Одним из главных факторов, свидетельствующих об уровне благосостояния общества, является показатель средней продолжительности жизни. С одной стороны, средняя продолжительность жизни в Латвии пусть и медленно, но растет. С другой стороны, отставание от развитых стран ликвидировать никак не удается. Так, по данным Евростата, в 2023 году в Латвии наблюдалась самая низкая продолжительность жизни в Евросоюзе – 75,6 лет.
Далее по списку идут Болгария – 75,8 лет, Румыния – 76,4, Венгрия – 76,7. И у наших соседей дела обстоят пусть не намного, но лучше. В Литве средняя продолжительность жизни составляет 77,6 лет, в Эстонии – 79,1 лет.
Дольше же всех европейцев живут в Испании – 84 года, Италии – 83,5 лет, Люксембурге, Мальте, Швеции – 83,4 года. Средняя же продолжительность жизни по Евросоюзу составляет 81,4 года.
■ ■ ■
Кроме того, в ЕС рассчитывается еще такой показатель, как ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Данный показатель позволяет оценить качество жизни с точки зрения здоровья. Грубо говоря, это возраст, при достижении которого человек теряет свою трудоспособность и ему необходима определенная медицинская помощь.
И здесь также не наблюдается ничего хорошего – Латвия по-прежнему находится на последнем месте с показателем в 52,7 года. Далее идут Дания – 56,3 года, Финляндия – 57,1 год, Словакия – 57,5 лет.
Можно, конечно, сказать, что в данном случае у нас «соседство» хорошее, но это упрек в сторону Дании и Финляндии, а не заслуга Латвии.
Самая же высокая продолжительность здоровой жизни наблюдается в Мальте – 71,4 года, Италии – 69,1 лет, Греции – 66,6 лет. А средний показатель по Евросоюзу составляет 63,1 год.
■ ■ ■
В этом случае почему у нас возраст выхода на пенсию составляет 65 лет (при этом время от времени появляются разговоры, что его могут повысить еще больше)? Ведь с точки зрения трудоспособности пенсионный возраст должен быть равен средней продолжительности здоровой жизни – а в Латвии, это, напомним, 52,7 лет.
Фактически это означает, что в среднем после достижения возраста 52,7 лет трудоспособность у людей падает, состояние здоровья ухудшается, но, несмотря ни на что, люди вынуждены работать. А куда денешься, ведь пенсионный возраст у нас составляет 65 лет?
■ ■ ■
Но главный вопрос – а почему же в Латвии такая низкая продолжительность жизни – как общей, так и здоровой?
В демографии выделяют множество факторов, влияющих на продолжительность жизни – климатические условия (в средиземноморских странах с мягким климатом люди живут дольше), вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики), экология окружающей среды.
Но все же одним из главнейших факторов, влияющим на продолжительность жизни, является развитие медицины. Чем выше уровень здравоохранения, тем больше вероятность того, что люди будут жить дольше. Ведь доступ к качественной медицинской помощи позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях, когда их лечение наиболее эффективно. Регулярные профилактические осмотры, вакцинация и скрининговые программы помогают предотвращать развитие многих болезней. А современные медицинские исследования и разработки приводят к появлению новых лекарств и терапевтических методов, которые позволяют успешно лечить ранее неизлечимые заболевания.
Например, успехи в лечении онкологических заболеваний, сердечно-сосудистых заболеваний и инфекционных болезней значительно увеличили продолжительность жизни. При этом развитие инфраструктуры здравоохранения, расширение сети медицинских учреждений и увеличение числа квалифицированных специалистов делают медицинскую помощь более доступной для населения, что особенно важно для отдаленных и малообеспеченных районов.
Таким образом можно прийти к выводу, что низкая продолжительность жизни в Латвии в первую очередь может быть связана с плохим развитием здравоохранения.
■ ■ ■
Эту версию подтверждает и исследование Организации экономического развития и сотрудничества (OECD). По мнению иностранных экспертов, низкая продолжительность жизни в Латвии объясняется размером финансирования, выделяемым на сектор здравоохранения.
Результаты исследования показывают, что с увеличением финансирования сектора здравоохранения увеличивается и средняя продолжительность жизни населения. Ну а по уровню финансирования здравоохранения Латвия также находится в конце списка среди стран Евросоюза.
Согласно установленным нормативам, финансирование здравоохранения в Латвии должно составлять не менее 4% от ВВП. Для сравнения – в Эстонии этот показатель составлял 6,7% от ВВП, в Литве – 5,9% от ВВП.
Мало того, Латвия включена в группу стран с повышенным риском. Согласно исследованию, Латвия занимает первое место среди стран OECD по количеству смертей, которые можно было бы частично или полностью предотвратить, внедрив соответствующую политику здравоохранения.
Ведь низкая продолжительность жизни еще связана и с тем, что некоторые люди умирают в возрасте 40–50 лет, не дожив даже до пенсии.
■ ■ ■
Фактически это результат всех проводимых реформ в отрасли здравоохранения, особенно во время кризиса 2008 года. Закрытие больниц, сокращение количества больничных мест привело к снижению доступности медицины.
«Латвийское здравоохранение, пожалуй, претерпело столько же реформ, сколько и любая другая сфера нашей страны, за исключением разве что образования. Причем без дополнительного финансирования. Само собой разумеется, ни одна из них не дала ощутимых результатов. Доступ к здравоохранению сокращается, и мы стремительно переходим к платному медицинскому обслуживанию. В настоящее время в нашей стране пособия по инвалидности получают более 211 тысяч человек, и причина этого – отсутствие доступа к своевременной и современной медицинской помощи», – жалуются в Латвийском обществе врачей.
Латвийский альянс редких заболеваний, объединяющий и представляющий 17 организаций пациентов, при обсуждении законопроекта о финансировании и администрировании здравоохранения настаивает на том, что финансирование отрасли должно составлять не менее 6% ВВП.
Но так уж сложилась бюджетная политика, что, несмотря на все обещания, здравоохранение в реальности не является приоритетной отраслью.
■ ■ ■
По всем признакам, ситуация в здравоохранении продолжает ухудшаться. Председатель правления Латвийского общества больниц Евгений Калейс отметил, что в первой половине года большинство лечившихся пациентов были прошлогодними. «И мы начинаем лечить пациентов этого года уже сейчас, при этом их лечение переносим на следующий год и 2027 год», – пояснил Калейс.
Калейс в передаче Латвийского радио Pēcpusdiena отметил, что очереди в следующем году будут еще длиннее, чем в этом году, учитывая запланированный бюджет здравоохранения на следующий год, который, по словам Калейса, фактически не изменится, а также инфляцию и рост расходов.
В результате из-за недостатка финансирования у больниц стали образовываться долги. По данным Министерства здравоохранения, только в этом году для нормальной деятельности больницам необходимы дополнительно 500–700 миллионов евро. Только где эти деньги взять?
■ ■ ■
В бюджете дополнительных денег для медицины нет, у нас сейчас другие приоритеты. Поэтому велика вероятность, что в будущем средняя продолжительность жизни в Латвии начнет сокращаться.
Ведь в какой-то степени низкая продолжительность жизни даже выгодна правительству – надо будет выделять меньше средств на выплату пенсий и социальную политику.
Высокая продолжительность жизни становится роскошью, которую латвийское государство не может себе позволить.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист