В Саласпилсе живет женщина, которую знают тысячи людей в Латвии и далеко за ее пределами. Тамара Лукина не просто пенсионерка, она – блогер, ее YouTube-канал уже давно превратился в площадку, где тысячи пожилых людей ищут ответы на вопросы, касающиеся пенсий, экзаменов на знание латышского языка и просто жизни.
«Я – блогер. Приятно познакомиться!»
Знакомьтесь – Тамара Лукина, 65-летняя жительница Саласпилса, гражданка России, популярный блогер. Как и многим гражданам России, живущим в Латвии, пару лет назад ей пришлось сдавать экзамен на категорию А2 по латышскому языку, и как почти 10000 других получателей пенсии напрямую от Пенсионного фонда России она уже много месяцев эту пенсию не получает. Поэтому о самых волнующих проблемах своих подписчиков знает не понаслышке: https://www.youtube.com/@tamaralukina
– Расскажу, как так получилось, что я стала гражданкой России и начала получать российскую пенсию. Когда Латвия приобрела независимость, мой муж получил статус негражданина. В один момент его работодатель сказал, что у моряков (а мой покойный муж был моряком) обязательно должно быть гражданство, причем в то время не важно какой страны. Гражданство Латвии мужу просто так не дали, поэтому он решил принять российское. Тем более, тогда паспорта России оформляли быстро, без волокиты. Он предложил мне заодно с ним оформить гражданство России, и я недолго думая согласилась, – рассказала Тамара. – Теперь расскажу, почему я получаю пенсию от России. Начну с того, что после окончания учебы я работала воспитателем в детском саду, но в девяностые детские садики закрывались один за другим, и садик, в котором я работала, тоже закрыли. Мой муж в то время хорошо зарабатывал, поэтому сказал: «Тамара, не ищи работу, сиди дома, занимайся детьми». У нас в то время было трое детей, один из них астматик, с инвалидностью. Я часто лежала с ним в больницах, поэтому решение, что я стану домохозяйкой на тот момент казалось самым правильным. Вот так и вышло, что после 1994 года я больше нигде не работала. Ну а когда пришло время выходить на пенсию, то выяснилось, что Россия согласилась засчитать мне стаж за работу в Советском Союзе, а Латвия – нет, так как он был слишком маленьким – менее 15 лет. Поэтому я выбрала получать пенсию от России – 100 евро (сейчас немного больше). Мизер, конечно, поэтому то, что мое хобби стало меня подкармливать, многое для меня значит. Но расскажу обо всем по порядку.
Новый телефон – новая жизнь
– Свой канал я начала вести пять с половиной лет назад. Все началось с того, что мои дети подарили мне смартфон – до этого времени у меня был обычный кнопочный телефон, – рассказывает Тамара. – Однажды мы все пошли в кафе в ТЦ «Акрополе», и сын рассказал, что на этот телефон можно снимать видео. Показал, как это делать, и я тут же, прямо за столиком, сняла короткое видео – вид на «Акрополь» сверху, длительностью не больше минуты. Сын предложил выложить это в YouTube, и я это сделала. К моему удивлению, у ролика появились просмотры, и даже более того – у канала появились подписчики – целых пять человек. Для меня это было событием.
– Потом, летом, я пошла к Даугаве, сняла видео: волны, пароходик и т. д., и снова выложила его на канал. Я тогда ничего не знала ни про монтаж, ни про обработку, поэтому ничего этого у ролика не было, но и его тоже посмотрели. Но потом мне захотелось снимать лучше, я написала в поисковике «Как снять хорошее видео» и начала изучать обучающие ролики. Я их буквально «глотала» – ночами смотрела, а днем училась держать камеру, монтировать ролики и т. д.
Постепенно к моему хобби подключился и муж. Он – коренной рижанин, который прекрасно знал историю нашей столицы. Поэтому муж стал рассказывать в роликах о старинных зданиях, о том, что происходило в том или ином месте.
Монетизация хобби
– А потом я узнала, что на роликах можно зарабатывать, это называется монетизация, – продолжает наша собеседница. – Я поделилась своим открытием с подругой (она гид) и подруга предложила: я буду рассказывать о городе, а ты – снимай и выкладывай в Сеть. Целых два года мы снимали, и потихоньку я начала зарабатывать.
– Как это произошло?
– Для того чтобы включить монетизацию на YouTube, нужно выполнить два условия: за последние 365 дней набрать четыре тысячи часов просмотров и иметь тысячу подписчиков. Просмотров у меня было много, а вот подписчиков не хватало, и я обратилась к зрителям: «Если вам интересно то, что я делаю, подпишитесь, пожалуйста. Я вижу, вы заходите, пишете комментарии – значит, смотрите…» И люди откликнулись, после этого YouTube одобрил монетизацию.
– Можно спросить о ваших заработках?
– Увы – это не миллионы. Сначала я получала по 20, 30, 50 центов в день, сейчас – больше, но все зависит от рекламы. Хейтеры иногда пишут: «Тамара на лайках зарабатывает». Так вот, YouTube не платит ни за лайки, ни за комментарии, платит только за просмотры роликов, в которых есть реклама. Больше всего я стала зарабатывать в начале 2023 года, когда начала рассказывать обо всем том, что волнует пенсионеров и граждан России.
Новости поправки к Закону об иммиграции
– А почему вы в 2023 году решили заговорить именно о российских пенсионерах?
– Потому что в сентябре 2022 года вступили в силу поправки к Иммиграционному закону, и я вдруг поняла, что они касаются также и меня саму. Напомню: российским гражданам, живущим в Латвии, надо было оформить статус постоянного жителя Европейского союза, а для этого тем, кто младше 75 лет, было необходимо сдать экзамен на знание латышского языка на категорию А2. Для многих это условие оказалось стрессом, люди не знали, куда идти, что будет на экзамене, как выучить язык на нужный уровень, где взять материал для изучения латышского, как оформить документы для продления ВНЖ. А я начала все узнавать и рассказывать на своем канале. Мой муж – а он знал латышский прекрасно – пошел и сразу сдал экзамен и уговаривал меня записаться на сдачу до Нового года, пока есть свободные места. Но я не решилась, а после Нового года записей уже не было. Это тоже вызвало волнение и дало мне новую тему для выпуска. А 13 апреля я сдала экзамен и тут же рассказала подписчикам, как прошел экзамен и как я к нему готовилась.
– Нам тоже это интересно!
– К экзамену я готовилась самостоятельно, с помощью обучающих роликов Елены Тарлецкой. Днем училась, ночью – повторяла. В процессе своей подготовки я делилась с подписчиками, как я готовлюсь, заряжала их энергетикой, призывала учить латышский и не ждать милости от Конституционного суда. А когда сдала экзамен, начала призывать людей не бояться на него идти. К сожалению, многие испугались, что не сдадут экзамен и поэтому побежали оформлять временный вид на жительство в Латвии.
– Почему это было неверным решением?
– Потому что им надо было идти на экзамен и затем оформлять статус постоянного жителя Европейского союза. Очень многие мои подписчики делились результатами на экзамене, присылали свои удостоверения о сдаче экзамена. Я их показывала в кадре и этим мотивировала остальных не лениться, а учиться. Многие сердились на мои слова, но потом говорили, что я вселила в них веру, они сдали экзамен и теперь могут спать спокойно…
Но сдача экзамена – это еще не все, людям надо было распечатать анкету и заполнить ее на латышском языке. И это оказалось проблемой. Некоторые пенсионеры не только не знали латышский, но и не умели пользоваться компьютером, не понимали, куда нажимать и что писать. А время шло – документы нужно было подавать срочно. Поэтому мы с мужем взялись им помогать. Муж после работы садился за компьютер и до поздней ночи помогал людям оформлять анкеты и подавать документы в УДГМ. А я со своей стороны в каждом эфире повторяла: «Не падайте духом, готовьтесь к экзамену, потом несите документы в УДГМ!» В ответ на это я часто слышала упреки: «Ты ничего не понимаешь! Мы старые, больные, у нас сил нет ни на учебу, ни на сбор документов!» А я им говорила: «Ребята, я ведь тоже не молода. Но это нужно вам. Если не сдадите – куда поедете? Мне, например, ехать некуда. Так что не ленитесь – готовьтесь».
Этот период очень изменил мой канал. В конце 2022 года у меня было две с половиной тысячи подписчиков, а уже через несколько месяцев стало тринадцать тысяч. Люди начали мне доверять, потому что видели, что сама прохожу через все то, о чем им рассказываю.
«Чемодан – вокзал – Псков»
– Когда я готовилась к экзамену, – вспоминает Тамара, – мне позвонила подруга и предложила: «А давай съездим в Псков, ты расскажешь про этот прекрасный город!» Я отказалась – мне было не до поездок, а потом согласилась сделать ролик и пошутила: «Назову его: «Чемодан – вокзал – Россия – Псков».
– Почему именно так?
– Потому что российские граждане, живущие в Латвии, боялись, что провалятся на экзамене и им придется возвращаться в Россию. Вот мы и придумали – показать Псков как возможное место, куда можно будет переехать. В ролике мы показали его красоту: старинные церкви, узкие улочки, кафе, цены на продукты, словом – все. Я записала вступление: рассказала, что происходит в Латвии, почему люди волнуются и думают, куда уехать, а дальше вставила кадры, снятые подругой в Пскове. Этот ролик за один день набрал десять тысяч просмотров, для моего канала это было что-то невероятное. Тогда я и поняла: вот она, моя тема.
Поправки к Иммиграционному закону постоянно менялись, люди в них путались, не знали, чему и кому верить, а я все отслеживала: читала газеты, сайты, официальные ответы ведомств, писала запросы, разбиралась в документах. А потом простыми словами объясняла все в своих стримах. Именно тогда мой канал и стал по-настоящему полезным, он стал не просто про жизнь, а про то, что волнует тысячи людей, оказавшихся между двумя системами.
Личный опыт – лучший советчик
– А еще я рассказываю своим зрителям о законах в Латвии, своем опыте по оформлению каких-то важных документов, это всегда очень хорошо заходит, – продолжает рассказывать наша собеседница. – Например, у меня есть ролик о том, как я поехала в ГАСС, чтобы узнать, можно ли отказаться от российской пенсии. Это, кстати, очень важный вопрос, особенно для тех, кто, как я, получает пенсию из России. Когда я вышла на пенсию, она составляла 100 евро. А пособие по социальному страхованию от Латвии (которое выплачивается тем, кто не имеет права на пенсию) составляет 166 евро. Поэтому Латвия доплачивает мне шестьдесят шесть евро, чтобы дотянуть до минимума. Это пособие я оформила в ГАСС, когда мне исполнилось шестьдесят четыре года и девять месяцев. Если бы у меня вообще не было пенсии, Латвия платила бы мне всю сумму – 166 евро. Но поскольку у меня есть российская, – выплачивают только разницу.
Так вот, проблемы начались, когда Россия перестала платить мне пенсию. Тогда я снова пришла в ГАСС и спросила: «Можно ли отказаться от российской пенсии и получать всю сумму от Латвии?» А мне ответили: «Хотите латвийскую пенсию – отказывайтесь от российского гражданства». Когда я рассказала об этом в ролике, было море комментариев, далеко не все из них были позитивными. Люди писали мне: «Ты в машине сидишь, вся такая ухоженная, а просишь пособие!» А я им объясняла: «Я не прошу подачек и не оформляю статус малоимущей. Эти деньги – не благотворительность со стороны государства, а законная доплата – всем, у кого пенсия меньше 166 евро».
Кстати, когда пришла пенсия из России за девять месяцев через ГАСС, люди недоумевали, почему в этот раз им не выплатили пособие от Латвии, а я понимала, почему. Дело в том, что пенсия из России выросла, а пособие мы получали из расчета за декабрь. Я позвонила в ГАСС инспектору, которая отвечает за эти пособия (Сандре Свиле) и она подтвердила мои слова. Об этом я тоже рассказала в ролике, успокоив людей, ведь пенсионеры – очень тревожные люди, которые иногда начинают фантазировать неизвестно что…
Хейтеров я не боюсь!
– Раз уж мы заговорили о хейтерах, как часто вы с ними сталкиваетесь?
– Часто, но я их сразу баню, так как не хочу тратить нервы на разбирательства. В основном гадости мне пишут россияне. Наши зрители, даже если им что-то не нравится, культурно промолчат, а россияне скажут: «Ты мерзкая, у тебя голос плохой». А еще они любят писать фразу: «Ты врешь!» Но в YouTube есть функция – можно блокировать слова, и я поставила запрет на слово «врешь». Я ведь действительно ничего не выдумываю, но не все хотят слышать правду, особенно про то, что Россия девять месяцев не выплачивала пенсии. Россияне мне написали: «Ты все врешь, поднимаешь панику ради просмотров! Скандалы устраиваешь, чтобы денег заработать!» А еще любят писать: «Вы, латвийцы, получаете наши пенсии! Это нечестно, из-за вас мы в России получаем копейки!» Я им объясняю: «Мы работали в Советском Союзе, платили налоги, так что это не «ваши» пенсии, а заработанные нами деньги».
Некоторые обвиняют меня, будто я говорю, что в России платят пенсию в евро. Мол, опять я вру. А я объясняю: «Я живу в Латвии, рассказываю для Латвии, но на русском языке!» Но пенсионеры увидят слово «пенсия», услышат русский язык и решают, что я вещаю из России. И вот тогда начинаются оскорбления. Но, если честно, теплых комментариев, добрых слов поддержки в разы больше, чем негатива.
Узнаваемость и добрые встречи
– А люди вас узнают на улицах?
– Да. Когда я пришла сдавать экзамен по латышскому языку, меня там буквально окружили, заявили: «Мы все ваши видео смотрим!» Это было так неожиданно и приятно. Еще случай в лесу. Поехала подышать воздухом, поснимать, заодно и грибов насобирать. А грибов-то нет! Иду по дороге с пустым ведром, вижу – навстречу две женщины, машут руками и кричат: «Тамара! Много грибов набрала? Мы ваши ролики смотрим!» Вот так и живу теперь – где бы ни оказалась, везде кто-то да подмигнет: «Тамара, это вы?» А недавно стала встречаться со своими подписчиками уже живьем. Иногда беру у них интервью, слушаю их истории…
Дружба крепкая
– Пенсионеры часто говорят, что с возрастом трудно завести новых друзей. А ваше хобби помогает в этом?
– Еще как. Иногда подписчики становятся для меня ближе, чем знакомые в реальной жизни. Когда я готовилась к экзамену по латышскому языку, в одном из роликов сказала, что мне не с кем поговорить по-латышски. Откликнулись латыши – позвонили мне и мы начали разговаривать. Один из подписчиков, Валдис, даже подарил мне свою авторскую программу для изучения латышского. А когда полтора года назад умер мой муж, одна женщина, Надежда, пришла прямо на кладбище, обняла меня и сказала слова, которые я запомнила навсегда. А потом, когда дома потек кран, один из подписчиков приехал и починил его. Другой раз захлопнулась дверь и я не могла попасть в квартиру, и снова помог подписчик, латыш. Недавно купила своему коту домик, так супружеская пара, тоже мои подписчики, приехали из Риги в Саласпилс и помогли собрать этот домик. Вот так вокруг меня образовался настоящий круг людей – добрых, отзывчивых. Я чувствую, что у меня есть не просто зрители, а вторая семья.
О жизни, оплате и детях
– Простите за личный вопрос, но на что вы живете?
– У меня на канале стоит кнопка спонсорства и время от времени кто-то переводит мне небольшую сумму. Но основной доход идет от YouTube – где-то 120–130 долларов в месяц. Но я надеюсь, что со временем аудитория вырастет, и я смогу зарабатывать больше. На моем основном канале сейчас почти четырнадцать тысяч человек. А еще у меня есть второй канал, называется «Моя Рига и мои рижане». На нем я стараюсь выставлять простые, «домашние» видео – про жизнь, про то, как правильно сварить яйцо. И знаете, что удивительно? Сейчас людям это интереснее, чем все остальное! Вот вроде мелочь – ролик «Чем полезны грибы», а просмотров у него больше, чем у любого моего «серьезного» видео.
Но если честно, по большому счету меня содержат мои дети. И вот тут, как ни странно, тоже вышла история. Они у меня добрые, заботливые, знают, что я живу трудно и решили сделать доброе дело: заплатили за мою квартиру сразу на год вперед, чтобы я не переживала об уплате коммунальных счетов. А управдом взял деньги, смотался за границу и оставил дом с долгами. Теперь мы перешли в другую управляющую компанию, а они говорят: «А где мы возьмем ваши деньги? Вы же заплатили не нам, а тому, кто убежал».
– Вы расскажете об этом своим подписчикам?
– Конечно, пусть знают, чтобы не повторяли моих ошибок.
Выбор темы для канала
– Насколько легко вам искать новые темы для выпусков?
– Легко, они повсюду. Знаете, когда приняли поправки к Иммиграционному закону, сын мне сказал: «Мама, ты хорошо подхватила тему – просмотров много. Но вот все сдадут экзамены, и что ты потом будешь делать?» А я ему ответила, что всегда найду, о чем говорить». И действительно – теперь я могу сказать зрителям: «Посмотрите, какое красивое платье я сегодня купила!», и по просмотрам, по комментариям вижу, что им это тоже интересно. Они же приходят не только ради информации, им хочется общения, каких-то житейских радостей, новостей.
Есть люди, которым не так важно, какая тема стрима, они просто смотрят каждый выпуск, так как полюбили меня. Иногда я рассказываю, что электричество подорожает или газ. А мне пишут: «У меня нет газа, у меня печка, но я все равно смотрю ваши ролики – просто потому, что вы мне нравитесь». Я стараюсь выходить в эфир раз в два дня. Тем хватает. Жизнь у пенсионеров такая, что говорить можно бесконечно. Главное – чувствовать свою аудиторию и понимать, что ее волнует.
Ольга ВАХТИНА

