Когда говорят о сварщиках, перед глазами возникает образ здорового мужика, с маской сварщика на голове, небритого, устало перекуривающего соединение сложной конструкции. Но жизнь удивительна, и в ней ей место разному. Женщины все чаще врываются в сферу мужских профессий и занимают там хорошо оплачиваемые вакансии. В Вентспилсе на крупном металлообрабатывающем предприятии уже целая женская сварочная бригада работает, и в Риге, Бауске и Даугавпилсе женщины все чаще становятся сварщицами.

Женская сварочная бригада на предприятии Bucher Municipal работает уже несколько лет.

Некоторые пришли на работу вслед за мужьями, и семейный подряд дал хорошие плоды – тем для интересных разговоров дома обоим супругам оказалось на порядок больше, транспортные расходы сократились, а встречи с любимым за обедом стали чаще.

При этом заранее ничего не предвещало такой деятельности. Например, Наталия Козлова занималась бумажной работой в бюро, а Анастасия Байдина – счастливая обладательница диплома педагога, воспитывала дома троих детей.

Но что-то в жизни поменялось, у Наталии ключом к новой жизни стало увольнение, у Анастасии – просто дети выросли. И захотелось чего-то совсем нового.

Инета Церпа также столкнулась с увольнением и подумала сменить опостылевшую работу.  И вот курсы сварщиков – и устройство на новую работу, которая позволяет заработать как минимум среднюю зарплату по стране.

Вот свежие данные портала вакансий Государственной службы занятости:

  • Предприятие Kronis приглашает сварщика для работы в Бауске, зарплата – 2000 евро на бумаге.
  • Предприятие Krismar Baltic ищет газосварщика на зарплату 1680 евро в месяц.
  • Предприятие Prime Baltic готово трудоустроить сварщика на 1800-4000 евро в месяц в зависимости от квалификации и опыта работы.

Средняя зарплата сварщика в Латвии 1500 евро в месяц.

Конечно, мужчин-сварщиков и сегодня гораздо больше, но сегодняшний рынок трудоустройства говорит, что сварщики – одна из самых востребованных профессий, и в этой занятости все чаще место находится женщинам. Пока их около 6% от общего количества сварщиков.

Сколько это стоит?

Выучиться на сварщика – это дорого. Но латвийское государство участвует в большом европейском проекте по улучшению квалификации трудоустроенных людей, и в рамках этого проекта новую профессию можно получить бесплатно или за небольшую плату.

Узнать больше об участии в этом проекте можно на портале stars.gov.lv, здесь же принимают заявки латвийцев на разнообразные курсы повышения квалификации, оплаченные государством.

Проект этот многомиллиардный, до Латвии доходят миллионы евро, которые тратятся на переобучение работающих людей.

Для малоимущих и неимущих, а также для беженцев эти курсы вообще бесплатны, но и для работающих людей – вполне посильны. Людям нужно заплатить за свое обучение всего от 30 до 5%.

Если говорить о профессии сварщика, то обучаемый платит всего 5% от их стоимости. Остальное покрывает госбюджет и финансирование из еврофондов. Учебные центры более чем заинтересованы в том, чтобы студенты и студентки закончили образование.

– Мы кровно заинтересованы, чтобы наши ученики закончили образование, – поделилась с «МК-Латвией» Зане Межсарга, директор большого учебного центра BUTS. – Ведь свои деньги от государства, с привлечением еврофондов мы получаем, только когда обучаемые сдали экзамены и получили диплом. Если ученик бросил учебу в середине процесса, или не дай бог в конце – это огромный расход для нас. Как вы понимаете, педагоги даром не работают. И сначала мы должны обеспечить весь учебный процесс, включая довольно дорогую практику, и только когда получен диплом, государство перечисляет нам деньги за ученика. А это более 3 тысяч за каждый курс.

– Скажу больше, обучение сварке – это очень дорого, но не для ученика, а для организаторов курсов, – поведал Каспар Троицис, директор учебного центра АВС. – Гораздо дороже, чем, к примеру, обучение программиста. Дело, конечно, в практических занятиях. Сварочные аппараты дороги, материалы дороги, даже спецодежда дорогая и все равно прожигается. Если, к примеру, на оплачиваемый государством поток пришел безработный или беженец, для которых обучение полностью бесплатно, и не закончил семимесячный курс, то кто должен заплатить преподавателям за потраченное время и оплатить расходники? Организатор курсов из своего кармана. И здесь я хочу особо отметить аккуратность девушек-студенток. Необязательные мужчины-ученики нам встречались. Не много, но были. Среди девушек такой не было ни одной. И многие из учениц закончили курсы с отличием. То есть сказать, что это такое обучение, которое очень тяжело дается «слабому полу» – сегодня просто смешно.

Разве сварщица может быть лучше сварщика?

Как рассказал «МК-Латвии» Каспар Троицис, в профессии сварщика важны не только сильные руки, но и соображающая голова. Причем второе гораздо более важно. Некоторые предприятия, делающие конструкции из TIG сварки (то есть сварки цветных металлов, с применением инертных газов), предпочитают именно женские бригады, поскольку женщины более аккуратны. 

– Еще один плюс у женщин в этой профессии – это отсутствие запоев, – поделился Каспар Троицис. – Сварка – тяжелый труд, и дело не в тяжести конструкций, этого как раз таки на многих производствах нет. Но это работа с огнем, требующая аккуратности, соблюдения техники безопасности, понимания химии, физики и сопротивления материалов. Мужики часто пьют, чтобы снять напряжение от этой работы. Женщины сбрасывают напряжение как-то иначе.

Куда звонить?

Телефоны для консультаций по получению профессии сварщик по программе европейского софинансирования:

Учебный центр BUTS с филиалами в 16 городах Латвии 

Артур Карклиньш-Пробукс  27898016.
Рижский учебный центр АВС

Каспар Троицис – 20248447.

Сколько стоит стать сварщиком?

В Латвии можно пройти обучение по четырем типам сварки, каждый из них – это отдельный курс.

Самая распространенная МAG сварка в среде активного газа, МIG сварка черного металла инертными газами, TIG то же самое – только для цветмета, и ММА – ручная дуговая сварка, универсальный метод.

Каждый курс продолжается около семи месяцев – 640 учебных часов, из которых только около 160 часов теория, а практические занятия и непосредственно практика на предприятиях по 240 часов. Стоит это удовольствие 3165 евро.

Но не спешите падать в обморок – из этой суммы непосредственно работающему человеку нужно заплатить всего около 160 евро, остальное – деньги государства и Европы. Причем львиную часть платит именно Евросоюз, и именно он устанавливает правила, которые дают простому человеку максимум возможностей. 

Особенно подчеркну: для малоимущих, беженцев и безработных – все бесплатно. Но главная мысль еврофондов была не о них, а о людях, которые застыли на своей работе, ужасно хотят что-то изменить в своей судьбе и в то же время не имеют возможности отказаться от опостылевшей работы, потому что счета платить все равно надо. Раздраженный читатель/ница в этом месте непременно спросит: да вы обалдели, что ли? Как работающий человек выделит семь месяцев для учебы? Как вообще можно вообразить, что можно одновременно и работать, и учиться?

Еще как можно! Теоретическое обучение проходит по вечерам и удаленно (для тех, кто совсем не бум-бум в онлайн-подключениях и объяснить, как это работает, дома некому – есть и очные курсы), практические занятия – по выходным. Хотите изменить жизнь? Меняйте! Как раз за вас все и заплачено!

Когда начинается обучение

Если в государственных ПТУ и техникумах учеба начинается традиционно, в начале учебного года, то на курсах все гораздо удобнее. Группы набираются каждый месяц, как набралось человек 20–25, происходит старт программы. Дипломы – не отличаются.

– В работе сварщика диплом об образовании важен особенно, – рассказал «МК-Латвии» Каспар Троицис. – Точнее даже не диплом, а евросертификат. Оплачиваются евросоюзной программой только те курсы, что могут давать эти важные документы. К нам периодически приходят ученики, которые говорят: «Да не нужны нам документы! В нашем гараже они не требуются!» Но это очень непрактичный подход. В высокооплачиваемых местах каждый сварочный шов подтвержден документально, конкретным номером евросертификата. Ладно, сегодня у вас есть этот гараж, в котором документы не требуются. Но как долго продлится эта гаражная работа? Как долго этот гараж сможет бегать от налоговой и более зубастых конкурентов? Когда настанет тот черный день, когда владелец гаража скажет: «Ну все, завтра не приходи, работы больше нет»?

Что нужно сварщику?

Конечно, для овладения профессией сварщика требуется не только железная воля, но и некие предрасположенности. Как дама может понять, что из нее вообще-то мог бы получиться приличный сварщик?

– В работе сварщика требуется точный глаз, твердая рука, ну и хотя бы минимальный интерес к технике, – определила Зане Межсарга. – Хорошо оплачиваемому сварщику придется и чертежи читать, и вникать в химию процесса, что и с чем сварить можно, а что нельзя и почему.

– Теория сварки не такая уж и простая, но здесь больше важны знания и навыки педагога, – уверен Каспар Троицис. – Это наша задача объяснить сложный материал очень простым, понятным языком, чтобы даже человек без образования понял и физику, и химию сварки. Ведь в сварщики не ученые идут, а простые люди, с очень простыми взглядами на жизнь, и может даже с неудачами в образовании. Педагогов, способных справиться с таким вызовом, в стране не так уж и много, но мы – есть. И совершенно понятно, почему мы получаем финансирование на обучение. Потому что мы можем довести простых людей, приходящих к нам после работы, до диплома, то есть приблизить мечту и изменить жизнь.

Языковой вопрос

После нашего прошлого материала об обучении за счет Евросоюза и государства в редакцию поступило несколько звонков, коснувшихся очень болезненной темы, а именно госязыка и его знаниями людей 50–60+. Спрашивали люди, есть ли профессиональное обучение на русском языке?

– Если говорить непосредственно о курсах сварки, то ранее мы делали такие курсы, но в программу государственного софинансирования они не попадали, – рассказала Зане Межсарга. – Сейчас спроса на такое обучение нет. Если будет, сделаем курс, компетентные педагоги имеются.

– Сварщик – рабочая профессия, – считает Каспар Троицис. – Это не продавец, которому нужно хорошее знание языка. В профессии сварщика важен ровный шов, а не рассказ о том, каким он должен быть. К нам приходили учиться не только русскоязычные, со слабым знанием языка, но и украинские беженцы, которые выучили госязык совсем-совсем недавно, и пока не на самом хорошем уровне. Наши педагоги открыты для вопросов, для дополнительных консультаций, и главное, чтобы педагог смог понять вопрос. Естественно, вопросы на русском они понимают и вполне могут пояснить непонятое на лекциях. Опять же, большая часть наших занятий – практика. Там руками показывают, что и как надо делать. Потому, если боитесь, не бойтесь, мы знаем, как сложное делать понятным.

– Теоретические экзамены – это тест, – объясняет Зане Межсарга. – Студенту не надо вспоминать, куда поставить гарумзиме, какую конъюгацию использовать в ответе. Главное, знать правильный ответ. Практический экзамен, по сути, самый главный, это и вовсе дело рук. Уверена, что язык отнюдь не помеха для тех, кто хочет получить новые знания.

Опыт дело наживное

А что насчет опыта? Многие люди упоминали, что без опыта работы, только с документом об образовании, устроиться на работу сварщиком сложно. Что приходится какое-то время чуть ли не бесплатно работать, чтобы получить драгоценный опыт. А многие предприятия, предлагающие вакансию сварщика, так и пишут: «Опыт минимум два года».

– Сегодняшний рынок труда для сварщиков очень большой, – рассказала Зане Межсарга. – Насколько мне известно, с хорошим сертификатом устроиться можно вообще без проблем. С прошлого курса компания ребят, закончивших обучение, поехала напрямую в Норвегию, где оплата труда существенно выше латвийской. Да и собственно многие латвийские компании заказывали у нас для своих рабочих курсы получения новой профессии. То есть в рамках еврофинансирования брали на себя оплату оставшихся 5%. Может, кто-то из работодателей и требует много, но это точно не весь рынок.

Рынок переобучения перекошен в мужскую сторону

Разговоры о равенстве – это прекрасно. Но почему женщины по государственной программе не могут переучиться на типичные женские профессии? Где почти бесплатные курсы парикмахеров, поваров, официантов, швей в конце концов? Почему женщины, которым опостылела старая работа, должны влезать в рабочую робу, надевать маски-каски и идти в цеха?

– Вероятно, все решает рынок, – вздыхает Зане Межсарга. – Цель европейского социального фонда не просто потратить деньги на обучение, но дать людям профессию, которую реально можно будет использовать в Евросоюзе и конкретно для нас в Латвии. Мы сами были очень заинтересованы организовать курсы швей. У нас очень хорошие педагоги! Но европейского софинансирования на эту профессию нет.

Как рассказала Зане Межсарга, рынок профессий действительно очень сильно перекошен в сторону мужских профессий. Именно поэтому дамы и приходят в новые профессии и побеждают там. Детям в семьях надо кушать, и мамина зарплата для них не менее важна, чем папина.

– Из типично женских профессий переобучение предлагается только в сфере работников по уходу, – рассказала Зане Межсарга. – Никогда не видела, чтобы на эту специальность приходил учиться мужчина, хотя в этой области сильные мужские руки еще как востребованы. Такие специалисты нужны, например, лежачим больным, и тут без физической силы не обойтись – их же переворачивать надо. Возможно, мужчин-сиделок берут на работу даже без образования. Впрочем, чтобы получать хорошие деньги, одних сильных рук будет маловато – евросертификат тоже потребуется. Обучение работника по уходу занимает 640 часов, и стоит человеку 90 евро из 1800 полной стоимости. Прогнозируется, что это будет одна из самых востребованных профессий.

Для тех же мужчин и женщин, что хотят работать в чистых костюмах, пожалуй, самая востребованная вакансия – это целый спектр цифровых услуг. От программирования до работы с искусственным интеллектом. Эта сфера так же чрезвычайно востребована и так же частично оплачивается государством и Евросоюзом. Основы компьютерной грамотности и вовсе бесплатны для людей. Но обучение проходит на государственном языке страны.

Я не понимаю

«Прочитала публикацию в вашей газете по поводу курсов повышения компьютерной грамотности за государственный счет. Моей маме-пенсионерке очень нужны такие курсы, и чтобы освоить платежи через компьютер, общение с родственниками по удаленке, подписывать документы, не попадаясь на удочки мошенников и так далее. Проблема одна, но очень острая – мама моя никакого другого языка, кроме родного русского, не знает так хорошо, чтобы на нем учиться. Оплачивает ли государство такие курсы на русском языке?»

К сожалению, нет, не оплачивает. Сами по себе курсы существуют. Для российских граждан, которым предстоит сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы не быть в срочном порядке выдворенными из страны, курсы основ компьютерной грамотности были бесплатно, для остальных за деньги.

Сейчас подобные курсы для сениоров на русском языке организует известный активист и депутат Рижской думы Юлия Сохина. Курсы начнутся, когда будет сформирована группа.

Телефон для справок 29472258.

Арсений МАТВЕЕВ


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.