцев должны лечить неонатологи, маленьких детей – педиатры, так как их организм отличается от организма взрослого человека. А чем геронтолог отличается от семейного врача или любого узкоспециализированного специалиста?

– Семейный врач сопровождает человека всю жизнь – от рождения до старости. Но когда возникает необходимость глубокого знания процессов старения, особенностей назначения лекарств и течения болезней именно у пожилых людей, тогда нужен гериатр. Это не конкурирующие, а взаимодополняющие специалисты. И хочу заметить, что у детей различий между собой меньше, чем у пожилых людей, тут каждый случай индивидуален. Поэтому про каждого человека старше 65 лет можно сказать: «Каждый пожилой человек – отдельный случай».

– Как жителю Латвии попасть на прием к гериатру?

– Если мы говорим о лечении, которое оплачивает государство, то при серьезных обострениях хронических болезней пожилые люди могут поступить в Рижскую Восточную клиническую больницу в отделение геронтологии, в котором лечат людей с множественными заболеваниями (часто с 10–15 диагнозами). Чаще всего таких пациентов привозят на скорой помощи.

– Почему в одном случае пожилой человек с болью в сердце попадает в отделение геронтологии, а в другом – в отделение, в котором лечат сердечно-сосудистые заболевания? Причем всех взрослых людей, а не только пожилых.

– Попадет ли пожилой пациент в кардиологию или в геронтологию, зависит от его состояния. Если у человека серьезная сердечная болезнь, требующая специальных обследований и сложного оборудования, его отправят в кардиологическое отделение. А если речь идет о хронических проблемах, например, сердечной недостаточности или повышенном давлении, где не нужны узкие и дорогостоящие технологии, то лечение будет проходить в геронтологическом отделении.

Также можно прийти на прием к гериатру амбулаторно, за свой счет. Но важно понимать: все назначения частного гериатра будут за счет пациента, в отличие от семейного врача, который может назначать исследования, оплачиваемые государством.

«Что вы хотите в таком возрасте…»

– Пожилые люди, особенно старше 80 лет, часто рассказывают, что врачи в ответ на жалобы на здоровье отказываются их лечить и говорят: «А что вы хотите в вашем возрасте… Просто примите это». Как вы относитесь к таким словам? И действительно ли, что людей после 80 уже невозможно вылечить?

– Здесь вопрос больше к медицинской культуре и отношению врача к пациенту. Возраст сам по себе не может быть аргументом для отказа в лечении или обследовании. Да, у пожилых людей организм хрупче, болезни сложнее, но это не значит, что им не надо оказывать помощь, каждый человек имеет право на лечение, независимо от того, сколько ему лет.

Лично я никогда не ставил возраст пациента во главу угла и не понимаю, как врач может сказать такое. Вспоминаю разговор с профессором Романом Лацисом, выдающимся кардиохирургом: возраст не может быть фактором, который останавливает лечение, в том числе операции на сердце. Лечить нужно всех, с учетом особенностей возраста, но без дискриминации.

– Я рассказала вам о тех жалобах, которые сама слышала от пожилых людей. А на что ваши пациенты жалуются вам?

– Истории очень разные. Часто пожилые люди говорят о трудностях доступа к медицинской помощи. В городе это проще, а вот в сельской местности – сложно, а поехать в столицу для пожилых людей проблематично. Кроме того, многие в деревне живут по принципу: «Я не пойду к врачу, у меня хозяйство, курочки, свинка», тянут до последнего, а потом уже вызывают скорую. Так они и попадают к нам.

Вчера и сегодня

– А как вы оцениваете здоровье пожилых людей в Латвии сейчас? Изменилось ли оно по сравнению с тем, как себя чувствовали сениоры 20–30 лет назад?

– Характерная черта современного старения – это мультиморбидность, то есть сочетание сразу нескольких хронических заболеваний, и полифармация – необходимость одновременно принимать множество лекарств. Это то, что отличает современного сениора от его ровесника 20–30 лет назад, когда лекарств было значительно меньше. Но я не могу сказать, что за последние 30 лет здоровье сениоров ухудшилось, даже наоборот. Возможно, дело в том, что сейчас у людей есть возможность многое предотвратить, вовремя обратившись к врачу. Если человек рассматривает свое здоровье как ценность, идет к врачу при первых симптомах, получает точный диагноз и сотрудничает с доктором, можно предупредить осложнения. Тридцать лет назад таких возможностей не было.

– То есть можно сказать, что сегодня пожилые люди живут дольше и качественнее?

– Несомненно. Современные медицинские и фармацевтические технологии развиваются очень быстро, болезни, которые еще недавно считались смертельными, сегодня можно контролировать. Поэтому сегодняшние семидесятилетние сениоры – уже совсем другие, не те, какими они были много лет назад, у них совершенно иной потенциал – и физический, и умственный. Посмотрите фотографии пожилых людей в старых журналах: в них 65-летняя бабушка в платочке выглядела слабой и уставшей. А современная 65-летняя дама – это часто энергичная бизнес-леди с ключами от машины в руках и головой, полной идей. Современные пожилые люди гораздо дольше сохраняют активность и жизненный ресурс.

Новые навыки для ясного ума

– Сегодняшним пенсионерам многому надо научиться, чтобы жить в современном мире, например, овладеть навыками подачи показаний счетчиков на домашних страницах разных компаний, оплаты счетов, поиском информации и записью к врачу через Интернет и т. д. Как вам кажется – новые задачи улучшают здоровье человека, или стресс от необходимости научиться новым навыкам негативно сказывается на организме?

– Я отвечу так: единственный способ сохранить когнитивные функции мозга – тренировать их, никакие лекарства, даже самые современные, не заменят умственной активности.

Поэтому ни в коем случае нельзя рассуждать: «Я уже старенький, зачем мне чему-то учиться, это все так сложно!» А молодым родственникам не стоит освобождать своих пожилых родных от бытовых задач, беря все на себя. Наоборот, стоит мотивировать их осваивать технологии и продолжать по мере сил заботиться о себе самостоятельно.

Кроссворды или сериалы?

– Одни пожилые люди знают о необходимости тренировать когнитивные функции и поэтому регулярно разгадывают кроссворды. Ну а другие не заморачиваются над этим и с удовольствием тратят время на просмотр сериалов. Как вы к этому относитесь?

– Если человек не просто смотрит сериалы, но пересказывает их, скажем, соседке, обсуждает их, то это своеобразная тренировка мозга, поэтому я отношусь к такому времяпровождению положительно. Даже простой вопрос к самому себе: «Интересно, как героиня фильма поведет себя дальше?» – это уже работа памяти, внимание к деталям, развитие воображения.

Что касается привычки решать кроссворды, то это далеко не лучший способ тренировки памяти, как многие думают. Вместо него я бы рекомендовал внедрить в жизнь другую привычку – ежедневно вести дневник, писать, что произошло, свое отношение к происходящему, мысли, воспоминания и обязательно – планы, даже если они незначительны. Такой простой навык включает в работу все функции мозга. А мозг нужно тренировать так же регулярно, как и мышцы.

Питание и движение

– Уже больше десяти лет специалисты говорят о важности здорового питания и достаточности движения. Что вы видите на практике: современные пожилые люди стараются правильно питаться и больше двигаться или они игнорируют эти советы? И второе: верите ли вы, что это реально улучшает здоровье?

– Что касается питания, то я скажу так: надо есть все, что нравится, но в разумных пределах. Полезнее всего то, что растет в нашем климате, а средиземноморские диеты пусть останутся для любителей экспериментов. А вот движение, действительно, критично важно, оно нужно и мозгу, и мышцам.

Что касается вашего первого вопроса, то да, за последнее время серьезно увеличилось количество пожилых людей, которые стараются питаться правильно и сохранять физическую активность. Но по-прежнему много и тех, кто живет по принципу «а зачем мне что-то делать».

– Здоровье первых и вторых различается?

– Конечно. Когда человек действительно придерживается здоровых привычек: двигается, следит за питанием, тренирует мозг – эффект от этого заметен. Болезней у таких людей меньше, они дольше сохраняют качество жизни.

Позитивный взгляд на мир

– А что насчет позитивного взгляда на мир? Реально ли он помогает дольше жить без болезней? Или это миф?

– Нет, не миф, и это я могу утверждать из своей врачебной практики, из наблюдения за пациентами. Радость – это ресурс, который влияет на здоровье в целом, а умение радоваться мелочам поддерживает здоровье человека. Причем речь идет не о глобальных событиях, а о самых простых вещах: первый снег, цветущая осенняя астра, солнечное утро и т. д. У каждого из нас есть своя «доза радости», заложенная генетикой, но то, как мы ее развиваем в течение жизни, зависит только от нас, поэтому позитивному отношению к жизни нужно учиться и тренировать. Когда Микеланджело спросили, как он создает свои шедевры, он ответил: «Очень просто – убираю все лишнее. То, что остается, и есть радость». Если человек умеет видеть хорошее в простом, то у него больше сил, больше здоровья, и в целом он живет дольше тех, кто радоваться не умеет. Знаете ли вы, почему южане живут дольше? Дело не только в том, что жители Португалии, Италии или Франции ближе к природе, более гармоничны и спокойны. На севере же люди больше торопятся и подвержены стрессу.

А знаете что еще важно? Важно делание жить. Несмотря на болезни и физические ограничения, я ни разу не слышал, чтобы пожилой пациент сказал: «Я устал, хочу умереть». Жизненный инстинкт очень силен и желание жить у пожилых людей, даже с тяжелыми диагнозами, очень сильное.

Повышение пенсионного возраста

– Как вы относитесь к постоянному повышению пенсионного возраста? Может быть, на самом деле работать в зрелом возрасте – полезно, не только с материальной точки зрения, но и с точки зрения здоровья?

– Повышение пенсионного возраста – это неизбежность во всем мире, но воспринимается это по-разному. Кто-то устал и буквально считает дни до выхода на пенсию, чтобы больше не работать, а кто-то сохраняет трудоспособность и желание трудиться – для них работа остается источником энергии и смысла. Другое дело – сама пенсионная система, она должна быть справедливой и адекватной, а не «уравниловкой». Сегодня, к сожалению, ее недостатки видны: один человек всю жизнь работал, платил налоги, а другой – нет, и при этом их пенсионные выплаты оказываются схожими. Это несправедливо. А все то, что человеку кажется несправедливым, подтачивает его силы и здоровье.

Что касается вашего вопроса, то я не вижу взаимосвязи между улучшением здоровья и необходимостью работать тогда, когда этого уже не хочется делать из-за нехватки сил. 

Роль государства и общества

– Что, на ваш взгляд, может и должно сделать государство, чтобы у пожилых людей было меньше болезней, меньше неизлечимых диагнозов и более счастливая жизнь?

– Прежде всего – укреплять доступность медицинской помощи на всех этапах жизни. В этой сфере, чем раньше человек получает помощь, тем больше шансов предупредить серьезные болезни. Вторая сторона – социальная. Когда-то я считал своей миссией, как ведущий геронтолог Латвии, повлиять на отношение общества к пожилым людям, но со временем понял: абстрактного общества не существует. Общество – это сумма семей, и если в каждой семье будет уважение и благодарность к старшему поколению, тогда и отношение общества в целом изменится. Ведь все блага, которыми мы сегодня пользуемся – культурные, научные, материальные, это заслуга тех, кто жил до нас. Эти люди заслуживают благодарности и уважения, и это должно быть видно в повседневной жизни.

И, конечно, пенсия. Она должна обеспечивать хотя бы самые скромные потребности: не только еду и лекарства, но и социальную, культурную жизнь. Чтобы у пожилого человека в кошельке не гулял сквозняк, чтобы он жил спокойно, без тревоги: дотянет ли до следующей пенсии.

Но если говорить о роли государства, социальной поддержки, ухода, то здесь у меня нет претензий. Государство помогает одиноким пожилым, покрывая часть расходов на пансионаты, хотя многие люди предпочитают оставаться дома. Но если человек одинокий, важно, чтобы кто-то сообщил социальным службам, что ему нужна помощь, тогда социальные работники придут, обсудят ситуацию, помогут с транспортом и обследованиями. Служба социальной поддержки в Латвии работает хорошо.

Возьми телефон, позвони сам!

– Что еще важно в пожилом возрасте с точки зрения сохранения ментального и физического здоровья?

– Человек должен общаться с человеком. Когда-то вместе с профессором Карповой мы исследовали главные проблемы пожилых людей и пришли к выводу: самое тяжелое для них – даже не маленькая пенсия, а одиночество. Поэтому надо не сидеть дома с мыслью: «Вот уже неделя прошла, никто мне не позвонил». Важно самому делать шаг навстречу людям: позвонить бывшей соседке, подруге с работы, договориться о встрече. Тогда жизнь перестанет сводиться к ожиданию вечера перед телевизором. Человек сохранит интерес к происходящему – и это в прямом смысле продлевает годы.

– Какую ошибку часто совершают пожилые люди в попытке сохранить свои силы?

– К сожалению, многие думают: «Я всю жизнь тяжело работал, теперь обо мне должны позаботиться другие». И это ошибка, человеку важно сохранить привычку действовать. Поэтому мое пожелание тем, кто выходит на заслуженный отдых, – не терять свои навыки и интерес к жизни. День длинный, и его можно наполнить самыми разными делами: физической активностью, умственными занятиями, уходом за домом, встречами.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.